Сотрудники Бурятской таможни передали музею старинные литографии

Житель Монголии попытался вывезли два листа с изображением монгольских шлемов
Культура |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото: Андрей Норбоев

Бурятские таможенники предотвратили вывез из России старинных литографий, оказавшихся частью уникального иллюстрированного свода памятников отечественной  старины.

По информации пресс-службы Бурятской таможни, два листа из многотомного издания 1849–1853 годов пытался незаконно вывезти из России гражданин Монголии. Старинные литографии оказались частью раздела «Броня, оружие, кареты и конская сбруя».

Как рассказал и. о. начальника Бурятской таможни подполковник Иван Бурлака, сотрудники таможенного поста МАПП Кяхта культурную ценность обнаружили во время контроля на пассажирском направлении. Мужчина выезжал из России в Монголию на личном автомобиле, при опросе он заявил об отсутствии товаров, подлежащих декларированию.

Однако во время осмотра багажа таможенники обнаружили пакет с двумя бумажными листами размером 39х53 см с изображением шлемов в различных проекциях и надписью «Хромолитографiя Ф. Дрегора». Разрешительных документов на перемещение данной категории товаров у мужчины не было. Сейчас в отношении гражданина Монголии возбуждено два дела об административных правонарушениях за недекларирование товара и несоблюдение запретов и ограничений.

Иллюстрации таможенники изъяли и направили на экспертизу, которая подтвердила, что представленные предметы созданы более ста лет назад и являются культурной ценностью.

– Согласно экспертной оценке иллюстрации, нанесенные методом хромолитографии, являются частью научного труда «Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению императора Николая I». Это уникальный по своей полноте иллюстрированный свод памятников отечественной старины, собранный профессором Императорской академии художеств Федором Григорьевичем Солнцевым с 1830 года на протяжении двадцати с лишним лет. Многотомник был издан в 1849–1853 годах тиражом в 600 экземпляров, – отметила замминистра культуры Бурятии Анна Никитина.

Чиновник уточнила, что Федор Григорьевич Солнцев совершал многочисленные поездки по старинным русским городам, монастырям и церквям, где тщательно фиксировал памятники истории и культуры. Результатом его труда и стало вышеописанное издание, состоящее из шести отделении: альбомов, включающих в себя 508 листов большого формата цветных хромолитографий отечественных памятников культуры, тетрадей текстового печатного материала к каждому из шести отделений в четвертую долю листа.

Кроме того, появление на свет этого издания связано с развитием в XIX веке так называемой «художественной археологии», родоначальником которой принято считать художника Ф. Г. Солнцева (1801—1892). Рисунки Ф. Г. Солнцева были переведены литографом Ф. Дрегером в хромолитографии и им же сгруппированы.

Впервые переиздание «Древностей» было осуществлено в полном комплекте в 2006 году в Санкт-Петербурге. Репринтная копия включает 14 томов (шесть отделений альбомов, одно дополнение к III отделению альбома, шесть отделений каталога, одно дополнение к III отделению каталога).

На листах форматом А3 можно рассмотреть изображение шлемов с разных ракурсов, надписи внизу гласят – «монгольский шишакъ». А приглядевшись к головным уборам, даже можно заметить надписи, предположительно, на древнемонгольском языке.

– «Шишаком» называли определенную форму головного шлема. Название происходит от слова «шиш», представляющий собой навершие (высокую точку), также у бурятских шапках наверху имеется «дэнзе» (венчик), в тюрскской транскрипции звучит как «шиш». Это заимствованная форма у древних монголов.  Известно, что у одного из великорусских князей – Ярослава в оружейной палате хранился шлем по типу монгольского шишака, что соответствует типологии, его отличает богатое убранство.  Шлемы имеют сферическую форму неспроста. Если по нему приходился удар, он «отрекошетивался» по касательной. Также мы видим, что с помощью пластин полностью защищалась шея воина. Накладки оберегали части ушей, скулы, а личина предотвращала травмы в области лица. Инкрустация золотом одного из шлемов говорит о высоком положении обладателя. Наличие двустороннего орла указывает на признаки Российской империи – их могли носить только представители царствующей семьи. Можно предположить, что головной убор был специально изготовлен для членов императорского дома, но не факт, что они его носили, – рассказал музейный сотрудник.

В заключение поясним, что артефакты еще требуют своего обстоятельного изучения. В Музее истории Бурятии планируется выставка, где будут экспонированы в том числе и эти документы.

Кол-во просмотров: 1079

Поделиться новостью:


Поделиться: