Техосмотр в Бурятии не оправдал ожиданий

УФАС РБ рассмотрит дело компаний ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр». Между ними был заключен договор об оказании информационных услуг: страховая компания информировала клиентов о возможности прохождения техосмотра у ЗАО «Техосмотр».
Общество |

На 29 февраля Бурятским УФАС России назначено рассмотрение дела по компаниям ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. Дело было возбуждено 8 февраля по материалам, предоставленным прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ. Однако, по информации Бурятского УФАС России, в связи с тем, что местом заключения договора между организациями является г. Москва, дело может быть передано в ФАС России.

В прокуратуру Железнодорожного района г. Улан-Удэ поступили заявления от физического лица и некоммерческого партнерства (далее – НП) «Техконтроль АТС РБ». В ходе проверки прокуратура Железнодорожного района установила, что ООО «Росгосстрах» заключала с клиентами договоры автогражданской ответственности в отсутствии у страхователей талонов ТО, что является нарушением закона об ОСАГО. Как сообщает «Байкал-Дейли», аналогичные нарушения выявлены в сёлах Хоринск и Тарбагатай.

В ходе подготовки материалов Бурятским УФАС по России по факту обращений были обнаружены нарушения в ч. 4 п. 11 Федерального закона о конкуренции. В частности, между ООО «Россгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» был заключен договор об оказании информационных услуг. То есть страховая компания информировала клиентов о возможности прохождения техосмотра у ЗАО «Техосмотр».

Еще одним дополнительным соглашением к указанному договору была выдача Росгосстрахом по поручению ЗАО «Техосмотр» предзаполненных бланков, которые не являются документом, подтверждающим успешное прохождение техосмотра. Однако антимонопольное ведомство факты нарушения закона о защите конкуренции пока не подтвердило.

Напомним, что новая процедура прохождения техосмотра вступила в силу с 1 января 2012 года. Однако сложившаяся ситуация с ТО стала профанацией нового закона. Это и вызвало недовольство со стороны других его участников – страховых компаний и операторов технического осмотра.

7 февраля в Улан-Удэ члены некоммерческого партнерства «Техконтроль АТС РБ» совместно с представителями страховых компаний провели конференцию, в ходе которой обсуждались проблемы, с которыми столкнулись операторы ТО при проведении техосмотра по новым правилам, а также были высказаны предложения по усовершенствованию закона. В ходе конференции говорилось, что разработчики закона допустили серьезную ошибку, передав право проведения ТО транспортных средств страховым компаниям.

– Юристы крупной страховой компании, заинтересованные в получении как можно большей прибыли, увидели для себя выгоду в новом законе, – отметил тогда гендиректор НП Герман Хагдыров. – Отстранение от техосмотра МВД, Минтранса и Минобразования является некорректным.

По мнению членов некоммерческого партнерства, подобные махинации с техосмотром явились результатом недоработки закона. Ведь изначально при разработке закона речь шла о саморегулируемых организациях. Однако за месяц до вступления закона в силу его нормативная база кардинально поменялась, и ключевым игроком стал Российский союз автостраховщиков. Ему и были отданы функции контроля и аккредитации операторов технического осмотра.

В личной беседе Герман Хагдыров сообщил «Новой Бурятии» о том, что при разработке закона, возможно, имеет место лоббирование интересов Росгосстраха, поскольку именно эта страховая компания одной из первых была готова включиться в работу.

– Юристы Росгосстраха продумали всю схему, нашли лазейки в законе и установили, как использовать их в личных целях, – заявил Герман Хагдыров. – После 20 декабря Росгосстрах стал обучать своих сотрудников, как правильно заполнять документы, а в первый рабочий день 10 января у ЗАО «Техосмотр» оказалось 2,5 млн талонов ТО нового образца. И они начали ими торговать. При этом другие операторы ждали получение талонов старого образца в подразделениях МВД. Когда же мы попытались привлечь страховую компанию к ответственности совместно с прокуратурой, выяснили всего лишь одно нарушение – выдачу талонов без фактического осмотра автомобилей. Все продумано грамотно, потому очень сложно доказать состав преступления.

Подобные прецеденты зафиксированы повсеместно в России. Так, по тому же факту, что и в Улан-Удэ, было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Росгосстрах» в г. Великие Луки Псковской области. На Сахалине ЗАО «Техосмотр», по словам Германа Хагдырова, прекратило свою деятельность.

Кстати, само ЗАО «Техосмотр», по словам Германа Хагдырова, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), было зарегистрировано в июне 2011 года под названием «Паладин» в квартире, расположенной в пятиэтажке на 1-й улице Текстильщиков г. Москвы. В этой же квартире получили «прописку» еще около 200 юрлиц. Учредителем «Паладина» выступило некое ЗАО «ФОРБ», специализирующееся на регистрации организаций и продаже «фирм под ключ». А в ноябре, за несколько дней до заключения партнерского договора с Росгосстрахом, ЗАО «Паладин» переименовали в «Техосмотр» и перерегистрировали в гараже во 2-м Южнопортовом проезде.

Никаких филиалов, представительств или иных обособленных подразделений, по данным ЕГРЮЛ на 1 февраля, эта компания с уставным капиталом в 30 тыс. рублей не имеет. Всего в деятельности ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр», как сообщили на конференции, выявлено 98 нарушений по всей России. А для того чтобы лишить аккредитации, достаточно всего лишь двух нарушений. Тем не менее обе компании продолжают работать и сотрудничать. Однако 3 февраля им было выдано предписание о прекращении практики выдачи клиентам договоров ОСАГО без осмотра.

Сам Росгосстрах отрицает не только аффилированность с «Техосмотром», но и его монопольный статус. Как пишет «Фонтанка.ру», глава Росгосстраха Данил Хачатуров заявил о том, что сейчас его компания имеет договоры с полутысячей операторов ТО по всей стране. «Новый закон – один из самых антикоррупционных за последние годы, он способствует развитию малого бизнеса, – убежден президент Росгосстраха. – Нет никакой монополии – любой желающий, даже пенсионер, вложив 170 тыс. рублей, может открыть ПИК».

То обстоятельство, что закон, принятый в спешке, имеет массу нестыковок, подтверждают другие недоработки. До сих пор отсутствует единая автоматизированная система ТО, из-за чего операторы ТО вынуждены вручную заносить данные о транспортном средстве, прошедшем техосмотр. Это требует значительных затрат времени вместо обещанных по закону 30 минут. Остро стоит и вопрос о программе, по которой будут обучаться будущие операторы ТО. А вот квалификационные требования к специалистам ТО выдвинул почему-то Минпромторг, не имеющий, по сути, ничего общего с техосмотром.

Аналогичный закон, по словам Хагдырова, был принят в прошлом году в Казахстане. Там он прижился и эффективно работает. У нас же велика вероятность того, что, застраховав свою машину, автомобилисты не пойдут проходить реальный техосмотр. А это может грозить ростом ДТП на российских дорогах.

Кол-во просмотров: 787

Поделиться новостью:


Поделиться: