С 1 января 2012 года вступают в силу новые правила прохождения техосмотра автомобилей. Начиная с будущего года, освидетельствовать транспорт будут специалисты независимых станций технического обслуживания, прошедшие аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
В основные задачи РСА, помимо прочих, будут входить регистрация, контроль деятельности операторов техобслуживания и проверки. Проводящие техосмотр операторы будут назначать цену своей работы в зависимости от объема выполненных процедур, но, согласно прогнозам думского комитета по транспорту, стоимость ТО не будет превышать 3 тыс. рублей.
На минувшей неделе правительство России официально утвердило правила проведения техосмотра автомобилей. Начиная с будущего года, его можно пройти в любой точке страны независимо от места регистрации автомобиля. Для этого надо лишь представить необходимые документы: любое удостоверение личности, доверенность (для тех, кто не является собственником авто), свидетельство о регистрации, а если его нет, то паспорт транспортного средства.
Функции проведения техосмотра теперь переданы от МВД к Российскому союзу автостраховщиков, который будет выдавать лицензии на выполнение работ техническим операторам. При этом МВД будет вести базу данных техосмотра, которой могут воспользоваться все операторы, предоставляющие гражданам эту услугу, а также страховые организации. До 2014 года наряду с частными пунктами ТО будут работать и государственные, относящиеся к структуре органов внутренних дел, где диагностика автомобилей будет проводиться с участием сотрудников ГИБДД. К 2014 году функции по техническому осмотру транспорта должны быть полностью переданы независимым станциям техосмотра.
Количество проверяемых параметров сократится почти до 67 позиций. Согласно нововведениям, в машине не будут проверяться «конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска». Необязательным станет наличие в машине аптечки, зато теперь появились регламентированные требования к огнетушителям. Если раньше от водителя требовалось только наличие огнетушителя в салоне, то теперь обязательно возить с собой двухлитровый порошковый или хладоновый баллон. Изменится процедура диагностики световых приборов. Отныне технический оператор будет проверять лишь их наличие, цвет, силу света и направление пучка. По ГОСТу сами фары должны излучать белый свет, поворотники – желтый, передние габариты – белый, задние – красный. Стоп-сигналы автомобиля должны быть красными, фонари заднего хода белыми, передние противотуманные фары – либо белыми, либо желтыми, а задние – красными.
Тюнинг автомобилей также не останется без внимания. Согласно ГОСТу, лобовое стекло авто должно иметь пропускную световую способность не менее 75%, передние боковые – 70%, тонировка остальных стекол автомобиля не регламентируется. Работу дополнительных приборов (фар или прожекторов на крыше), а также законность установки дополнительных элементов кузова, силовых бамперов, осветительных приборов (к примеру, ксеноновых ламп) проверять не будут. По-прежнему будет уделяться внимание проверке состояния рулевого управления и тормозной системы, колес и шин, глубину износа протекторов. Также будут производиться замеры вредных выбросов и шума.
Осмотр автомобилей будет проводиться в среднем от 30 минут до полутора часов в зависимости от категории транспортного средства. В конце будет выдана диагностическая карта, в которой будет указано, годен автомобиль к пользованию или нет. Если машина прошла проверку, выдается талон техосмотра. Если же оператор сделает заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, водителю придется пройти ТО еще раз. Повторная диагностика будет платной, но проверять будут только те параметры, которые оператор счел не прошедшими аттестацию в первый раз.
От прохождения проверок будут освобождены машины возрастом менее трех лет. Владельцы легковых такси, автобусов и перевозчики опасных грузов обязаны предоставлять свои транспортные средства на ТО каждые шесть месяцев.
Кроме этого, документ окончательно закрепляет положение праворульных автомобилей – расположение руля слева становится необязательным.