Оформить заказ в интернет-магазине

Сможет ли Бурятия стать на Востоке "мягкой силой"

Каким образом глава республики Алексей Цыденов намерен заняться экспортом образования в страны АТР
Общество |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото Сможет ли Бурятия стать на Востоке "мягкой силой"
Фото Зорикто Дагбаев

На прошедшем недавно в Улан-Удэ международном форуме «Россия – Монголия. Партнерство в новой реальности» немало внимания спикеры уделили такой теме, как экспорт образовательных услуг. Если наша республика богата вузами с уже наработанными практиками привлечения и обучения иностранных студентов, так почему бы в новых экономических условиях не начать эти практики активно применять.

Соответствующее поручение – проработать вопрос – уже поступило в вузы Бурятии, а на встрече с президентом в режиме ВКС глава республики Алексей Цыденов прямо предложил создать в республике современный межвузовский кампус, ориентированный на студентов из Монголии, Северо-Восточной части Китая и Кореи.

«Деньги есть сейчас у минобрнауки, они проводят конкурс на выбор проектов на период 2023–2025 годов по созданию новых кампусов в России. Я предлагаю такой кампус создать и в республике», – предложил Алексей Цыденов.

Мы решили спросить на этот счет мнение у тех, кто много лет занимается в Бурятии подготовкой иностранных абитуриентов.

Начальник Управления международных связей ВСГУТУ Баирма Шомбуева:

– В текущем учебном году в ВСГУТУ по всем видам и уровням обучаются в общей сложности 175 иностранных граждан, из них по программам высшего образования и в аспирантуре – 167 человек. Основной контингент составляют ребята из КНР, Монголии и стран СНГ, большая часть из которых обучается на договорной основе. Есть иностранные граждане, обучающиеся за счет средств российского федерального бюджета – это 5 иностранных граждан, имеющих статус соотечественника, и 4 человека по квоте правительства РФ: граждан Монголии – 2, Вьетнама – 1, Афганистана – 1.

Привлечению иностранных абитуриентов мы уделяем большое внимание, поскольку экспорт образования является на сегодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед российскими вузами, и количество иностранных обучающихся это основной показатель в мониторинге эффективности международной деятельности вузов. Несмотря на то, что данный показатель для региональных вузов ниже, чем для центральных, им приходится непросто, чтобы привлечь необходимое количество абитуриентов из-за рубежа.

Наращивание экспорта образования на государственном уровне решается в том числе за счет выделения правительством РФ квот на обучение в российских вузах иностранных граждан за счет бюджетных средств РФ. В 2021–2022 учебном году количество квотных мест составляло 23 тысячи, в 2023 году увеличится до 30 тысяч. Но конкретно для нас, вузов республики, ситуация не сильно поменяется. Как я упомянула выше, у нас в вузе сегодня 4 «квотника», немного их и у соседних вузов, это «капля в море» в разрезе вышеназванных цифр. Проблема как раз в том, что основная часть иностранных абитуриентов, претендующих на бесплатное обучение, стремятся попасть, конечно же, в центральные, вузы «с именем». Поэтому у иностранцев Россия  – это, в первую очередь, Москва, Санкт-Петербург, Казань и т. д. Республика Бурятия в этом смысле оказывается зачастую малоизвестной для иностранных абитуриентов, в том числе и по этой причине наши вузы остаются вне их внимания. И здесь, конечно, созрела необходимость повышения привлекательности республики как региона, в котором иностранный гражданин может получить не менее качественное российское образование. В качестве примера можно привести опыт консорциума томских вузов и Томска как уже известного образовательного бренда.

Отрадно, что проблема наращивания экспорта высшего образования в республике, особенно в соседние страны, в последнее время привлекает должное внимание со стороны региональных властей, о чем неоднократно упоминал во время моей поездки в Монголию в декабре 2021 года министр Республики Бурятия по взаимодействию с Монголией Даба-Жалсан Шагжиевич Чирипов. При его содействии были организованы встречи с представителями Россотрудничества, средних общеобразовательных и высших образовательных учреждений города Улан-Батор.

Этот вопрос также обсуждался и в рамках панельной дискуссии на недавно прошедшем Международном форуме «Россия – Монголия. Партнерство в новой реальности». Кроме того, насколько мне известно, в данное время прорабатывается вопрос привлечения абитуриентов из Монголии на обучение в вузах Бурятии за счет средств республиканского бюджета. Успешная реализация данной инициативы, конечно, внесла бы большой вклад в развитие экспорта образования в республике. Так как мы должны понимать, что экспорт образования – это задача и заинтересованность не только вузов, ведь иностранный студент оплачивает здесь не только обучение, но и проживание, питание, досуг, и поэтому республика должна быть заинтересована в создании условий для образования на экспорт.

Не могу здесь не упомянуть вопрос, который мне был задан представителями Монголо-Российской школы № 3 города Улан-Батор в ходе моей поездки. Ситуация заключается в том, что выпускники данной школы наряду с выпускниками ряда других школ города  Улан-Батор, граждане Монголии, которые учатся по российским стандартам и на выходе сдают ЕГЭ, могут поступить в российский вуз на бюджет только по квоте правительства РФ в рамках общей процедуры через Россотрудничество. Другими словами, наличие ЕГЭ не дает им каких-то дополнительных бонусов при поступлении в российский вуз, так как в Законе «Об образовании» № 273-ФЗ для иностранных граждан прописаны возможности обучения в российских вузах за счет бюджета РФ только в соответствии с международными договорами, федеральными законами и установленной правительством РФ квотой. А со слов представителей школы, некоторая часть выпускников были бы готовы учиться в вузах Бурятии, будь у них возможность поступить на бюджет на основании результатов ЕГЭ. Данный вопрос, считаю, также требует пристального рассмотрения, так как его решение может стать альтернативным квоте каналом привлечения, в частности монгольского абитуриента.

Конечно, и вузы сами должны повышать свою привлекательность для иностранных абитуриентов путем расширения разнообразия и качества предлагаемого образовательного продукта, в том числе и на иностранном языке, так как русский язык, как известно, является одним из самых сложных для усвоения, а уж тем более для освоения на нем образовательных программ; а также путем развития своей инфраструктуры, системы адаптации иностранных студентов и т. д. К примеру, в нашем вузе на сегодняшний день большую часть иностранного контингента составляют ребята из Китая. Для решения вопросов эффективной адаптации китайских студентов в службе проректора по дополнительному образованию и международному сотрудничеству нашего университета состоит помощник проректора – приехавший в свое время из Китая, окончивший наш вуз и работающий в ВСГУТУ на протяжении долгого времени  Юй Хункай. Он очень своевременно и эффективно решает вопросы, возникающие у китайских ребят не только в начале, но и на протяжении всего периода обучения во ВСГУТУ и пребывания, благодаря владению не только китайским языком, но и всех межкультурных особенностей и тонкостей. 

Идея создания в республике современного межвузовского кампуса для студентов из соседних стран, преимущественно АТР, является очень привлекательной и своевременной, на мой взгляд, особенно в сложившейся сегодня ситуации. И в качестве одного из направлений его деятельности я бы предложила качественную подготовку иностранных абитуриентов русскому языку, поскольку, как уже говорила, практически все программы в высших и средних образовательных учреждениях республики реализуются на русском языке. Качественное владение русским языком является залогом успешного освоения программ, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность выпускников и престиж полученного у нас образования, а в глобальном смысле, и «мягкую силу» российского образования в целом. И для эффективной реализации данного направления в первую очередь нужно будет привлечь качественные ресурсы: лучших преподавателей русского языка как иностранного, наиболее эффективные методики преподавания русского как иностранного и т. д.  

Начальник отдела международных связей БГСХА Зоя Ямпилова:

– На сегодня в нашем вузе обучаются 57 иностранцев, из которых больше всего студентов из Монголии, 12 – из стран СНГ, 8 – из Китая, 1 – из Филиппин. Больше всего интересуют иностранцев «ветеринария» и «агроинженерия». Когда-то у нас учились австрийцы, поляки, чехи, румыны . Практиковался обмен студентами из побратимского университета в Италии, города Удине, где из 130-тысячного населения 80 тысяч  – студенты.

Что касается платы за обучение, то она  выше для иностранных студентов, однако провинциальные вузы идут на скидки, потому что иначе конкурировать с большими вузами мы не можем. Вообще же, мы выступаем за одинаковые цены для всех студентов. Когда-то в России проезд в транспорте для иностранцев был дороже, чем для россиян, но  пришло время  и тариф стал  одинаковым для всех.

Также раньше для иностранных абитуриентов обязательным требованием являлось  знание русского языка. Сегодня мы практикуем обучение русскому языку, вписывая занятия в учебные планы и во внеучебное время , и стараемся, чтобы обучение шло в рамках бакалавриата, потому что учиться 5–6 лет для иностранных студентов слишком долго. Однако эта практика показала, что для качественного обучения все же необходимо обучение русскому языку до того, как студенты приступят к основной программе, и создание международного кампуса, где бы основной задачей стало обучение русскому языку, знакомство с русской культурой и народами России. Создание международного кампуса в Бурятии привлекло бы также и иногородних студентов, тем самым увеличив студенческое и молодежное население республики.

Начальник отдела международных связей ВСГИК Людмила Алемасова:

– Специфика нашего вуза – в творческих специальностях, которые, безусловно,  пользуются спросом у иностранных граждан. Пальму первенства здесь держат хореографическое (балетная педагогика) искусство, вокальное, музыкально-инструментальное искусство.

Несмотря на пандемию, число обучающихся у нас за последние годы остается на уровне 60 человек. Если в начале 2000-х обучались в основном граждане Монголии, то теперь преимущественно граждане Китая.  При этом география обучающихся широка: ребята из стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Азии.  

Обучаются иностранные граждане на договорной основе и по квоте правительства РФ. К сожалению, по квоте – в основном на подготовительном отделении. Продолжать обучение они предпочитают в вузах Центральной России.

 Если говорить о студентах из Монголии, то в последние годы они также предпочитают Центральную Россию либо выбирают обучение в других странах (Республика Корея, Япония). Для привлечения абитуриентов из Монголии, на мой взгляд, нужно развивать сотрудничество с учреждениями среднего профессионального образования Монголии, выпускники которых могут стать потенциальными абитуриентами вузов Бурятии.

Начальник отдела международных связей БГУ Елена Каурова:
– Экспорт образовательных услуг – одно из приоритетных направлений международной деятельности нашего университета. Как известно, в 2019 году был запущен федеральный проект «Экспорт образования», который предполагает разработку образовательных программ высшего и дополнительного образования нового уровня, направленных на привлечение иностранного контингента, его увеличение, повышение конкурентоспособности вуза на международном рынке образовательных услуг, формирование профессиональных компетенций и «софт скиллз» («мягких навыков») у студентов с возможностью трудоустройства в любой точке мира после окончания вуза, привлечение иностранных ученых и специалистов.

Поэтому внимание региональных властей к этому вопросу очень важно для вузов Бурятии, необходимо выработать единую концепцию по привлечению иностранных абитуриентов в Бурятию, по принятию мер финансовой поддержки, продвижению вузов.

Несколько лет назад идея создания регионального центра обучения иностранных граждан русскому языку как иностранному не нашла поддержки ни у вузов, ни у региональных властей, но сегодня этот вопрос кажется не только назревшим, но и вполне реализуемым.

По мнению общественного деятеля, преподавателя БГУ Олега Юрьевича Николаева, важным ограничением привлекательности российского образования для иностранных абитуриентов является отсутствие в России центров довузовской подготовки, где абитуриенты могли бы получить полноценную подготовку по русскому языку, протестировать свои знания по профильным предметам и в случае необходимости  восполнить пробелы, а также выбрать вуз для дальнейшей учебы. В настоящее время все эти функции выполняют вузы в одном лице. При этом абитуриент по требованию законодательства должен сначала выбрать вуз, а уже затем,  обучаясь  в вузе, начать изучать русский язык, адаптироваться, учиться по утвержденным программам. Это приводит к тому, что абитуриенты выбирают известные вузы, «на слуху», а многие достойные вузы в регионах лишаются иностранных студентов.

Именно поэтому Бурятия могла бы стать таким центром притяжения иностранных граждан из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Конечно, пандемия внесла коррективы в международную деятельность университета. Произошло естественное «проседание» в количестве иностранных обучающихся, но после принятия ряда мер, включая активное участие вуза в образовательных выставках (Монголия, Узбекистан), на международных платформах (Global RED, Key Stone, Tumed Education), благодаря  поддержке минобрнауки РФ и правительства РФ в вопросе разрешения на въезд иностранных граждан на территорию России по учебной визе ситуация не только выровнялась, но и пошла на рост. Если на декабрь 2020 года по программам высшего образования у нас было 143 иностранных обучающихся, а вместе со слушателями курса «русский язык как иностранный» и аспирантами – 202, то на декабрь 2021 года уже 164 и 215 человек соответственно.

Что касается обучающихся по квотам правительства РФ, на сегодня в БГУ таковых 21 человек, включая 9 – по программам бакалавриата (из них 1 – из Афганистана, 2 – из Китая, 1– из Казахстана, 5 – из Монголии), 5 аспирантов из Монголии, 7 слушателей подготовительного отделения (Гвинея, Пакистан, Нигерия, Судан, Панама, Вэнэсуэла).
Самые популярные направления среди иностранных студентов – это «лечебное дело», «экономика», «педагогика» и «менеджмент».

Очень надеемся, что в дальнейшем международная политика университета станет частью хорошо продуманной международной региональной политики, в которой вузы Бурятии не будут действовать по одиночке, а их конгломеративная деятельность будет направлена на общее развитие Бурятского региона.

Кол-во просмотров: 610

Поделиться новостью:


Поделиться: