На недавней встрече с Ее Императорским Высочеством, Великой княгиней Марией Владимировной в Центральной городской библиотеке им. И.К. Калашникова известный краевед и ученый-историк Алексей Тиваненко подарил ей свою книгу «Тайны байкальских глубин» и рассказал, как он в составе экипажа глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в 2008-2010 годах искал и нашел на недосягаемом дне Байкала обломки вагонов белочешского военного эшелона и желтые бруски металла, похожие на золото, но песчаный налет не позволил прочитать банковские клейма. Не было технической возможности и вынуть предполагаемые золотые слитки среди завала упавшей каменной осыпи и искореженных частей погибшего эшелона.
На Марию Владимировну этот рассказ произвел большое впечатление. В шутку она ответила, что как наследница царского дома Романовых готова в случае выемки похищенного золотого запаса Российской империи поделиться большими ценностями с теми, кто их достанет из глубин Байкала.
Тогда же Алексей Васильевич сказал Ее Высочеству, что у него готова к изданию книга «Золотой клад адмирала: правда и вымыслы о золоте Колчака» с большим количеством исторических фотографий, а также снимков разбитого эшелона и лежащих среди них золотых слитков, снятых камерами ГОА «Мир».
И вот эта книга на днях выходит из печати в одном из издательств Бурятии. Текст ее, насыщенный документально и изложенный хорошим литературным языком в стиле исторического детектива, захватывает с первых строк. Автором по крупицам воссоздана обстановка того времени «странной» Гражданской войны в Сибири (события, оказывается, разворачивались не в смене политической власти «белыми» и «красными», а в захвате противоборствующими сторонами золотого запаса России). Прослеживается трудный путь 7 «золотых» эшелонов с более чем 30 тыс. пудов золотых слитков и монет, платины, бриллиантов, бумажных ассигнаций и прочих ценностей из кладовых Казанского банка до берегов Байкала, и части их далее до Тихого океана, и, наконец, Чехословакии.
Автор увлекательно рассказал о случаях хищений золота по ходу движения поездов, организации схронов частей золота в тайге для намеченной белогвардейцами будущей партизанской борьбы с большевиками, о попытках колчаковских войск транспортировать слитки и монеты зимними тропами через Байкал, Восточные Саяны, Хамар-Дабан и Икатский хребет. Автор называет (вниманию кладоискателям!) даже некоторые конкретные места в Бурятии, где обессилевшие «ледовым» походом офицеры Белой армии прятали тяжелый груз, не в силах нести его далее через районы Забайкалья, занятые красными партизанами.
Отдельный рассказ о том, как белочехи по «Куйтунскому» соглашению с Советами транспортировали по Кругобайкальской железной дороге не только свою обговоренную половину золотого запаса России, но и часть похищенного у большевиков в Иркутске, заменив слитки и мешки с монетами кирпичами. Два поезда, по мнению А.В. Тиваненко, упали в воды Байкала вследствие устроенных местными жителями каменных обвалов. Эти огромные глыбы, приведшие к крушению эшелонов, также найдены и сфотографированы автором книги.
Особенно тщательно рассмотрел автор возражения некоторых краеведов о том, что, по документам чешских властей, ни одного грамма из похищенного у Колчака золотого запаса России легионеры не взяли, а отдали большевикам в Иркутске по соответствующим актам. Но эти акты, хранящиеся в архивах Братиславы, говорят о другом: «золотой» эшелон передавался в марте 1920 года только по сохранности пломб и печатей на вагонах и ящиках. Содержимое их никто и никогда в пути не пересчитывал. Обман белочехов вскрылся только по возвращении части вагонов в Казань, и то после окончании Гражданской войны. Оказалось, что белочехи, охранявшие поезда с ценностями в окружении бронепоездов, два месяца к ним не подпускали: ни «белых», ни интервентов, ни иркутскую «красную» власть. А тем временем сами тайно похищали золото и монеты из «советской» части груза, определенного по «Куйтунскому» соглашению. Они сняли охрану только тогда, когда Восточную Сибирь покинул последний чешский эшелон. Все золото они увозили малыми партиями в разных поездах (два из которых и упали в глубины Байкала). Собранные во Владивостоке остатки «золота Колчака» составили 6 вагонов. Автор даже поместил в книге фотографии погрузки этих штабелей ящиков под усиленной охраной на пароходы стран Антанты, доставивших белочешский корпус в 40 тыс. штыков с награбленным в Сибири имуществом в Европу.
Это золото и составило золотовалютную основу Чехословакии, хранившейся во вновь построенном «Легион-банке». Кроме того, автор много описывает и ту часть золотого запаса России, который попал в Японию, Францию, Англию, США. Им даже приведен интересный документ – закрытое постановление Госдумы России от 2010 года с решением начать процедуру востребования когда-то отнятых интервентами ценностей на родину.
В общем, жителей Бурятии ждет интересная книга. Желающие приобрести эту книгу могут обратиться в книжную лавку Национальной библиотеки РБ.