Есть свои причины
Вопрос о трудоустройстве молодых людей, студентов в частности, стоит сейчас особенно остро. Обучаясь на очной основе, многие студенты совмещают учебу и работу во второй половине дня. Для этого работодателем предлагается гибкий график, не пересекающийся с учебным временем. Помимо этого, могут быть задействованы и выходные, и каникулярное время. Все зависит от возможностей студента, наличия у него свободного времени и мотивации работать.
Причины для устройства на работу во время учебы могут быть самые разные: желание быть независимым финансово, возможность набраться опыта перед трудоустройством по специальности либо же просто наработать необходимые навыки для взаимодействия с обществом: те же коммуникабельность, находчивость, внимательность, оперативность в принятии решения или умение убеждать.
По специальности
Мы решили пообщаться со студентами Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова и узнать, как им удается совмещать учебу и работу, какие преимущества и недостатки присутствуют в таком стиле жизни и что толкает молодых людей на столь ответственный шаг.
Екатерина, студентка 4 курса, делопроизводитель:
– С моей специальностью это связано лишь косвенно. У нас был предмет в программе «делопроизводство и документоведение» – так что связь в будущей профессией минимальная. По специальности я вообще социолог. Взяли меня на работу после прохождения практики, и зимой нас позвали работать, потому что большая текучка кадров. Нас за время практики узнали, обучили по минимуму и взяли в итоге на должности делопроизводителей. Меня все устраивает, претензий нет, потому что работа несложная, если с особым вниманием к ней подойти. Сложностей нет, потому что я работаю на полставки посуточно: один день работаю, один –учусь. На зарплату не жалуюсь, меня больше интересуют стабильный заработок и стаж.
Елена, студентка 3 курса, администратор в гостинице:
– Идея пойти работать пришла летом прошлого года, и когда я представляла себе свою первую подработку, то все было идеально. Из пяти дней мы учимся всего три дня, и получается, что большая часть недели у меня свободна. Так появилась возможность пойти на подработку. Работа мне нравится в том плане, что это не только заработок, но и практика. Так как учусь на переводчика, учу немецкий и английский языки, это дает свое преимущество. Если заселяются иностранцы, то знание языка выручает. Это огромный плюс.
Но возникают и свои сложности.
- Недостаток пока один – из-за того, что некоторые предметы у нас проводят раз в две недели, иногда они пересекаются с графиком работы. Соответственно, когда меня нет на занятиях, я многое пропускаю, не успеваю вовремя сдать долги. В итоге получается так, что изучаемая дисциплина проходит мимо меня и приходится большим скопом сдавать материал за семестр. То есть сложности возникают именно из-за объема информации, который нужно переработать на занятиях и дома. Специфика работы администратора такова, что ты работаешь сутки или двое, и иногда происходит следующее: ты пришел с работы с суток, не спал толком и на следующий день в 9 утра нужно быть на паре. Сложно такое совмещать, но я стараюсь.
Те студенты, кто идет работать по специальности либо же на ту должность, которая косвенно связана с получаемой специальностью, получают определенное преимущество, у преподавателей в том числе. На факультетах журналистики, к примеру, положительно относятся к тому, что студент подрабатывает по специальности во время обучения.
Противоборствующие стороны
Но не все преподаватели лояльно относятся к решению студентов пойти работать во время обучения, даже по специальности. Во многом все зависит от выносливости студента и его интеллектуального уровня, а также от выбранной им специальности – на каждом направлении в вузе разные объемы нагрузки и степень вовлеченности в учебный процесс. Кроме того, у каждого вуза или института свои определенные требования к студентам касательно его успеваемости, а также вовлеченности в университетскую жизнь.
Некоторые опрошенные с отвращением относятся к мнению преподавателей о том, что идти на подработку в ту же сферу услуг – самую доступную для студентов – позорно. И на то есть свои причины.
Светлана, студентка 2 курса, официант:
– Мы часто спорим с преподавателем одним по этому поводу. По его мнению, можно найти более достойную подработку, нежели работник в сфере услуг. Но у меня нет иного выбора, по моей специальности невозможно на данный момент устроиться, потому что в таком случае я вовсе не буду появляться на парах, графики сложно согласовать. Хотела после выпуска идти по своей стезе, я востоковед, но устраиваться буду, видимо, уже не здесь, не в России.
Станислав, студент 3 курса, бармен:
– Я учусь на психолога, идти мне на уступки не хотят, потому что считают получение высшего образования «главной целью в жизни». Меня раздражает такая позиция преподавателей, потому что они не могут войти в положение студентов. Им можно даже не объяснять причину – попросту не станут слушать и будут гнуть свое, мол, выбирай, работа или учеба. В будущем тех специальностей, по которым мы сейчас учимся, в вузах уже не будет. Что тогда?
В таком случае преподавателям нужно учитывать причину, по которой студент вынужден был устроиться на работу. В противном случае необходимо поговорить со студентом и, если подработка все же негативно сказывается на учебе, выяснить, как можно решить проблему низкой успеваемости.
Не та профессия
Согласно исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенным в 2019 году, около половины жителей России работают не по специальности – 47% населения страны вынуждены устраиваться на другие должности, но каждый опять же по различным причинам. В материалах отмечается, что 30% не работающих по специальности в качестве причин указывают на невозможность устроиться или отсутствие работы по своему профилю, 24% – на более высокую зарплату в другой профобласти, а 20% опрошенных указали, что «нашли себя» в другой сфере.
Проблема отсутствия опыта работы словно черная туча, нависающая над выпускниками образовательных учреждений. В основном все корни идут еще из школы – абитуриент неясно представляет себе свое будущее, опираясь на «поверхность» выбранной профессии. Выбор за них также могут сделать родители, подкрепляя свои слова тем, что «всем необходимо иметь диплом о высшем образовании». Это одна из причин.
Еще одной причиной может стать итоговый экзамен. Страх перед ЕГЭ, сложный зачастую набор экзаменационных предметов и неуверенность в собственных силах заставляют выпускников школ выбирать те направления, куда проще поступить. В итоге мы получаем следующее: кто-то отчисляется, кто-то доучивается и несколько лет пытается найти работу по специальности, но терпит неудачу за неудачей. Причин много: отсутствие пресловутого опыта работы, потеря интереса к самой профессии и так далее.
Срок обучения в образовательных учреждениях составляет около 4 – 5 лет. Это достаточно долгий промежуток времени, за который в сознании студента многое может перемениться. Интересы, мировоззрение, собственные способности и навыки, которые могут как улучшиться, так и ухудшиться, иные причины. В таком случае студент задумывается о том, чтобы забрать свои документы, перевестись на другой факультет или пройти специализированные курсы переподготовки.
Чтобы предотвратить этот массовый на сегодняшний день отток студентов, необходимо создать условия, в которых бы и у выпускников, и у студентов, появилось и сохранилось желание работать по специальности. Но курсы и занятия по профориентации, увы, не настолько хорошо работают, особенно в условиях нынешней системы образования. Качество стремительно идет вниз, в то время как современные технологии стремительно развиваются, а объем информации, который необходимо усвоить, увеличивается с каждым годом в разы.