Апофеозом реформ, сотрясающих сферу образования, стал новый стандарт обучения в старшей школе, который предполагается ввести в действие к 2020 году. Когда стало ясно, что в обществе сформировано крайне негативное мнение о нововведениях, органы, управляющие образованием, наконец, стали выходить к общественности. 2 марта мэрия Улан-Удэ пригласила журналистов на «круглый стол» по этому вопросу.
На мероприятии руководители школ, завучи, председатель городского комитета образования Светлана Трифонова и замминистра образования Бурятии Александр Бочеев убеждали друг друга в том, что новые стандарты – это здорово! К агитпропу привлекли даже детей! Некий старшеклассник, как по-писаному, сообщил, что он, ТЩАТЕЛЬНО ИЗУЧИВ стандарты (а это с трудом дается даже специалистам), убедился в их несомненной пользе.
Ситуация походила на занятия групповой психотерапией с элементами театра абсурда. Абсурд крепчал от выступления к выступлению. Чем гуще становились хвалы новому стандарту, тем больше казалось, что 80% населения страны, воспринявших новые стандарты в штыки, просто малограмотные паникеры, ретрограды и враги своих детей. Журналисты же, убедившись в управляемости сообщества руководителей школ, так и, не услышали ответов на вопросы к стандартам, которые все-таки звучали, но повисали в воздухе, как мыльные пузыри.
Еще раз обсудить некоторые моменты спорного стандарта с корреспондентами «Новой Бурятии» Анастасией Рожковой и Туяной Николаевой, редакция пригласила: преподавателя факультета иностранных языков БГУ и папу первоклассницы Михаила Федорова; юриста и маму ученика 9 класса Елизавету Макарову.
Михаил Фёдоров.А.Р.: – Михаил Александрович, почему вы свою дочку определили на домашнее обучение?
М.Ф.: – Потому что таким образом индивидуализируется сам подход к обучению ребенка: темп обучения, количество часов, способ подачи материала, время занятий, их структура. Ребенок может сделать перерыв между занятиями в 30 минут, поиграть, просто отдохнуть, после чего гораздо эффективнее выполнит задания. Может «уйти» вперед и не будет, как в школе, ждать отстающих. Тем самым, раньше и четче выявляются слабые и сильные места, склонности ребенка и его предпочтения.
Е.М.: – А общение со сверстниками? Ребенок не лишается всего этого?
М.Ф.: – Многие говорили, что дочка вырастет необщительной. Но, она занимается в кружках с другими детьми и никаких проблем в общении со сверстниками у нее не возникает.
Т.Н.: – Сегодня в России более 30% школьников учится в экстернатах. То есть, этих учащихся, их родителей, и Вас, Михаил Александрович, в том числе, по разным причинам не устраивает существующая система обучения. Одна треть – это много, это тенденция. Следовательно, изменения в школе необходимы, и новый стандарт для старшей школы надо приветствовать…
А.Р.: – Стандарты пропитаны идеей индивидуального подхода, что прекрасно! Только возможна ли индивидуализация в реальности, учитывая, что нагрузка на учителя увеличивается?
М.Ф.: – Главный вопрос новых стандартов в том, насколько государство готово поддерживать возможность выбора профилей, которую оно предоставляет в старшей школе. Пока видно, что пытаются сэкономить на тех, кто эти стандарты будет воплощать, то есть на учителях. На них уже навешаны все функции, которые только можно навесить. Учитель и учит, и воспитывает, и заполняет кучу бумаг, и квалификацию постоянно повышает. А новые стандарты увеличивают нагрузку и требования к учителям в разы. Уже мало кто стремится работать в школе. Кто же пойдет туда работать в еще более жестких условия?
Е.М.: – В условиях, когда государство сокращает финансирование всех бюджетных сфер, вообще непонятно, каким образом планируется подготовить все школы к работе по новым стандартам…
Т.Н.: – На «круглом столе» в мэрии вопрос об «участи» учителей в ситуации нового стандарта поднимался не раз, но внятных и четких ответов не было. К примеру, директору школы №59 Евгению Миронову, спросившему об оплате труда учителя в новых условиях, ответили, что его вопрос возьмут на заметку. То есть либо чиновник из Минобраза не дочитал документ до того места, где разъясняются принципы оплаты, либо стандарт такую «мелочь» вовсе не подразумевает.
А.Р.: – Нас уверяли, что учителя не потеряют в зарплате, но я не верю. Сейчас действует нормативно-подушевое финансирование, учитель буквально борется за количество учеников, часов. Это уже негативно влияет на качество образования. После принятия новых стандартов наполняемость уроков станет непредсказуемой. Вопрос, какова будет оплата, если на уроке всего два ученика, остался без четкого ответа.
Т.Н.: – Мы не услышали и ответа на вопрос, как будет происходить переподготовка учителей. Их не просто нужно переподготовить, а «перезагрузить матрицу». Но найдутся ли для этого средства?
М.Ф.: – Со стороны государства правильным было бы «вложиться» в учителя, прежде всего. Редкий учитель сегодня может полноценно вести предмет и осуществлять воспитание детей. Зачастую, учитель ограничивается тем, что добивается того, чтобы дети не мешали вести урок, не имея реальной возможности разобраться в корне проблемы. Поэтому в помощь учителю можно назначить воспитателей, психологов – хотя бы одного на параллель. Особенное внимание должно быть к начальной школе, где закладываются основы. Именно в начальной школе ребенка и можно научить учиться эффективно. При условии, что с учителя будут сняты всевозможные другие функции.
Т.Н.: – Для начальной школы недавно был принят новый стандарт, который к 20–22 часам учебной нагрузки добавлял еще 10 часов внеурочных занятий – музыкой, ИЗО, хореографией и т п. Но Минобраз тут же отменил эти 10 часов! Школы-то не готовы, нет материальной базы, педагогов, программ. При этом замминистра образования РБ уверял на «круглом столе», что стандарты создаются не в тиши кабинетов! Что их делают практики. Но действия «практиков» заставляет думать о сомнительности ВСЕХ нововведений. А ведь идея ввести в начальной школе так много творческих занятий прекрасна! Музыка, танцы, изо, вырабатывают внимание, воображение, креативность, память, фонематический слух, пространственное мышление, терпение, дисциплинированность, умение планировать. Качества и навыки, которые нужны тому успешному ученику, которого нам обещают новые стандарты.
Но, первоклашки-2011 уже недополучат этих базовых навыков. И потому непонятны звучавшие на «круглом столе» утопические восторги директоров и завучей школ, что к 2020 они получат ученика, который, благодаря новым стандартам, будет уметь учиться, знать и уметь добывать недостающие знания. Сомнительно.
Е.М.: – А я сомневаюсь, что учителя будут эффективны по обязательным предметам: ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» и «Индивидуальный проект». Что это за предмет «Россия в мире»? А индивидуальный проект? Никто не имеет представления. Нет программ для этих предметов. Кто будет преподавать в условиях, повторю, сокращения расходов на бюджетную сферу? Широко обсуждаемый новый стандарт по своей форме вроде бы является красивой «рамочкой», а по сути же это «пустышка».
Т.Н.: – Кажется, в 2009 году Минобразования и комитет образования Улан-Удэ выпускали приказы брать преподавателями ОБЖ бывших военных. То есть, на флаге «Наша новая школа», сориентированная на индивидуальность каждого ребенка, а под флаг зовем людей, извините, с улицы! Без педагогического образования и с менталитетом, в котором индивидуум не ценность.
М.Ф.: – Что касается ОБЖ, то это полезный предмет, но не в том виде, как он дается сейчас – в виде инструкций. Они забываются сразу после школы. И что в результате? Несчастные случаи происходят с нашими гражданами часто потому, что нет умений, навыков. Мало кто может в экстремальной ситуации теорию ОБЖ в секунды преобразовать в действия.
Я нахожу, что уроки физкультуры очень полезны. Но они в нашей школе морально устарели и введение дополнительных часов ничего не решит. Нужно менять полностью подход к этому предмету и сделать его интегрированным: отсидели ученики пару уроков физики или математики – поиграли, допустим, в теннис минут 20–30. Не знаю, что это будет, такая большая перемена или что-то другое – неважно. Важно то, что после физической разгрузки дети больше готовы к умственному труду.
В учебный план нового образовательного стандарта старшей школы входит обязательное изучение десяти предметов. Из них четыре обязательны для всех – физкультура; основы безопасности жизни; Россия в мире; индивидуальный проект.
Далее ученик выбирает из шести блоков: 1) филология – русская словесность, русский язык, литература, родной язык; 2) общие науки – обществознание, история, экономика, география, право; 3) Математика и информатика – математика и информатика (это один предмет), математика, информатика; 4) Иностранные языки – 2 языка; 5) естественные науки – естествознание, физика, химия, биология, экология; 6) дополнительные предметы – астрономия, искусство, технология, хореография и др.
Из каждого блока можно выбрать 1–2 предмета и уровень их изучения: интегрированный (общие представления о предмете); базовый (основные систематические знания); профильный (подготовка к профессиональному образованию).
Интегрировано изучать в каждом блоке можно по одному предмету.
Т.Н.: – В стандарте основного общего образования, то есть стандарте для средних классов, который уже действует (он принят в декабре 2010 г.) читаем, что школа должна иметь «учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами, лекционные аудитории, …информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, …медиатекой, …спортивные сооружения, автогородки… и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
М.Ф.: – В таком случае большинство школ вообще лишатся лицензии! Потому что они требованиям не соответствуют!
Е.М.: – Именно так. Говорили же на «круглом столе», что в Бурятии только 10% школ оснащены под новые стандарты. Но, допустим, что всем этим школы будут обеспечены. Меня волнует следующее – в начале «круглого стола» было сказано, что стандарт позволит уйти от репетиторства.
Я изучила проект стандарта и задумалась, что было бы с моим сыном-девятиклассником, если бы стандарт приняли сейчас. Согласно проекту ребенок должен к 10 классу определиться, кем он хочет стать, без права на ошибку – поменять его индивидуальный учебный план будет уже нельзя. Неужели смена профиля, если ребенок решит, что он ошибся, будет невозможна? Учителя, которые сидели рядом со мной на «круглом столе», вынуждены были признать, что переход будет возможен только с помощью репетиторов! То есть здесь уже противоречие. Или же вообще переход невозможен. Как сказал депутат горсовета Александр Иринчеев, зато ребенок «будет знать цену своей ошибки». Извините, но звучит это как приговор.
А.Р.: –Я думаю, если бы в стандарте был механизм смены профиля, то об этом бы не молчали. Вместо этого, нас уверяют: для каждого ученика будет разрабатываться индивидуальный план, где все будет учтено. Но подчеркивается: выбор профиля к 10 классу – это ответственность родителей и самого ребенка. Так что в 14–15 лет, подросток, который нередко вообще еще не знает, кто он и что он, будет бесповоротно определять свое будущее.
М.Ф.: – Все-таки возможность выбора – это прекрасно! Даже если придется отдельному десятикласснику заново учиться год (если такая возможность, конечно, будет предусмотрена). В таких случаях стоит предусмотреть и отсрочку от армии, чтобы ученик не оказался в невыгодной позиции в сравнении с остальными. Тем более, я думаю, «неопределившихся» как раз будет меньшинство: большинство, все-таки, к старшим классам уже выбирают профессии. Более того, практика профильных классов существует годов с 90-х годов.
Т.Н.: – Да, так называемая, профильность, во многих школах Бурятии, вводилась чуть ли не с 5 класса, за счет часов из регионально-национального компонента, это 3 часа. Теперь отсюда 2 часа на обязательное изучение бурятского языка забирают, и 1 час на 3-й час физкультуры – страна же готовится к Сочи-2014. Так что возможности еще в средней школе что-то выбирать, менять, пробовать, теперь нет.
И вообще, мне кажется, что свобода выбора, предоставляемая новым стандартом, очередная иллюзия свободы. Ученик может выбирать необходимые предметы, но при этом: а) выбор предметов для интегрированного изучения ограничен; б) выбор количества предметов из одного блока для профильного, углубленного изучения ограничен. Если будущий юрист выберет профильным предметом право, то второй предмет ему надо выбрать из трех нужных – истории, географии, экономики и обществознания; в) если мы из 10 обязательных предмета вычтем 4 суперобязательных, у нас останется 6 предметов на 6 блоков! То есть реально никаких один-два предмета из каждого блока! Либо по одному из каждого, либо какие-то блоки вообще не изучаются. Вот такая «свобода» выбора.
Наконец, сама ситуация выбора ограничивает выбор – если сейчас выпускник может пойти и в технический вуз, и в гуманитарный, то, боюсь, новый стандарт сузит горизонт возможностей.
М.Ф.: – Было бы замечательно, если бы, например, ввели новый образовательный стандарт, оставив старый. И тогда школы могли бы выбрать, по какому стандарту составлять программы. Тогда и мы могли бы реально выбирать и стандарт обучения для своих детей, и форму обучения, и так далее.
Е.М.: – Что вы?! Когда у нас в стране что-либо было на альтернативной основе? А если что-то и бывает, то с таким недомолвками, неясностями и неточностями… Например, в этом же стандарте я так и не нахожу ответа на вопрос, как сдавать ЕГЭ по предметам, которые будут изучаться базово или интегрированно? На «круглом столе» на этот счет опять прозвучало репетиторство! То есть новый стандарт, при всех его благих намерениях уйти от репетиторства, на самом деле делает его неизбежным!
А.Р.: – Говорят, что возможно ЕГЭ изменится. Сейчас этот экзамен только определяет, знает ученик что-либо или не знает, такая «угадайка». А новый стандарт сориентирован на умение ребенка использовать знания. Если ЕГЭ и останется, возможно, появится вторая часть вступительных испытаний в ВУЗы, где будут определять компетентность абитуриента. Так же стандарт предполагает, что по окончании школы будет составляться портфолио: выступления ученика на олимпиадах, результаты за все года обучения и.т.д.
Кстати, электронные дневники, которые уже стали практикой во многих школах, будут повсеместными. Между прочим, на основании этих дневников, родители смогут предъявлять претензии школе, учителям, вплоть до судебных, поскольку по новому стандарту со школой будет составляться договор на оказание образовательных услуг.
М.Ф.: – Но это же громадные затраты! На случай судебных тяжб школы должны приобретать страховки, которые будут обеспечивать возмещения ущерба, если школа, допустим, проиграет в суде. За чей счет будут формироваться такие страховки? Государства? Однако налицо стремление государства сделать образование менее затратным.
Хотя само по себе заключение договоров – хорошая идея, тогда учителя смогут перестать быть своего рода «заложниками». В договоре будет прописано что-то вроде: «За невыполнение учеником домашнего задания учитель не отвечает». То есть, в первую очередь, родителям придется пересмотреть отношение к образованию их детей: уделять им время, быть в курсе их жизни, а не обеспечивать лишь «базовыми» вещами: сыт, одет, компьютер и телефон есть, а школа научит.
Е.М.: – Да, прежде всего, нужно начинать с каждой отдельной семьи. «Перезагрузка мозгов» должна произойти у всего нашего общества. Только в таком случае идеалы нового стандарта воплотятся.
А.Р.: – Идеалы стандарта, как проговорился на «круглом столе» депутат горсовета Александр Иринчеев, – это воспитать «базового гражданина», а вовсе не успешного и грамотного человека, с самостоятельным мышлением. Так что Вы правы: только семья, а не стандарты дадут обществу не «базового» индивидуума, а человека.
На одном учительском форуме, где обсуждались новые стандарты, я прочитала следующее: нам нужна не просто «Наша новая школа», нам нужна «Наша новая семья»!
Занимательная арифметика
Начальник ГУО Светлана Трифонова на «круглом столе» говоря о новом стандарте, уверяла: «36 часов никуда не денутся!» Сейчас по базисному плану в старших классах дети учатся 36 часов в неделю. Это количество рассчитано на 6-дневную учебную неделю. Недавно, видимо, в качестве постепенного перехода на новые стандарты обучения, Министерство образования приказало перейти на 5-дневнку, оставив, однако 36 часов. Не изменилась и норма СанПиН – не больше 6 уроков в день.
36 часов делим на 5 дней, получаем только 30 разрешенных санитарными нормами часов. То есть, уже сейчас 6 часов из 36, вопреки уверениям чиновников, все-таки куда-то делись. Каким образом выдать детям оставшиеся 6 часов, не нарушив приказ Минобраза о 5-дневке, его же приказ о 36 часах, и к тому же не нарушив нормы Роспотребнадзор – чиновники молчат. Эта ситуация, кстати, касается всех ступеней школы, и начальной, и средней – сокращение учебной недели приводит либо к потере часов, либо, в нарушение норм СанПиН, к увеличению дневной нагрузки.
Далее. 4 основных предмета нового стандарта старшей школы займут 40% учебных часов – 14,4 часа. 60% – 21,6 часа на изучение основных предметов из шести блоков. 1–4 часа, в зависимости от выбора ученика, отнимем из 21 на предметы интегрированного уровня, если они будут идти по разу в неделю. Получим 20–17 часов на базовый и профильный. При 5-дневке от них отнимем 6 «никуда ни девшихся» часов, и получим 14–11 часов. От них отнимем, 1–2 часа на бурятский язык. Итог – 12–10 часов. Израсходуем на базовое изучение чего-либо еще часа 3–4, и получим 9–7 часов на «углубленку»… Очевидно, что по-настоящему профильным будет изучение все тех же ОБЖ, физкультуры и прочего! Как говорится – без комментариев…
Далее. Вот слова одного из разработчиков нового стандарта: «Государство гарантирует бесплатное изучение не более 10 предметов». Что это значит? Теперь школам, как автономным учреждениям, государство дает задание оказать населению образовательные услуги, выделяя на это деньги. 10 обязательных предметов и есть основные услуги. Все, что сверх того – услуги дополнительные, платные.
Эти деньги, могут использоваться школой, в том числе и на увеличение зарплат.
Понятно, почему речи чиновников, когда они говорят о механизме начисления зарплат, мутны. Честно сказать, что зарплата учителя будет зависеть от платных уроков, а репетиторство просто станет по-другому называться – трудно. Как всегда, дети, их интересы, это всего лишь разменная монета, посредство которой государство пытается решить свои проблемы.