Старообрядцы Бурятии поделились надвое

Судебные споры вокруг имущества разделившейся на два непримиримых лагеря старообрядческой общины Улан-Удэ завершились недавно внесудебным и внеправовым способом.
Общество |

Судебные споры вокруг имущества разделившейся на два непримиримых лагеря старообрядческой общины Улан-Удэ завершились недавно внесудебным и внеправовым способом.

Occupy Limonov-street!

Представители одной из противоборствующих сторон, которые последние годы проигрывали все суды и оставались за воротами действующего старообрядческого храма, не так давно взяли верх. Заручившись авторитетом церковного начальства из Московской митрополии Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), они просто заняли земельный участок на улице Лимонова в Улан-Удэ, на котором сейчас стоит здание дома причта (служителей церкви) с домовой церковью, а также строящаяся церковь Николы Чудотворца. Пострадавшая сторона обвиняет «захватчиков» в церковном «рейдерстве» и взывает к российской и мировой общественности.

По словам одного из лидеров пострадавшей стороны Алексея Карнаухова, дом причта на Лимонова в последнее время был резиденцией бывшего старообрядческого епископа Внифантия (Виктора Смольникова), который с 2008 года и до конца 2011 года возглавлял группу староверов, называющих себя «христианами РПСЦ, не поминающими митрополита Московского Корнилия».

Епископ Внифантий жил в доме причта, проводил службы в домовой церкви. В последнее время с его позволения в дом на положении сторожей и обслуги допускались «люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации» – местные бомжи. На них-то епископ и оставил на несколько дней церковь, а сам выехал в Москву, где 25 января состоялось заседание совета Московской митрополии РПСЦ. По предположению «непоминающих», на этом совете их бывший глава, скорее всего, и договорился «о сдаче» оппонентам церковного имущества. В любом случае, ко времени его возвращения в Улан-Удэ оба здания и территория вокруг них были уже заняты сторонниками митрополита Корнилия. Сторожа-бомжи не стали им помехой.

Разгром «непоминающих»

– Епископ Внифантий отказался от управления нашей епархией (Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархией христиан РПСЦ, не поминающих митрополита Московского Корнилия. – С.Б.) этой осенью на епархиальном съезде. Сам он сдался и нам сказал, что «надо мириться с Корнилием». После этого он съездил в Москву на Совет митрополии, где отрекся от прежней деятельности и «покаялся». На Совете он был лишен сана епископа и был принят в РПСЦ в качестве простого монаха. Из Москвы он прилетел вместе с епископом Патермуфием, которого назначил сюда сам митрополит Корнилий, – рассказал «Новой Бурятии» представитель «непоминающих» Алексей Карнаухов.

Напомним, что за последние три года это вторая капитуляция лидеров «непоминающих». До этого в 2008 году «сдался» их предыдущий глава – епископ Герман (Савельев). Таким образом, старообрядческая оппозиция митрополиту Московскому Корнилию лишилась всех своих епископов, а бывший настоятель оппозиционной Верхнеудинской старообрядческой общины Александр Шестаков погиб в автокатастрофе. На сегодняшний день у «чад РПСЦ, не поминающих митрополита Корнилия» осталось пятеро священников, среди которых и известный в Бурятии протоиерей Елисей Елисееев.

Митрополит Корнилий – новый Никон?

Нестроения в Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) начались с уходом из жизни прежнего владыки – митрополита Московского Андриана (Четвергова), пользовавшегося в своей среде непререкаемым авторитетом. В 2005 году митрополитом Московским стал Корнилий, деятельность которого сразу стала вызывать сопротивление внутри Церкви. После скандального Собора РПСЦ 2007 года часть священников и мирян вышли из подчинения митрополита Корнилия. Одни оппозиционеры создали новую церковь – Древлеправославную церковь Христову Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ), другие прервали молитвенное общение с, по их мнению, дискредитировавшим себя главой Церкви. Последние и объявили себя «чадами РПСЦ, не поминающими митрополита Московского Корнилия».

Бурятия, четверть населения которой до сих пор называет себя старообрядцами, до недавнего времени считалась центром «нового раскола» и главной опорой «непоминающих». Именно в Улан-Удэ находилась резиденция епископа «непоминающих», а сама Верхнеудинская православная старообрядческая община во главе с епископом Внифантием и протоиереем Елисеем Елисевым была главной силой на передовой во внутрицерковной войне.

Сегодня «непоминающие» называют Корнилия «новым Никоном». По их заявлениям, он отошел от правил церковной жизни старообрядцев, утвержденных в Книге Кормчей (своде церковных правил староверов) и хочет «слить» РПСЦ «никонианам», то есть Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП). Формально «непоминающие» вменяют Корнилию пять «прегрешений», за каждое из которых его в соответствии с правилами и предписаниями Книги Кормчей следует «извергнуть из сана» священника.

Он обвиняется в отходе от РПСЦ и членстве в КПСС. Согласно Кормчей, человек, хотя бы раз отрекшийся от Церкви, всю оставшуюся жизнь не может быть священником. Оппозиция требовала лишить Корнилия сана и за установление молитвенной лампады в «никонианском» храме РПЦ МП, посещение синагоги и почитание там иудейского царя Давида, поцелуи и кулуарные встречи с «еретическими» патриархами РПЦ, а также поздравление мусульман с их религиозными праздниками.

Все эти якобы нарушения церковных правил оппозиция вынесла на церковный Собор 2007 года, на котором хотела свергнуть Корнилия. Но к тому времени митрополит Корнилий значительно укрепил свое положение в РПСЦ и с успехом отбил попытки лишить его поста. В решениях Собора РПСЦ 2007 года (пункт 4.1) записано, что все перечисленные деяния митрополита Корнилия не являются нарушениями, за которые его можно было «извергнуть из сана». Таким был и вердикт церковного Архиерейского суда, на котором разбирались «прегрешения» митрополита, который в итоге был вынужден просто «покаяться». Оппозиционеры отказались подчиняться этим решениям и демонстративно покинули Собор. Это стало началом церковной войны, приведшей к сегодняшнему поражению «непоминающих».

Духовная оппозиция

Со «сдачей» имущества Верхнеудинской общины «непоминающих» история противостояния, скорее всего, не закончилась.

– Епископ Внифантий по некоторым причинам проявил слабость. Мы же считаем, что, если есть у нас правила церковные, то от них отходить нельзя. И если церковное руководство эти правила нарушает, нашей обязанностью, даже не правом, будет отвернуться от такого руководства. Нам митрополит Корнилий говорит: «Сейчас другое время, Кормчая книга устарела! Захочу гомосексуалиста поставить кандидатом в епископы и поставлю! А вы вообще не толерантно мыслите!». Но почему старообрядцы являются старообрядцами? Потому что у нас есть свой свод правил церковных, и мы их строго придерживаемся! Если в Кормчей написано, что этого делать нельзя, значит нельзя. И у нас есть то, что мы не будем менять ни при каких обстоятельствах. Даже под угрозой для жизни и свободы. Поэтому мы и есть настоящая духовная оппозиция! И мы ничего не боимся. Потому что наша родина не здесь, на Земле, а там – на Небе! – так отреагировал на «поражение» представитель Верхнеудинской общины «непоминающих» Алексей Карнаухов.

Впрочем, сегодня старообрядцы «непоминающие Корнилия» уже не настаивают на его отставке и на лишении его сана священника, а выдвигают минимум требований к руководству РПСЦ. По мнению протоиерея Елисея Елисеева, достаточными для примирения условиями будет предание анафеме Митрополитом Корнилием существующей фактически госцеркови – РПЦ МП, что старообрядцы привычно делали на протяжении последних трех с лишним веков, отказаться от курса на сближение с Московским Патриархатом и упразднить свою комиссию по связям с «никонианами».

Кто кого отлучил?

В настоящее время в Верхнеудинской старообрядческой общине тоже нет единства. Несколько лет назад она фактически разделилась на противников «нового Никона», митрополита Корнилия и его сторонников.

– Как действует Елисей? – спрашивает настоятель Верхнеудинской общины «корнилиевцев» иерей Карп (Вячеслав Утенков). – Он эту книгу Кормчую, где записаны все правила семи Вселенских и девяти Поместных Соборов, интерпретирует по-своему, так, как ему выгодно! А кто из наших старух эти правила знает?! Да кроме священнослужителей, их никто не знает. Вот Елисей этим и пользуется!

За время противостояния внутри общины старообрядцев-поповцев Улан-Удэ у них накопилось множество взаимных обид, хотя раньше они все жили, как родные люди. Камнем преткновения в этих спорах уже не молящихся вместе людей является церковное имущество, принадлежавшее некогда единой общине. Сейчас же фактически существуют две отдельные общины, у каждой из которых есть свой набор юридических документов и печать, закрепляющие их законный статус. Казус в том, что обе партии считают общину по-прежнему единой.

– До раздора в нашей общине состояло всего 30 человек, – сказала «Новой Бурятии» председатель общины «корнилиевцев» Адель Заиграева. – После того как община разделилась, восемь бабушек пошло за Елисеем, а 22 человека остались верными митрополиту Корнилию. Но вся трагедия для нас, верных Корнилию, была в том, что на том момент председателем общины была Зинаида Васильевна Гудадзе, сторонница Елисеева, и все уставные документы и печать были у нее на руках. И получилось так, что большая часть членов общины осталась как бы вне закона. Но если нас большинство, почему мы должны все отдать им?! Тем более что сейчас все они уже давно исключены из РПСЦ, а их священники лишены сана митрополитом Корнилием. То есть к нашей церкви эти люди, которые называют себя «непоминающими», сейчас не имеют никакого отношения.

Как и следовало ожидать, бунтовщики были преданы митрополитом Корнилием анафеме и «отлучены от церкви». С другой стороны, тогдашний настоятель Верхнеудинской православной старообрядческой общины, священник Александр Шестаков исключил всех «корнилиевцев» из общины и запретил им посещать принадлежащий ей храм. И до недавнего захвата церкви на улице Лимонова сторонники Корнилия во главе с отцом Карпом и Адель Заиграевой проводили свои богослужения на частной квартире.

Как отобрать церковь

Еще до разделения общины на две партии произошло событие, благодаря которому цена на ее имущество резко возросла. Дело в том, что принадлежавший общине земельный участок оказался рядом со строящимся современным жилым комплексом (таун-хаусом), который строители начали возводить между микрорайонами №№ 40 и 20а. Старообрядцев попросили освободить участок для расширения таун-хауса, а взамен строители из фирмы «Байкалмет» предложили им земельный участок на Лимонова. В компенсацию за беспокойство верующим было предложено перенести на новое место их дом причта с находящейся в нем домовой церковью и безвозмездно построить им новую церковь.

Члены общины с таким вариантом обмена, естественно, были согласны. Переезд, обустройство на новом месте, а также строительство большого храма в честь Николы Чудотворца на ул. Лимонова происходили уже без участия «изгнанных» их общины «корнилиевцев». Юридически новый участок и оба здания принадлежали Верхнеудинской старообрядческой общине, в которой настоятелем являлся главный на сегодняшний день среди «непоминающих» протоиерей Елисей Елисев, а председателем Зинаида Гудадзе.

Все попытки их соперников отобрать, а потом отсудить церковное имущество оказались неудачными. Несколько судебных дел, длившихся в течение последних четырех лет, неизменно заканчивались в пользу «непоминающих».

Перелом наметился в сентябре 2010 года, когда Бурятию впервые посетил сам глава РПСЦ, митрополит Московский Корнилий. С этого времени сюда был назначен «верный» епископ Патермуфий из Украины, а споры вокруг имущества перешли в явно неправовое поле.

– В прошлом году, когда мы пришли в Министерство юстиции с очередным годовым отчетом, нас там спросили: а вы, ребята, кто такие? Оказалось, что исключенные из нашей общины люди принесли в Минюст «протокол собрания», на котором они «переизбрали председателя» и «внесли изменения в Устав общины». На этом документе стояла подделанная печать общины, которую эти люди незаконно изготовили! Мы, конечно же, написали заявление в МВД Бурятии о совершенном преступлении. Однако министр Зайченко отказался заводить уголовное дело и посоветовал нам «помириться» с Московской митрополией! Получается, что правоохранительные органы закрывают глаза на явное нарушение закона, которое выражается в подделке печати и документов, а также в незаконном захвате нашего имущества. Происходит это так, как если бы вы, придя домой, обнаружили в нем чужих людей, которые говорят вам, что этот дом является их собственностью на основании подделанных документов! – возмущается Алексей Карнаухов.

Таким образом, сегодня в Министерстве юстиции оказалась зарегистрированной община старообрядцев, в которой председателем является уже не Зинаида Гудадзе, а Адель Заиграева. Кроме того, в Устав общины внесены изменения, согласно которым имущество общины теперь принадлежит не самой общине, а Московской митрополии РПСЦ.

«Высший суд»

После этого «непоминающие» подали иск в Железнодорожный суд и выиграли его. Решение общего собрания общины, утвержденное «поддельной» печатью, было признано судом недействительным. Но позже Верховный суд Бурятии по жалобе «корнилиевцев» отменил решение нижестоящего суда и вынес свой вердикт. Судебная коллегия ВС РБ решила не вмешиваться в споры вокруг церковного имущества и предоставила решать их церковному Архиерейскому суду РПСЦ, членами которого являются подчиненные митрополиту Корнилию иерархи.

Закончилась судебная история тем, что Верховный суд России просто не принял к рассмотрению надзорную жалобу «непоминающих». Таким образом, впервые в светском государстве имущественный спор был решен церковным судом.

– Сегодня мы исчерпали все имеющиеся на территории России возможности для нашей защиты, – говорит Алексей Карнаухов. – Теперь нам остается только обратиться в международный суд и правозащитные организации. В конце концов, не самосожжением же нам решать проблему! По крайней мере, пока.

Разгром «непоминающей» оппозиции в РПСЦ, тем не менее, не может являться полной победой митрополита Корнилия. В ближайшее время глава РПСЦ неизбежно столкнется с недовольством «курсом слияния с никонианами», которое отчетливо звучит внутри подчиненного Корнилию крыла этой церковной структуры. Частным случаем такого недовольства является скандальная кампания верующих в Украине, требовавших удаления оттуда на Дальний Восток приближенного к Корнилию епископа Патермуфия, подозреваемого украинскими старообрядцами в злоупотреблениях. Сегодня отправленный в ссылку епископ освобожден от своих обязанностей на Луганщине. Не исключено, что в скором времени именно он станет главной целью для критики не только со стороны «непоминающих», но и среди пока верной Корнилию паствы.

Кол-во просмотров: 596

Поделиться новостью:


Поделиться: