На Правительство Республики Бурятия возложены обязанности по выявлению, оценке и ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, бездействие органов признано незаконным.
Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат (Закаменский район, Республика Бурятия) был образован в 1934 г. на базе Джидинского рудного узла, объединяющего Первомайское молибденовое месторождение и вольфрамовые месторождения Холтосон и Инкур.
Комбинат располагался в 460 км от г. Улан-Удэ и в 230 км от железнодорожной станции Джида, стоящей на ветке Улан-Удэ – Наушки.
Джидинский комбинат функционировал более шестидесяти лет и прекратил свою деятельность в связи с нерентабельностью производства в новых экономических условиях.
При закрытии комбината не были соблюдены санитарные и экологические требования, предъявляемые к предприятиям при консервации и ликвидации. Горные работы были прекращены, но горные выработки не ликвидированы.
Не проведена рекультивация нарушенных земель, не решены вопросы прекращения сброса загрязненных шахтных вод в естественные водоемы, не были реализованы проектные решения по охране окружающей среды в районе г. Закаменска и на прилегающих территориях и т.д.
Все это привело к тому, что с прекращением деятельности комбината отрицательное воздействие его отходов на окружающую среду и население не только не уменьшилось, а значительно возросло.
Крупные и всесторонние исследования в 1991-2005 гг. проведены ГИН и БИП СО РАН, БСХА, ОАО «Сибцветмет НИИ проект», в результате которых сделан однозначный вывод: экологическая обстановка в г. Закаменске и на прилегающей к нему территории классифицируется как экологическое бедствие, а по общей заболеваемости (по обращаемости) – как кризисная.
При этом органами исполнительной власти республики сведения, необходимые для включения объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не передавались. Не обеспечивался комплексный подход к рассмотрению последствий деятельности комбината в качестве единого объекта накопленного вреда.
Заключенные государственные контракты на выполнение единичных некапитальных работ не повлекли восстановление состояния окружающей среды.
Более того, заключенный в 2015 году Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «Гидроспецстрой» государственный контракт на разработку проекта ликвидации негативных последствий до настоящего времени не исполнен. Меры по понуждению к исполнению контракта не приняты. Контракт не расторгнут.
Самоустранение органов исполнительной власти от исполнения возложенных полномочий повлекло возврат в федеральный бюджет субсидии в размере более 14 млн. руб., предоставленной в 2014 году в рамках федеральной целевой программы об охране озера Байкал.
На текущий год финансирование федерального бюджета не предоставлено по причине отсутствия проекта ликвидации последствий деятельности комбината, который подлежал предоставлению в Минприроды России до первого марта.
Бездействие органов государственной власти повлекло неэффективность расходования бюджетных средств и необходимость дополнительного финансирования мероприятий по устранению негативных последствий.
Вследствие невключения Джидинского комбината в реестр объектов накопленного вреда отсутствует возможность финансирования мероприятий в рамках национального проекта «Экология».
Решение суда не вступило в законную силу. Исполнение судебного акта находится на контроле прокурора.