Скользим и падаем

После масштабного дорожного ремонта, прошедшего этим летом, в Улан-Удэ значительно больше тротуаров, мощеных плиткой. Город, избавляясь от любимого материала социализма – асфальта, все больше обретает столичный лоск.
Общество |

После масштабного дорожного ремонта, прошедшего этим летом, в Улан-Удэ значительно больше тротуаров, мощеных плиткой. Город, избавляясь от любимого материала социализма – асфальта, все больше обретает столичный лоск. Однако большая часть плитки с появлением снега превращается в каток.

По чему ходим

Дорожный ремонт проводили несколько подрядчиков, поэтому тротуары города вымощены самой разной плиткой: разной по цвету, структуре и качеству. Так, во время нашего дорожного «рейда» было обнаружено около шести разных типов плиток. Специалисты утверждают, что качество плитки стало лучше: большинство покрытий имеет шероховатую поверхность и более высокую износостойкость. Директор компании ООО «Серво» Владимир Хвостов (его компания специализируется на изготовлении и укладке тротуарной плитки) поделился своим экспертным мнением о новых городских поверхностях.

– Несомненно, качество плитки улучшилось, – сказал Владимир Алексеевич. – Однако судить о том, как долго она прослужит, пока рано. Года через два-три она сама «покажет» себя. Сейчас горожане стали жаловаться, что она скользкая, но это происходит из-за резкого колебания температур. Когда зима вступит в свои права, ситуация улучшится.

При этом эксперт утверждает, что плитка с гладкой поверхностью скользкой будет в любое время года. К примеру, абсолютно гладкая плитка выложена на ул. Куйбышева возле магазина «Барис» и на тротуаре возле магазина «Все для женщин» – в самом центре города. Без сомнения, для тротуаров она не подходит.

Впрочем, в этом году большинство подрядчиков выбрали компромисс: разные виды узорной плитки, которая сочетает в себе гладкую и шероховатую поверхности. Но и такое решение вряд ли можно назвать удачным. Эту плитку в различных вариациях мы видим на большинстве городских тротуаров. Нужно осторожно ходить по «елочкам», «цветочкам», «орнаментам» и «шашечкам» зимой. Чего стоит один только тротуар возле магазина «Либерти» на Саянах, на котором регулярно падают люди.

Но есть в нашем городе и образцы очень качественной, морозостойкой плитки, на которой с минимальной вероятностью возникнут снежные накаты. Так, эталоном, по мнению специалиста, можно назвать плитку возле Русского драматического театра. Она сделана из китайского искусственного гранита, очень качественная и, соответственно, дорогая. Очень хорошей, шероховатой плиткой выложен и участок тротуара улицы Терешковой, напротив ВСГАКИ. Подобная плитка не будет скользить и замерзать.

– Новую плитку на площади Революции тоже можно считать неплохой, она такая же, как и на площади Советов, – объяснил эксперт. – Только она могла бы быть еще лучше по качеству и ярче по цвету, хотя это повысило бы ее стоимость на 7–10%.

Отвратительной, по мнению нашего консультанта, можно считать плитку на улице Борсоева возле Республиканской типографии: цементные квадраты, которые не несут ни эстетической, ни практической пользы, к тому же крошатся. Апофеозом же плиточного абсурда стали склоны у дороги в районе остановки «Элеватор».

– Пусть по ней никто не ходит, но почему не выложить на этом месте что-то красивое? – недоумевает Владимир Хвостов. – Я был уверен, что на этих склонах, как в крупных городах, сделают газон, летом посадят цветы. В итоге их покрыли совершенно обычной, причем некрасивой кафельной плиткой. Наш город и так по количеству свалок стал похож на туалет, так неужели теперь пора построить «ванную»?

Плитка плитке рознь

При всем разнообразии плитки на тротуарах существуют лишь два метода ее производства – вибропрессование и вибролитье. И от того, какой из этих методов использовался и насколько правильно проходил процесс изготовления плитки, будут зависеть ее долговечность, удобство и практичность.

Подходящим вариантом для нашего города могло бы стать разделение его на определенные зоны, для каждой из которых подошел бы определенный вид плитки. Так считает Владимир Хвостов. «Вибропрессованная плитка, благодаря шероховатой поверхности, очень удобна для мощения городских территорий, остановок, пешеходных зон, – сказал специалист. – Она имеет более долгий срок службы и, соответственно, более дорогая. Яркий пример такого мощения – площади Революции и Советов. Она не будет застывать зимой и не создаст снежных накатов. Именно такой яркой и красочной плиткой должны быть покрыты наши тротуары».

Что касается плитки, изготовленной методом вибролитья, то она хоть и является более эстетичной, но куда менее морозостойка. По мнению специалиста, эта плитка хороша лишь в эстетическом оформлении и может подойти для придания красоты зонам отдыха, паркам, но явно не для тротуаров и крылец зданий, на которых зимой и без того скользко.

Есть в Улан-Удэ еще один вид плитки – с полиуретановым покрытием, как возле зданий администрации города и Народного Хурала. Среди горожан закрепилось мнение, что «резиновая» поверхность не просто самая дорогая, но и практичная. Летом Вячеслав Наговицын даже предложил в перспективе обрабатывать такой поверхностью всю скользкую плитку, поскольку это «гораздо выгоднее, чем заменять всю поверхность целиком».

– Подобная поверхность, действительно, не замерзает зимой, однако износостойкость ее – моментальная, – поделился Владимир Алексеевич. – Мягкая поверхность не терпит механического воздействия и быстро придет в негодность на оживленных тротуарах, где ежедневно проходит много людей в разной обуви. А вот на спортивных и детских площадках, во дворах полиуретановое покрытие плитки, наоборот, окажется очень кстати.

К чему пришли

Есть в тротуарных вопросах еще пара довольно «скользких» моментов. Напомним, что во время ремонта дорог председатель городского комитета по дорожному строительству Михаил Бугдаев заверил нас, что «всю плитку проверили на предмет скользкости, и она вся прошла согласование». Однако, как отметил сам г-н Бугдаев, понятие «скользкость», как таковое, вообще отсутствует в установленном на тротуарную плитку ГОСТе 17608–91.

Как утверждают специалисты, сами требования ГОСТа «Плиты бетонные тротуарные» вполне можно назвать «скользкими». И при привлекательном виде плитка большей частью не соответствует требованиям по таким важнейшим характеристикам, как морозостойкость, влагопоглощение, прочность и стабильность эксплуатационных качеств. При этом она проходит все формальные проверки, соответствуя тому самому ГОСТу. И вот она уже под нашими ногами.

Важно еще то, что даже качественная, шероховатая плитка в наших суровых зимних условиях мерзнет, покрывается снегом и скользит. И тут нам остается надеяться на коммунальные службы города, которые должны предотвращать налипание снега на покрытие плитки. При этом плитку в отличие от асфальта нельзя долбить ломом.

Но стоит ли теперь ждать, что жилищно-коммунальные службы позаботятся о нашей безопасности, если даже дорожные подрядчики все еще не несут ответственность за проделанную ими работу? Так что будьте осторожнее, дорогие горожане, смотрите под ноги.

Кол-во просмотров: 1801

Поделиться новостью:


Поделиться: