В конце октября в библиотеке им. А.С. Пушкина прошла конференция, посвящённая 120-летию путешествия в Тибет нашего земляка, учёного Гомбожаба Цыбикова. Он не только прожил в столице Тибета Лхасе девять месяцев, но сумел сделать там (одним из первых в мире) большое количество фотографий. Эти снимки, а также книга «Буддист-паломник у святынь Тибета» принесли ему всемирную известность.
Участникам конференции был показан фильм, снятый о Цыбикове несколько лет назад творческой группой ГТРК «Чита» под руководством режиссера Надежды Павленко, которая сама и презентовала эту картину. Выступавшие историки, работники архивов и музеев из Читы и Агинского не только рассказали о различных этапах жизни этого человека, но и подчеркнули, что в его биографии всё ещё много тайн и загадок.
Открытия Татьяны Константиновой
Одной из первых выступила известный учёный, работник Государственного архива Забайкальского края Татьяна Константинова. Она рассказала, как ей после многолетних поисков удалось найти личное дело гимназиста Гомбожаба Цыбикова. Когда, к примеру, в 2006–2007 годах снимался фильм о Цыбикове, Татьяна Андреевна вслед за другими советскими исследователями биографии этого учёного говорила, что он блестяще окончил Читинскую мужскую гимназию, но в прошении о присуждении золотой медали ему военным губернатором было отказано. Цыбикову вручили медаль, но серебряную.
Цыбиков - студент Фото: предоставлено А. Бариновым
— Я много лет искала личное дело Цыбикова, — рассказывала Татьяна Андреевна, — и не находила. – А потом подумала, что Цыбиковым он стал по бурятской традиции, то есть его фамилия — это имя его отца. Его отца звали Цыбек Монтуев. А как бы записал русский учитель? Наверняка, как Гомбожаб Монтуев. Стала искать дело гимназиста Монтуева. И нашла. В первых классах так и писали, а потом уже в старших классах стали писать Цыбиков, но дело-то одно.
Тогда стала понятной и история с медалью. Гомбожаб блестяще учился в младших и средних классах, а в старших «съехал». И только поэтому губернатор не смог дать согласия на золотую медаль. Это не отвечало существовавшему положению. То есть губернатор не виноват, а сам ученик подкачал.
Эта история показала, что и спустя годы после того, как об этом учёном написаны многочисленные книги, статьи и сняты фильмы, мы всё ещё многое не знаем.
Татьяна Андреевна особо подчеркнула, что наименее изученный период в его биографии – это 1917 – 1930 годы. Достаточно прочесть краткую биографическую справку в «Энциклопедии Забайкалья», чтобы понять, что Цыбиков был всегда сторонником только одной партии – своих бурят, у которых и партии-то какой-то особой не было. Поэтому он и поддерживал в декабре 1917 года Народный Совет, выступавший против большевиков и… атамана Семёнова. Потом при атамане избирался в Народное Собрание, которое напоследок пытался сформировать Григорий Михайлович.
А позже Гомбожаб Цыбиков избирался в состав Учредительного Собрания буферной (между Советской Россией и Японией) Дальневосточной республики (ДВР). Работал и с Советами, даже работы Владимира Ленина о крестьянстве переводил на бурятский. Сам же он в одной из автобиографий писал, что всегда был беспартийным. Цель у него была одна – развитие просвещения и образования бурятского народа.
Цыбиков - первый учёный секретарь Буручкома Фото: предоставлено А. Бариновым
А теперь обратимся к традиционному финалу его биографии. Почему традиционному? Потому что и сегодня он считается единственно правильным. Как уверена Татьяна Константинова, он максимально отвечает ментальности бурятского народа, с чём лично я несогласен.
Традиционная версия
Более полно она изложена в изданной в 1990 году в Иркутске книге «Гомбожаб Цыбиков», написанной основателем окружного краеведческого музея, исследователем истории степной Аги Жигжитжабом Доржиевичем Доржиевым в соавторстве с Александром Михайловичем Кондратовым. Самое интересное, с моей точки зрения, я выделю.
«В пяти километрах от Агинского стояло здание Агинской аймачной больницы. Здесь и прошли последние дни знаменитого путешественника, — рассказывали авторы книги. — Когда больному стало совсем плохо, то его перенесли в юрту, которую по его же просьбе поставили в огороде больницы. Там он лежал под наблюдением врача-бурята Лыксык Жабэ, каждую минуту бодрствования посвящая чтению книг. Почувствовав приближение смерти, ученый не потерял самообладания. Он попросил уйти близких родственников, поставить рядом с ним часы… 20 сентября 1930 года профессора Цыбикова не стало.
Родные хотели похоронить учёного на его родине, в Урдо-Аге. Но могила была вырыта в другом месте, в десяти километрах от больницы, в Агын-Булагтуй… А через несколько дней обнаружилось, что могила Цыбикова раскопана. Неизвестные лица извлекли тело и похитили его! Нетрудно догадаться, кому оно понадобилось: ведь именно из человеческого черепа изготавливается чаша, именуемая «габал», которая играет большую роль в мистических обрядах ламаистов. И чем ученее или известнее человек, тем более ценной является чаша-габал, изготовленная из его черепа (самому Цыбикову удалось видеть чашу, которую сделали из черепа матери Цзонхавы).
Чаша-габала, фото Г. Цыбикова Фото: предоставлено А. Бариновым
Ясно, что здесь приложили руку «святые» ламы: ведь Цыбиков побывал в самой Лхасе, дважды видел Далай-ламу, был учёным человеком, профессором…
Началось следствие. В округе толковали о том, что Цыбиков умер не своей смертью, что его отравили ламы за предание гласности сокровенных тайн Тибета, за атеистическую пропаганду и т. д. Однако следствие результатов не дало: злоумышленники, осквернившие могилу, так и не были найдены…
Тело Цыбикова искали многие. Долго шли разговоры и догадки, что, возможно, агинские ламы сумели отправить габалу в Лхасу, стараясь тем самым заполучить благосклонность Далай-ламы, или же спрятали её у себя.
Было известно, что после возвращения Цыбикова из Тибета участились проникновения в Агинскую степь пеших лам из Тибета под видом паломников. Возможно, они были разведчиками с заданием доставить габалу Цыбикова в Тибет. За его голову объявлялась большая сумма. Цыбикову, путешествующему инкогнито, грозила постоянная опасность, по тибетскому закону его могло ожидать обезглавливание. Так погибли французский путешественник Дютройль де Ренс, японец Кавагучи и другие».
Лхаса, фото Г. Цыбикова Фото: предоставлено А. Бариновым
А вот в статье «Открытие мира Майтреи», написанной в 1976 году собкором журнала «Вокруг Света» по Восточной Сибири Николаем Яньковым, речь уже шла только о пропавшей голове:
«Профессор умер в Агинском осенью 1930 года. Но где же могила Цыбикова?
Ананда Лыксоков и старый учитель Дарма-Базар Жигмитов озадачены и смущены этим вопросом. Ананда ведёт к себе — он живёт сейчас в домике профессора. Маленький сарай, летник, загон для овец. Во дворе заметны следы фундамента — плиты камня, которые составляют квадрат примерно в четыре квадратных метра.
- Здесь стоял субурган. — говорит Ананда. На пути от Урги до Лхасы профессор видел тысячи субурганов — молитвенных ступ. Субурган остался для него символом Тибета. Очевидно, в память о своём походе профессор построил субурган возле своего домика. За год до смерти профессор задумал большой атеистический труд — мне показывали его тетрадь с набросками и доброй сотней цитат из сочинений философов о боге.
- Агинский дацан того времени, — говорит Дарма-Базар, — имел на Цыбикова свои виды. Когда профессор умер, ламы сделали всё, чтобы заполучить его останки.
- Габала?!
- Ламы старались держать это в тайне…
Ананда Лыксоков показывает портрет своего отца: первый бурятский врач, получивший европейское образование. Лыксок Жабэ. Гомбожаб Цыбиков умер на руках Лыксока Жабэ. Тот был его лечащим врачом и работал в больнице, которая располагалась в храме дацана.
Смерть профессора (умер он в бурятской войлочной юрте, которую распорядился поставить перед самой смертью) вызвала скорбь и растерянность близких людей, чем и воспользовались ламы: Цыбиков был похоронен на кладбище дацана по старому обычаю, на поверхности земли. Тела умерших пеленали кусками ткани и укладывали их на деревянные подставки. Именно так и был похоронен Цыбиков. На другой день после похорон родственники увидели, что тело профессора обезглавлено…
Кто из лам это сделал — осталось тайной, таинственно исчезла и сама габала. Её искали многие. Возможно, агинские ламы сумели переправить габалу в Лхасу, стараясь тем самым заполучить благосклонность далай-ламы, или же спрятали её у себя».
Тайна пропавшего учёного
Впервые своими сомнениями и версиями на эту тему я поделился в статье «Пропавшая голова профессора Цыбикова», опубликованной 20 мая 2004 года в приложении газеты «Забайкальский рабочий», называвшемся «Забайкальская новь». За прошедшие 15 лет никто мои доводы так и не опровергнул. А потому повторюсь.
Гомбожаб Цыбиков Фото: предоставлено А. Бариновым
Понятно, что в советский период иные версии, тем более, те, в которых присутствовали не только ламы, но и, к примеру, органы ОГПУ-НКВД-КГБ, просто не были бы опубликованы.
Лам Агинского дацана обвиняют, как нечто само собой разумеющееся. Версия приводится, как хоть и не доказанная, но вроде не вызывающая сомнений и довольно известная. А ведь даже при внимательном прочтении двух приведённых выше фрагментов появляются серьёзные вопросы, на которые нет ответа.
Что всё же пропало: тело целиком или только голова? И если только голова, то кто подтвердил, что тело принадлежало именно Цыбикову? Только врач и друг Гобожапа Лыксык Жабэ? Почему родным, которые хотели похоронить учёного на его родине, в Урдо-Аге, не дали этого сделать? Тело всё же закопали или оставили на поверхности?
Почему, если дело так и не было завершено, во всём обвинили именно лам? Откуда известно, что «после возвращения Цыбикова из Тибета участились проникновения в Агинскую степь пеших лам из Тибета под видом паломников»? Откуда известно, что «за его голову объявлялась большая сумма»?
Кто в округе тогда «толковал», что Цыбиков умер не своей смертью, что «его отравили ламы за предание гласности сокровенных тайн Тибета, за атеистическую пропаганду»? Почему власти с 1930 по 1938 год не провели ни одного показательного процесса над ламами, если они были действительно виновны в преступлении?
Дело в том, что головами великих людей интересовались в тот период не только ламы. Так, к примеру, с 1925 года в знаменитой Кунсткамере хранилась голова грозного Джа-ламы, сражавшегося за независимость Монголии сначала с китайцами, а затем с советскими войсками.
В Европе в ХIХ и ХХ веках также «увлекались» головами великих людей. Широко известны случаи исчезновения из могил голов философа Рене Декарта или композитора Йозефа Гайдна. В 1902 году в Германии имперским декретом была запрещена «система Галля». Приверженцы теории Франца Йозефа Галля утверждали, что о духовных и умственных способностях человека можно судить по размерам и форме его мозга и черепа. Не тут ли черпали свои «знания» нацисты Третьего рейха, также увлечённые проблемами форм и размеров черепов?
К слову сказать, в 1926 году в Берлине и Мюнхене были основаны небольшие тибетские землячества. Один из тибетских монахов испытывал пристальный интерес к растущему нацистскому движению и получил некоторую известность своими точными предсказаниями количества мест, полученных членами национал-социалистической партии на выборах в Рейхстаг.
Ну а увлечение лидеров фашисткой Германии, прежде всего Гитлера, оккультными делами, сегодня хорошо известны. Также известно, что в 20-х — начале 30-х годов у Советского Союза были достаточно дружественные отношения с Германией, и немецкие специалисты весьма свободно передвигались по территории нашей страны.
Исходя из этого, можно высказать несколько иных версий.
Версия первая. Голова профессора была похищена сотрудниками органов ОГПУ, в которых в тот момент были специальные подразделения, занимавшиеся оккультными делами. Именно ими был запущен слух, что голова похищена ламами. Как такого рода органы умели распускать слухи, известно.
Версия вторая. Голова Гомбожаба Цыбикова похищена сотрудниками органов ОГПУ с целью передачи её в качестве дара коллегам из Германии, увлекающимся оккультизмом. Или это похищение было организовано германцами самостоятельно.
Однако против этих версий говорит… фактор времени. Нужно было узнать о болезни, а затем о смерти Цыбикова, чтобы столь оперативно всё осуществить. Или самим организовать «болезнь» профессора и лишь ждать её исхода. Но это всё же достаточно сложно.
Можно предполагать и бытовую версию. Как рассказала заместитель главы Агинского района Дарима Дугарова на конференции в «Пушкинке», супруга Гомбожаба Цыбикова Лхама Норбоева полюбила его ещё до путешествия в Лхасу, помогая собирать его в дальнюю дорогу. Но пока он путешествовал, её выдали замуж.
Они встретились спустя несколько лет, когда Цыбиков уже преподавал во Владивостоке. Он приехал на родину и встретился с ней на ярмарке в Агинском. Кто из них инициировал побег, сегодня трудно сказать. Но они бежали прямо с ярмарки. Муж Норбоевой кинулся в погоню, но беглецы успели сесть на поезд. Ненависть и обида – сильные чувства, а месть может вынашиваться годами. Потому и версию мести со стороны бывших родственников жены учёного исключать нельзя.
Мне же самой вероятной кажется четвёртая версия. К слову сказать, она понравилась и многим участникам конференции 25 октября 2019 года.
Голову никто не похищал, как и тело. Гомбажаб Цыбиков сам всё это организовал. В 1929—1930 годах росла волна репрессий против «буржуазных специалистов» и, соответственно, «буржуазных учёных». В 1930 году начались репрессии против учёных вузов Владивостока и Иркутска, в которых он работал. Его самого публично обвинили в приверженности к «панмонголизму», от чего до обвинения в шпионаже в пользу Японии – один шаг.
Более того, в этом случае могли пострадать родные и близкие, родственники и друзья. Ради их защиты стоило рискнуть. С помощью своего друга Лыксока Жабэ учёный вполне мог «организовать» свою смерть, а затем при поддержке «заклеймённых» лам перебраться в тот самый Тибет, о котором он рассказал миру. Когда я впервые рассказал о последней версии ректору Агинского Буддийского университета Бабу-ламе, он согласился, что в данном случае обвинения лам не выдерживают серьёзной критики. А затем вспомнил, что после смерти профессора исчезла бывшая у него золотая фигурка Будды. Возможно, он захватил её с собой…
Фото: Aleksandr sopov
И вот теперь хотелось бы вернуться к самому началу всей этой истории. Той, что произошла 120 лет назад и позже принесла Гомбожабу Цыбикову всемирную известность.
«Буддист-паломник у святынь Тибета»
Сегодня в России о Гомбожабе Цыбикове всё чаще говорят, как о российском разведчике, который наряду с другими отечественными путешественниками, изучал «Вершину мира» — Тибет. Это подхватили и наши китайские соседи, называющие его российским шпионом. На мой взгляд, ошибаются и первые, и вторые.
Дворец Портала, фото Г. Цыбикова Фото: предоставлено А. Бариновым
Не вызывает сомнения, что получивший гимназическое и университетское образование в России, Гомбажаб Цыбиков был российским учёным. Но вместе с тем, он в момент своего путешествия был верующим буддистом. Не случайно, он испортил отношения с опекавшим его Петром Бадмаевым, отказавшись креститься. И кроме того, он ведь вполне обдуманно дал своей книге конкретное и честное название — «Буддист-паломник у святынь Тибета».
Это, вероятно, понимали и представители разведок Японии и США, даже не пытавшиеся завербовать его в то время, когда он жил в Чите — столице атамана Семёнова. Не тронули Цыбикова во время Гражданской войны, когда его смерть можно было «свалить» на кого угодно, и тибетцы, у которых помощников в Забайкалье было достаточно.
К слову сказать, альбом, сделанный Российским географическим обществом с его фотографиями и подаренный ведущим академиям наук Старого и Нового Света, он в 1907 году лично преподнёс Далай-ламе ХIII. И тому альбом очень понравился.
Теперь стоит рассказать о некоторых событиях, которые раньше не связывались между собой.
В середине 90-х годов ХIХ века Великобритания и Франция, колонизировавшие к тому времени всех соседей Таиланда (Бирму, Вьетнам, Камбоджу, Лаос), решили разделить и Сиам — как назывался тогда Таиланд. Король Сиама Рама V Чулалонгкорн, познакомившийся с императором России Николаем II во время кругосветного путешествия, которое тот совершил в 1891 году, будучи ещё наследником престола, решил использовать в своих интересах Россию. И в 1897 году отправился в Петербург.
Рама V и Николай II Фото: предоставлено А. Бариновым
Визит был хорошо подготовлен, короля встречали как дорого гостя, а его фотография с императором была напечатана во всех европейских газетах. Более того, был подписан договор об установлении дипломатических отношений. В итоге и французы, и британцы оставили свои попытки покорить Сиам. Французская эскадра, уже стоявшая у берегов этой страны, развернулась и ушла во Вьетнам. Весь буддийский мир узнал об этой победе Сиама.
И на следующий год состоялся исторический визит в Петербург Агвана Доржиева, полномочного представителя Далай-ламы ХIII. Случайное совпадение? Не думаю.
Далай-лама ХIII родился в 1876 году. Совершеннолетия, то есть 21 года, он достиг в 1897 году. При этом ему удалось победить китайских «надсмотрщиков». Дело в том, что до него четверо Далай-лам были умерщвлены правившими до их совершеннолетия регентами, которые представляли интересы китайских амбаней (высших чиновников). Своего регента он очень своевременно заточил в монастырь. Победил он и собственных консерваторов. И помогал ему в этой борьбе забайкальский бурят Агван Доржиев, занимавший в иерархии Тибета высшие должности. Именно он стал ближайшим советником и соратником Далай-ламы.
Далай-лама ХIII Фото: предоставлено А. Бариновым
В треугольнике трёх великих держав (Китай, Великобритания и Россия) надо было на кого-то опереться. Китай был знаком и понятен, ничего хорошего от него ждать не приходилось. Что может сделать Британия, было видно по Индии. Оставалась Россия, выходцем из которой был сам Агван Доржиев. Ему нужно было сделать всё, чтобы успеть открыть свою страну современному миру до того, как китайцы или британцы начали бы агрессию.
Этим была продиктована и первая его поездка, и вторая, которую Агван Доржиев совершил в 1900 году. В Ливадии, около Ялты, он был принят Николаем II. А до этого Доржиев побывал в Париже (с 1893 года между Россией и Францией существовал оборонительный союз). В тот же год он вернулся в Тибет, захватив с собой из России калмыка Овше Норзунова. А там уже жил Гамбожаб Цыбиков. И тот, и другой делали снимки Лхасы. Их, возможно, незаметно прикрывали. От кого? От собственного населения, воспитанного в старых традициях закрытости.
Агван Доржиев в Петербурге Фото: предоставлено А. Бариновым
Агван Доржиев Фото: предоставлено А. Бариновым
В 1901 году Доржиев вновь посещает Европу. И в октябрьском номере парижского журнала «География» впервые публикуется фотография вида дворца Потала в Лхасе, сделанная Норзуновым. А в декабре 1901 года похожий снимок был опубликован в лондонском «Географическом журнале».
Вернувшийся же из путешествия в мае 1902 года Гомбожаб Цыбиков свой доклад с показом 32 диапозитивов сделал только через год. Понятно, что это была не одна фотография, а множество снимков. И такого Тибета, такой Лхасы, что он описал в своей книге, уже никогда не будет. Ведь уже вскоре ситуация в этой стране радикально изменилась.
Дело в том, что визитов Агвана Доржиева явно не хватило, а сам Далай-лама в Россию не поехал. Воспользовавшись начавшейся русско-японской войной, британцы летом 1904 года вторглись в Тибет, а Далай-лама ХIII вместе с Агваном Доржиевым вынуждены были бежать в Монголию, где с ними через некоторое время встретился Гомбожаб Цыбиков.
Его и Овше Нарзунова фотографии в американском «National geographic» были опубликованы в 1905 году, когда англичане в Лхасе «наснимались» вволю. Повезло, что в США британских снимков ещё не было (или они за них «заламывали» приличные суммы, а русским деньги были не нужны).
Англичане в Тибете в 1904 году Фото: предоставлено А. Бариновым
Что получила Россия от путешествия Цыбикова? Кроме научных знаний в области географии, ничего. А Тибет? Много всего, вплоть до дацана в Петербурге. Так что, если кому-то и помог Цыбиков, так это Тибету и Далай-ламе ХIII. Помешала же их плану сохранения независимости русско-японская война, которую помогли организовать всё те же англичане.Что получила Россия от путешествия Цыбикова? Кроме научных знаний в области географии, ничего. А Тибет? Много всего, вплоть до дацана в Петербурге. Так что, если кому-то и помог Цыбиков, так это Тибету и Далай-ламе ХIII. Помешала же их плану сохранения независимости русско-японская война, которую помогли организовать всё те же англичане.
Петербургский дацан Фото: предоставлено А. Бариновым
Правда, британцам пришлось уйти из Тибета несолоно хлебавши. А после Синьхайской революции 1911 года в Китае Далай-лама ХIII вернулся в Лхасу и провозгласил-таки независимость своей страны. И Россия ему тогда помогла.
Поэтому Цыбиков в Тибете был не изгоем, а героем.
А потому нельзя исключать, что его тело вместе с головой, в целостности и полном здравии, туда в 1930 году и отправилось. Понятно, что пока эта версия не доказуема, впрочем, также, как и версия традиционная. Ни тело, ни голова учёного найдены не были. И ставить точки во всех этих историях рано.
Лхаса, фото Г. Цыбикова Фото: предоставлено А. Бариновым
Источник: Чита.ру