Сверхцентрализованная и хронически недофинансированная культура

Новый закон о культуре, проект которого был внесен в Госдуму, закрепляет сложившуюся ситуацию «вертикали»: культурная политика будет определяться федеральным центром.
Общество |

Новый закон о культуре, проект которого был внесен в Госдуму, закрепляет сложившуюся ситуацию «вертикали»: культурная политика будет определяться федеральным центром.

На сайте Госдумы появился текст внесенного на рассмотрение проекта нового закона «О культуре в Российской Федерации». Этот законопроект предложила группа депутатов во главе с председателем комитета по культуре Григорием Ивлиевым, а разрабатывался документ при участии Российского института культурологии.

«Основы законодательства о культуре» сыграли положительную роль в свое время — они спасли национальную культуру в период тотальной приватизации.

– В том законе были нормы и о гарантиях финансирования учреждений культуры, и о льготах их работникам. Но потом появился печально известный закон о монетизации льгот, который мы называем кладбищем социальных норм, и очень многие гарантии были отменены. Гарантия творческой деятельности, привилегии для творческих работников — все это фактически нивелировалось, законодательство о культуре было фактически разрушено, – напомнила депутат Елена Драпеко.

Таким образом, новый закон фактически закрепляет «вертикальную модель» культурной политики. Формируемая федеральным центром, она должна реализовываться лишь на местах.

– Так фактически закрепляется существующее состояние культуры, которая сверхцентрализована и хронически недофинансирована. У нас сейчас сформирована даже не культурная вертикаль, а культурная точка - Москва. А нужно удержать все остальное население на своих территориях, – сказал свое мнение один из авторов стратегии развития культуры в Пермском крае Марат Гельман.

По его мнению, России как многонациональному и федеративно устроенному государству больше подошла бы модель Германии, где федерального министерства культуры просто нет, а каждая земля выстраивает свою культурную политику сама. Впрочем, он отмечает, что сейчас в России к этому готовы лишь три города — Москва, Пермь и Петербург. Для подготовки остальных регионов нужна федеральная программа, выполнение которой может растянуться на десяток лет.

Централизованным по новому закону будет и финансирование культурной деятельности.

Статья 49 проекта гласит, что «основой реализации государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ является бюджетное финансирование сферы культуры».

По мнению депутата Драпеко, при заявленном уровне задачи никакая другая модель просто не будет работать.

В то же время действующее законодательство, по словам депутата, не ограничивает благотворителей. Любая организация может тратить на благотворительность до 3% чистой прибыли, выводя ее из под налогооблагаемой базы. Однако почти абсолютное число корпораций не идет на это из-за нежелания эту чистую прибыль демонстрировать.

О том же говорит и Марат Гельман:

– Работающую в Америке хитроумную систему льгот и послаблений у нас вводить нельзя - произойдет криминализация культуры, слишком многие захотят уйти от налогов, – сказал он в интервью Газете.ру.

Кол-во просмотров: 650

Поделиться новостью:


Поделиться: