Театрал со стажем раскритиковал постановку в Бурятском драмтеатре

Галсан Зоригтуев:«...возникло стойкое ощущение, что нахожусь в школьном театре»
Культура |
Фото Театрал со стажем раскритиковал постановку в Бурятском драмтеатре
Фото: Зорикто Дагбаев

Как рожденный в СССР театрал со стажем, застал еще Сахьянову на излете карьеры, обожал пантомимы театра «ЧелоВЕК», особенно любил ходить в Бурятский театр драмы в дни Сагаалгана. Пишу «любил», потому что от последнего представления в Бурятском драмтеатре 12 февраля «Бар жэлэй найр наадан» («Праздник года Тигра») не могу отойти до сих пор.

Я не профессиональный театровед, а простой зритель, купивший билет на праздник Сагаалгана в театре. Праздника я не получил. Напротив, настроение сразу куда-то улетучилось. Темнота на сцене, темные костюмы на артистах. Сначала терпеливо ждал, думал, что это такой режиссерский ход с черным Тигром.

Когда ведущая артистка начала читать текст с листа в сценках, возникло стойкое ощущение, что нахожусь в школьном театре. Режиссеру явно не хватило здесь драматизма. Потому что Сагаалган в сельском клубе лучше проходит. Душевнее точно. Я все же решил дотерпеть до конца. Не помогла даже традиционная песня про Сагаалган.

В фойе встретил друзей, не менее возмущенных представлением. Они сказали, что режиссером Сагаалгана в этом году выступила Эржена Жамбалова. На сайте театра я прочитал, что это был «плод коллективных усилий всей театральной труппы, в том числе режиссера Сойжин Жамбаловой». А координатором выступила «заслуженный работник культуры России Эржена Жамбалова, для которой постановка стала возвращением в творческую среду» после многих лет администрирования. Статья так и называлась «Икебана Эржены Жамбаловой».

Сказать, что я был ошарашен, ничего не сказать. Когда-то поражавшая нас новыми песнями и спектаклями, она теперь не вылезает из скандальных историй. Ведь я тоже водил свою пожилую тетю на 9 мая в оперный театр, когда Жамбалова почти час занималась чтением однообразных писем погибшего солдата.

Зрители переглядывались и вопрошали друг у друга, почему женщина читает от имени мужчины. И согласен с тем, что потом написала Туяна Будаева, театральный критик: «Надо было так читать эти письма, чтобы зал не дышал, потому что ком в горле. Надо было художественно произносить со сцены не художественный текст, а сделать музыкально-визуальное оформление чтения, может, тогда смотрелось бы нормально».

Мне же тогда подумалось, как хватает времени у директора театра еще читать стихи со сцены? Или сэкономила на нормальных артистах под ширмой патриотической риторики? Как можно так поступать с пожилыми людьми, которые в условиях пандемии, с риском для жизни пришли в театр, чтобы насладиться настоящим искусством.

В Бурятском драмтеатре зрители более терпеливые. Никто не кричал, как в оперном: «Халтура», «Скукота». Хотя очень хотелось многим крикнуть, как 9 мая: «Хватит!». Критиковать можно бесконечно, легче не станет. 9 мая после окончания вечера многие зрители побежали к администраторам, требуя вернуть деньги за билеты.

После такого Сагаалгана в Бурдраме «координатору режиссерской группы» Эржене Жамбаловой тоже следовало вернуть зрителям деньги. И если ее провал 9 мая в оперном можно было бы списать на «тупых зрителей», то халтура в драмтеатре ничем не оправдана. Есть подозрение, что такие как Эржена Жамбалова, потерявшие форму и чутье, получают зарплату независимо от качества своего творения. И пока эта старая гвардия не уступит место молодым талантам, зрители так и будут получать халтуру. 

Автор: Галсан Зоригтуев

 

Кол-во просмотров: 1436

Поделиться новостью:


Поделиться: