Сойотам построили центр

6 октября в Орлике Окинского района открывается Центр соетской культуры и народного творчества
Общество |
Фото Сойотам построили центр

Недостроенный рынок превратили в центр культуры. Данный объект построен благодаря республиканской государственной программе «Культура Бурятии». Строительство началось в июне 2018 года, общая сумма затрат - около 22 млн. рублей. Общая площадь здания 618 кв.м

Этноним сойот восходит к одному из родовых названий - соян (соет, сойонг). К нему же восходит название горного хребта - Саяны (Саянская землица в русских документах 17-18 веков), место, где обитали люди, принадлежавшие к роду (или родам) саян. Сойоты ранее занимали достаточно большие территории в горах и в Тункинской долине. Численность в России по данным переписи 2010г. - 3 тыс. 608 человек.

Окинский район Бурятии, в котором проживает их основная часть, граничит с Тоджинским районом Республики Тува, где живут тувинцы-тоджинцы, и с Хубсугульским аймаком Монголии, на севере которого живет родственный им народ цаатаны. Все три этнические общности - сойоты Бурятии, тоджинцы Тувы и цаатаны Монголии близки друг другу по языку (все три языка относятся к уйгурской подгруппе тюркских языков), типу хозяйства (охотники и таежные оленеводы, разводившие яков, хайнаков и оленей)), образу жизни.

По предположениям ученых, сойоты являются потомками древнейшего самодийского населения Восточных Саян, впоследствии подвергшихся тюркизации. Позднее в результате тесных этнокультурных контактов с бурятами произошла вторичная смена языка, сойоты переняли навыки скотоводства, заимствовали частично одежду, пищу.

Большая часть сойотов последние десятилетия считала себя частью бурятского этноса, чему, кроме культурного взаимодействия, способствовала общность мировоззренческих и фольклорных традиций.

Все эти процессы привели к изменениям в культуре сойотов. Первым пострадал язык, который, как известно, был тюркским. К концу XIX века родной язык сойотов был полностью вытеснен бурятским. Кроме того, сойоты под влиянием бурят стали перенимать навыки скотоводства, заимствовать (частично) одежду, жилище, пищу. Все бы ничего, но в переписи населения 1897 года этнос «сойоты» не получил отражения. Целый народ как бы исчез с лица земли. Но и в этот достаточно трудный период сойоты сумели полностью сохранить этническое самосознание, традиционные формы хозяйства и бытовой культуры, а также верования (шаманизм). Жизнь бок о бок с сойотами оставила свой отпечаток на культуре бурят. В их хозяйственную сферу внедрилось оленеводство, а также охота. Что же касается ламаизма, то в него проникли шаманские воззрения. В таких случаях говорят, что в результате взаимовлияния сложилась этно — территориальная группа, которая называется «окинские буряты». Новое качество, которое возникло в результате обмена культурными реалиями, свидетельствует о двухсторонней победе. На сломе веков (XIX и XX) сойоты подверглись частичной этнокультурной ассимиляции. Утратили язык и некоторые элементы материальной культуры. Но взамен утраченного они приобрели ценные достижения другого этноса.



Ныне, после длительного периода ассимиляции сойотов в бурятский народ, начался процесс возрождения их национального самосознания. Этот процесс, вероятно, начался после того, как в 1926 году Иркутским местным комитетом Севера была организована экспедиция для полного статистико-экономического, бытового и медико-санитарного обследования окинских сойотов. Возглавлял ее профессор Б.3. Петри. Начался процесс консолидации этноса, в результате чего сойоты сосредоточились в районе нынешней сойотской администрации в Окинском районе Бурятии, образовав сойотский родовой туземный Совет. Одновременно была послана делегация с просьбой помочь создать национально-территориальное образование и признать сойотов малой народностью Севера. При содействии Б.Э. Петри, по представленным им результатам экспедиции, ЦИК СССР признал сойотов таковыми.

В 1992 году по инициативе коренных жителей села Сорок на сельском сходе был образован Центр сойотской культуры, призванный содействовать культурному, духовному развитию этноса, возрождению народных промыслов.

Кол-во просмотров: 1813

Поделиться новостью:


Поделиться: