Справятся ли высшие учебные заведения Бурятии с запросом от региона

Часть 2, начало в №10
Общество |
Фото Справятся ли высшие учебные заведения Бурятии с запросом от региона

- По вузам непростая тема, и если мы хотим расти, а мы хотим, то вузы должны соответствовать. Хоть они федерального подчинения, но имеют непосредственное к нам отношение. Находятся на нашей территории и обучают наших детей для наших организаций. Вузы – это наше дело, – заявил в начале марта глава Бурятии Алексей Цыденов.

Но что сегодня представляют собой вузы Бурятии? Первый вопрос, который возникает при внимательном рассмотрении, – готовы ли они к вызовам времени? Среди них самый больной – разрыв между спросом на кадры и предложением от вузов, являющийся следствием слабых кооперационных связей вузов с предприятиями. 

Анализ состояния бурятских вузов провел кандидат экономических наук, доцент Школы цифровой экономики ДВФУ Андрей Ринчино.

Дело в кадрах

Ежегодно Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» публикует данные о качестве приема на очные отделения государственных вузов на основании данных о среднем балле ЕГЭ. Согласно рейтингу, по качеству бюджетного приема в 2018 году Бурятия заняла 70-е место из 79 регионов (76-е место в 2017 году). Средний балл ЕГЭ поступивших на бюджетные места составил 57,3. Вузы Бурятии по качеству бюджетного набора заняли не самые высокие места: БГУ – 382-е место из 603, ВСГУТУ – 513-е, БГСХА – 581-е.

Ответственность лежит и на самих вузах, прикладывающих недостаточные усилия к развитию, модернизации своих учебных программ, и на региональных властях, и на работодателях, зачастую не проявляющих интереса к важнейшей сфере подготовки молодых профессиональных кадров.

Обращает на себя внимание отчет о результатах деятельности ВСГУТУ за 2017 год. Согласно этому документу, за один год вуз лишился 233 ставок профессорско-преподавательского состава, что составило 40% от штатной численности. А также 20% ставок научных работников. Иначе как глубочайшим финансовым, управленческим и кадровым кризисом это назвать нельзя. Разумеется, были объективные обстоятельства – директивы Минобра, снижение количества абитуриентов и уменьшение контрольных цифр приема (т.е. бюджетного финансирования). Однако эти явления были прогнозируемы, и при должном подходе не было бы необходимости «резать по-живому», устраивая подлинную кадровую и человеческую катастрофу в отдельно взятом вузе. Похожая картина наблюдается и в других вузах Бурятии, что красноречиво показывает уровень управленческих компетенций руководителей.

Еще один большой вопрос, который стоит задать и правительству Бурятии, и руководителям бурятских университетов: «Работают ли вузы на региональный рынок труда?». У нас ежегодно выпускают десятки и сотни заведомо невостребованных специалистов. Совокупный рынок труда Бурятии и сопредельных регионов по юристам, экономистам, менеджерам, биологам, географам, физикам, социологам, историкам, технологам, конструкторам, зоотехникам, агрономам в разы уже, чем выпуск. Если вспомнить, что темп обновления учителей общеобразовательных школ Бурятии в последние годы равен 1% (одному проценту), то стоит как минимум задуматься о КПД педагогического образования.

Тем не менее руководители вузов Бурятии ежегодно отчитываются о 75–100%-ной трудоустраиваемости выпускников. Кого обманываем? Обращает на себя внимание позиция вузовского сообщества и региональных властей. Первые лица Бурятии проблемы стараются не замечать. Ректоры – решать за закрытыми дверями, в непубличной плоскости. Депутаты заявляют, что «это их не касается». Министр образования обещает, что в Бурятии гарантированно будет два, а то и три «опорных университета». Большинство граждан и вовсе еще не осознали, что происходит.

 

И снова деньги

Доходы преподавателей вузов Бурятии были и остаются крайне низкими. В 2012 – 2018 гг. «майские» указы Владимира Путина начали постепенно реализовываться, и зарплата преподавателей вузов действительно выросла. Сейчас, по данным Росстата, средняя оплата труда педагогов вузов Бурятии составляет 61 000 рублей. Сами вузы сообщают другие цифры: БГУ - 39 480, ВСГУТУ - 40 140, БГСХА - 40 410. А к концу 2019 года она должна быть в два раза больше средней по региону.

 

Рассмотрим положение об оплате труда сотрудников Бурятского государственного университета (таблица 2).

 

Зарплата сотрудников Бурятского государственного университета (таб. 2)

Наименование должностей

Должностной оклад руб.

Ассистент

9 000

Научный сотрудник

9 000

Старший преподаватель

11 007

Доцент

15 000

Доцент, кандидат наук, ученое звание доцент

19 008

Профессор

20 007

Профессор, доктор наук, ученое звание профессор

29 000

 

Обычный преподаватель бурятского вуза получает зарплату 15 – 16 тыс. рублей в месяц. Зарплата доцента с ученой степенью, имеющего значительный опыт преподавания, выглядит немного привлекательней – чуть больше 24 тыс. рублей.

За счет чего вырисовываются средние цифры в 60 тыс. рублей? К обычному окладу могут прибавляться премии и единоразовые доплаты, а также ежемесячные выплаты стимулирующего характера. Как правило, это написание и публикация научных статей, научно-исследовательские и методические работы, издание учебных пособий и т.д. Кроме того, в предложении «могут прибавляться премии»: ключевое слов – «могут», то есть могут прибавляться, а могут и не прибавляться. Всё зависит от бюджета университета, а также лояльности преподавателя лицам, принимающим решения.

Во-вторых, преподаватели и научные сотрудники получают различные исследовательские гранты. Однако этот вариант доступен для очень узкой группы работников университетов. Обычный педагог перегружен аудиторной работой. Максимальный объем аудиторной нагрузки, доступный без ущерба, как для научной работы, так и для качества преподавания, составляет не более 8 – 10 аудиторных часов в неделю. В университетах Бурятии (как, впрочем, и по всей России) эта величина превышена в несколько раз.

Для качественных научных исследований сотруднику необходимо выезжать в командировки, участвовать в международных конференциях, заниматься проведением лабораторных экспериментов, собирать полевые данные, проводить масштабные соцопросы и т.п., то есть, по сути, отсутствовать в стенах учебного заведения по нескольку дней, а то и месяцев. Кто же тогда будет проводить занятия? Чтобы «отработать» пропущенные часы, сотрудник снова отвлекается от научной работы. К тому же ни у университета, ни у преподавателя обычно нет денег на исследования и командировки, так что молодые ученые зачастую просто не знают, с чего начать.

В-третьих, раздувание цифр средней заработной платы происходит за счет разнообразных манипуляций со ставками. Например, если ранее условный доцент работал на одну ставки и получал 24 тыс. рублей, то после «оптимизации» был переведен на 0,75 с той же зарплатой. Нетрудно подсчитать, что на бумаге доцент стал почти на 25% богаче. Учебная нагрузка на преподавателей при этом обычно не уменьшается.

Вместе с тем стоит заметить, что заработная плата ректоров вузов Бурятии устойчиво росла. Ныне каждый ректор получает «в среднем» около 250 тыс. рублей в месяц, что значительно выше размера заработных плат министров республиканского правительства и топ-менеджеров крупнейших предприятий Бурятии.

В бурятских вузах наблюдается погоня за рейтингами и надбавками к жалованию. Надбавки порой смешные: за среднюю статью добавляют в рейтинг преподавателя лишь несколько баллов, а балл эквивалентен нескольким рублям. Соответственно, чем меньше ценится написанное, тем больше необходимо его произвести – в надежде получить больше денег. Мне знакомы случаи, когда некоторым преподавателям БГУ удавалось наштамповать до 70 «научных» статей, «накрутить» индекс Хирша до 12 и получать совсем не маленькие премии в размере 250 – 300 тыс. рублей.  Для сравнения: крупнейший ученый XX века Лев Ландау за всю жизнь написал около 90 работ. Петер Хиггс – выдающийся физик современности, нобелевский лауреат – 18 статей в базе Scopus, начиная с 1951 года, а индекс Хирша – равный 9.  

Генерация для конкуренции

Вся Восточная Сибирь и Дальний Восток сегодня являют собой средоточие социально-экономических проблем и противоречий, резко контрастируя с быстроразвивающимися соседями по азиатскому региону. Буквально «под боком» находится ряд крупнейших экономик мира – Китай, Япония, Индия, Южная Корея, Тайвань, Сингапур – с совокупным ВВП $15 трлн и населением около 3 млрд человек, которые, по сути, представляют собой неограниченный рынок сбыта образовательных услуг и наукоёмкой продукции. Крупный международный университет способен заметно изменить баланс сил на этом направлении, усилить российское цивилизационное влияние в регионе.

Кроме того, в территориальной сети федеральных университетов отсутствует важное звено – Байкальский регион, если быть точнее, то территория от Владивостока (ДФУ) до Красноярска (СибФУ). Учитывая логику экономического развития страны, ее политические интересы, демографические и миграционные процессы, Байкальский регион является важнейшей из зон стратегического присутствия России. Вопросы кадрового, инфраструктурного, научно-исследовательского ресурсообеспечения Байкальского региона диктуют необходимость создания мощного университетского комплекса на данной территории.

Крупный университет способен кардинально поменять ситуацию с оттоком талантливой молодежи из Бурятии. Но только достаточно мощный университет способен культивировать среду для решения значимых научных проблем. Крупные ученые всегда готовы приехать, но под сверхзадачи – мегасайнс. Именно они, как магнит, притягивают лучшие умы со всего мира. Социальные условия важны, но для настоящих ученых, для исследователей они всегда вторичны по отношению к задаче.

Крупный университет в роли think thank создаст базу для интеллектуального обеспечения долгосрочного развития Бурятия. Сильный и независимый центр приведет к восстановлению нормальной академической жизни с ее интеллектуальными свободами, стремлением к творчеству и генерации новых научных знаний. Основное, что сейчас нужно Бурятии, это создать условия для притока в регион интеллекта, человеческого капитала высокого качества. Сегодня главный «товар», за который агрессивно борется весь мир, это головы, интеллект.

 

Андрей Ринчино

 

Кол-во просмотров: 1225

Поделиться новостью:


Поделиться: