Сто лет назад была решена судьба Железнодорожного района Улан-Удэ

В августе отмечаются две знаменательные даты железной дороги Улан-Удэ
Общество |
Фото Сто лет назад была решена судьба Железнодорожного района Улан-Удэ

В августе исполняется 120 лет со времени создания локомотивного депо на станции Верхнеудинск. И 120 лет назад, 15 августа 1899 года в Верхнеудинск пришел первый поезд.

Возникновение станции Верхнеудинск связано со строительством Сибирского рельсового пути в конце XIX — начале XX века. В 1898 году было построено основное депо, а в следующем году – локомотивное. Официально станцию открыли в 1900 году.

Историк и ученый Анатолий Бреславский поделился в соцсети фотографией первого поезда, прибывшего в Иркутск, и предположил, что это мог быть тот же поезд, который прибыл в Верхнеудинск в 1899 году.

Точно не знаю, но это мог быть вот этот поезд, который впервые встречали в Иркутске незадолго. Поезд наши городские власти и купеческое сословие встречали с тревогой, поскольку ускорение транспортного сообщения между Верхнеудинском и Иркутском ставило под сомнение будущее главного достояния и источника жизни Верхнеудинска - его ярмарки. Оцените слог местных СМИ: "ярмарка продержится до первого свистка паровоза, который и возвестит ее вечную память". Значение ярмарки действительно резко упало, но дорога открыла перед городом другие перспективы, - написал ученый.

Также Бреславский поделился с подписчиками другими интересными сведениями. Он сообщил, что в Улан-Удэ могло и не быть одного из крупнейших заводов Сибири и Дальнего Востока – ЛВРЗ. А следовательно, и Железнодорожного района, как, впрочем и рабочего поселка, до сих пор называемого в народе ПВЗ.

Представляете, всего Железнодорожного района могло не быть в Улан-Удэ. Одного из трех и второго по численности жителей района города!
Его (ЛВРЗ – ред.) судьба решалась в Москве в конце 1920-х гг. На повестке был вопрос о том, где строить крупнейшее железнодорожное предприятие за Байкалом: в Верхнеудинске (будущем Улан-Удэ) или в Чите? В недавно образованной национальной социалистической республике, к которой приковано в т.ч. международное внимание на Востоке, либо в регионе, где уже расположены крупные железнодорожные мастерские и есть соответствующий опыт? 
К середине 1920-х гг. население Читы было вдвое больше, чем в Верхнеудинске, и по некоторым другим экономическим соображениям она могла претендовать на право принять большую заводскую стройку. Однако московские власти принимали в расчет и геополитические факторы. После обретения соседней Монголией независимости в результате революций 1911 и 1921 гг., именно Западное, а не Восточное Забайкалье стало связующим звеном между Центральной Россией, Китаем, Монголией и российским Дальним Востоком. От Верхнеудинска мог быть проложен железнодорожный путь через Кяхту в Ургу (Улан-Батор) и далее в Пекин. В районе города были необходимые запасы минералов и леса для строительных работ. Город был удобен для строительства машиностроительных и вагоностроительных заводов. В итоге в Москве, в том числе благодаря усилиям верхушки Бурят-Монгольской АССР, решили начать стройку в Улан-Удэ. И вокруг него постепенно сформировался весь железнодорожный район.
Каким образом выглядел бы Улан-Удэ, если бы завод отдали Чите? Он был бы другим, это точно.

Кол-во просмотров: 2056

Поделиться новостью:


Поделиться: