В трехстах километрах от Сухэ-Батора – аймачного центра в Монголии, в безлюдной и безбрежной степи расположился буддийский монастырь Амарбаясгаланту – «Обитель Вечного Блаженства».
После долгой и извилистой дороги по степи и каменистым россыпям – бэлям, за серыми пологими холмами он возникает, словно видение древнего затерянного города. Обнесенный кирпичными стенами толщиной почти в полметра, грандиозный монастырский комплекс с зеленой от древности черепицей, золочеными изогнутыми коньками на крышах, он словно уснул под ярким монгольским солнцем. Лишь в тишине монастырского двора в чистом и сухом воздухе монгольского нагорья мелодично звенят бесчисленные колокольчики, а в тени лежат, высунув языки, огромные монгольские волкодавы – хотошо.
Описание путешествия Панчен Ламы
В тот августовский знойный день в главном храме читали Сутру Великого Сострадания ко всем живущим, и читали ее сто мальчиков-хувараков от 7 до 12 лет. Это были послушники, дети-сироты или из бедных семей со всей Монголии, для которых монастырь стал домом. Они сидели в два ряда, обритые наголо, в оранжевых монашеских одеяниях, и под гулкими сводами храма радостно, по-детски раздавались их звонкие голоса, а на лица падал отсвет от лампадок, зажженных перед тысячами статуэток Будд.
После хурала высокий, статный, благородного вида настоятель, досточтимый гуай Дамдинсурен пригласил на чай, который разливали улыбчивые женщины в дэгэлах. Ему уже 80 лет, и он рассказал многое об истории монастыря, насчитывающего более 200 лет, о том, как храм каким-то чудом избежал разрушения и разорения в 30-е годы прошлого века, о намерении ЮНЕСКО и правительства Монголии включить этот храм в список Мирового наследия. После службы старый монах провел нас по монастырю и в одном из маленьких дуганов, служащем библиотекой, показал сотни книг, обернутых в разноцветные шелка. Взяв одну из них, он бережно развернул красный шелк со свастикой: «Это описание путешествия Третьего Панчен Ламы Лобсанг Балдан Еше в страну Шамбала. То был редчайший текст, которым владеют всего лишь несколько монастырей». Уже вернувшись в Улан-Удэ, я прочитал этот текст в переводе буддолога Серафима Сидорова.
А пока я любовался, как за стенами монастыря в полдневном мареве уходили к горизонту синие холмы, словно на картинах Рериха. В одной из записей своих путешествий Николай Рерих писал: «Монгольские ламы указывают на несколько охраненных мест в пределах Хангая и Гоби, откуда ведет путь в Шамбалу». И тут же приводит легенды о маленьких подземных людях, необычных животных, различные знамения и атмосферные явления, свидетелями которых были почти все путешествовавшие в этих необозримых пространствах Азии.
Операция «Мандала»
…Берлин. 1940 год. Канцелярия Генриха Гиммлера. Ранним утром глава этого ведомства получает секретный пакет, в котором находится тщательно проработанный и подготовленный план операции под кодовым названием «Мандала». Гиммлер поручил Гейдриху найти исполнителя этой операции, знающего и таинственный Восток, и далекую страну Тибет. Подходящей кандидатурой оказался гауптман Отто Ренц, опытный геодезист, всесторонне проверенный спецслужбами и, что немаловажно, по отцу Ренц – немец, а мать его была буряткой. Исключительно редкое для Германии кровосмешение, но крайне полезное для разрешения стоявшей перед рейхсканцелярией задачей – привезти в Берлин план дацана «Хранимый Небом» и узнать как можно подробнее о таинственной стране Шамбала. Экспедиция в эту Страну снегов была сопряжена с неимоверными трудностями, потерями людей, тем не менее Отто Ренц вместе с караваном, спрятанными чертежными принадлежностями, теодолитом и фотоаппаратом, с помощью местных проводников добрался до высокогорного монастыря «Хранимый Небом», где поклонялись Цзонхаве, и снял точный план этого храма. В начале лета 1940 года он уже доложил Гиммлеру о выполнении задачи. По чертежам, привезенным из Тибета, и был построен подземный бункер – ставка фюрера «Вольфшанце». Можно верить или не верить, но во время войны на ставку не упала ни одна бомба, хотя над ней кружили и советские, и британские бомбардировщики.
Танка «Шамбала»Вторая часть задачи – сбор сведений о Шамбале, магических ритуалах и сверхчеловеческих возможностях тибетских монахов – скорее всего, послужила материалом для разработки нацистских мистерий, знакомым нам по фильмам. И в первую очередь для разработки психотронного оружия, с помощью которого нацисты намеревались воздействовать на большие массы людей. Гитлер при всей своей мистичности, отправляя в неизведанный Тибет в рамках секретной программы «Кенигсберг-В» экспедицию за экспедицией, преследовал сугубо практическую цель. Он искал в этой стране новые военные технологии, сверхоружие, поскольку уверовал в то, что именно здесь находится всемирный центр энергетики, управляющий всей земной историей и развитием цивилизаций, «Центр Времени» т.е. та самая загадочная Шамбала.
Сатья-юга Шамбала
«Путь в Шамбалу начинается к западу от Ваджрасаны (Бодхгайя в Индии) за страной Уддияна, – пишет Третий Панчен Лама. – Но тот, кто в физическом теле хочет пойти в эту страну, должен быть человеком, владеющим силой добродетельной заслуги и познания тантры. При этом он должен получать четкие наставления во сне, и, если ему будет дан знак, он может достигнуть этой страны. А путь его, как описывает лама, лежит вблизи страны У-ру-су (Россия?). Затем путник пересекает Внутреннее море (Байкал?), страну гор, где из золотых гор вытекает вода, приносящая смерть, из серебряных гор – другая, та, что делает безумным, а из медных и железных – та, что вызывает волдыри и струпья. Но садхака (паломник) магической силой тантры превращает золотую воду в воду долгой жизни, серебряную – в придающую лучезарную красоту, а другие воды – в целительный эликсир. В конце трудного пути, достигнув Шамбалы под покровительством Будды и тантры, наконец-то оставляет за собой Кали-югу (Темный век) с его страданиями и вступает в благословенную страну Шамбала, где люди живут в эпоху Сатья-юга (Совершенный век), излучают свет, им незнакомы слова «голод», «болезнь», «вражда». Их счастье равно счастью богов…».
Бог войны Унгерн
…Чуть более десятка лет назад, до появления черной тени свастики, на планете другой немец, генерал-майор российской армии облачался в желтое одеяние буддийского монаха в одном из монастырей Монголии, принимал чашу питья, поданного прокаженным, и был провозглашен защитником веры – сахюусаном Жамсараном, богом войны. Его звали барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг. Короткие военные успехи не принесли желанной победы на пути создания Великой Монгольской империи. «Облаченный в желтое. Направляющий свой путь желтым» (как назвал барона Богдо Гэгэн), измотанный боями с частями Красной Армии, Унгерн, неизменно одетый в монгольский халат с русскими погонами, с отросшей светло-рыжей бородкой, захватил Ургу. Однако был разбит экспедиционным корпусом 5-й армии Дальневосточной Республики, а его Азиатская дивизия, состоявшая из белогвардейских частей, плохо обученных и полудиких чахаров, монголов и бурят, была рассеяна в степях Монголии и Маньчжурии. Сам он был расстрелян в Иркутске 15 сентября 1921 года, унеся с собой тайну своего сказочно богатого клада, включающего метровую статую Будды из чистого золота. Не помогло и то, что барон искренне верил в то, что он преемник Чингисхана и посланник Шамбалы.
Будда Майтрейя
Сегодня Шамбалу ищут в Тибете, на Алтае, в Гоби и Саянах и не находят ее. Третий Панчен Лама располагает Шамбалу между шестью странами. Он пишет, что Шамбала ограничена Страной снегов (Сибирью) на севере, Тибетом и Индией – на юге, Китаем – на востоке и Хотаном – на западе. А это значит, что она располагается где-то в пустыне Гоби, совсем недалеко от монастыря Амарбаясгаланту, где монахи бережно хранят старинные книги. Но не есть ли путь садхаки, описанный Третьим Панчен Ламой, путь в другое измерение, более тонкое, где и находится эта благословенная страна. Путь через свое преображенное сознание, когда путник уже видит «другое небо и другую землю». Ведь тот же Панчен Лама пишет, что боги видят реку, как поток амриты, люди – как воду, голодные духи – преты – как смесь грязи.
В детстве мне часто приходилось слышать от стариков-бурят о неизбежной грядущей грандиозной битве – «Шамбалын дайн». Возможно, эти эсхатологические предсказания навеяны строками из книги Третьего Панчен Ламы: «В год Воды-Овцы 22 рабчжуна (XXV век н.э.) на территории страны Рум произойдет великая битва – Война Шамбалы. Это случится, когда на золотой трон взойдет пятый император Шамбалы Каулика, Чакравартин, поддерживаемый львами. И тогда появится Будда грядущего – Будда Майтрейя…».
Даже обывателю ясно, что мир безудержной эксплуатации природных и человеческих ресурсов, конкуренции, противостояния тайного и явного между народами и странами, ведет к экологической и гуманитарной катастрофе. И грядущая война Шамбалы в этом контексте не выглядит таким уж анахронизмом и мифом. Пока же все попытки утвердить новую систему ценностей, основанную не на культе денег и насилия, а на более гуманных и справедливых отношениях, не определяют общую стратегию развития. Древние же тексты и предсказания еще ждут более глубокого прочтения, но уже не как «преданья старины глубокой», а как зашифрованное предупреждение…