Не так давно исследователи начали выяснять, как именно сказки, как мудрость веков, влияют на сознание человека. И в психологии появилось целое методическое направление – сказкотерапия. Сегодня, когда люди начали обращаться к этнике, к обычаям и традициям, она набирает все большую популярность. «Новая Бурятия» расскажет об этой интересной и эффективной методике, которой могут обучиться все папы и мамы.
Внутренний мир ребенка помогает развивать сказка. Сказки привлекательны для развития личности ребенка, прежде всего, тем, что у любой сказки счастливый конец.
– Ребенок оказывается психологически защищенным, – отмечает психолог Евгения Загвозкина, – он понимает, что, в конце концов, в жизни всегда побеждает добро. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.
Так, сказка развивает в ребенке верные представления о мире. Дети понимают, что герой, совершивший плохой поступок, будет наказан, а хороший герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и мир отнесется к тебе.
Сказки – это кладезь мудрости. Язык, которым они написаны, красив, певуч и выразителен. В отличие от нравоучительных разговоров, произведения фольклора хороши тем, что в них есть тайна и волшебство. Ребенку это интересно, потому что в них содержится лишь тонкий «намек» на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. "События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого, – отмечает психолог. – Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире".
Эмоциональные проблемы ребенка (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен) можно разрешить при помощи сказки, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Следует подобрать сюжет сказки – его начальную фазу, завязку: «В некотором царстве…», «Жили-были…», – говорит Евгения. – Вы можете сами придумать главного героя и его особенности, а можете подключить и фантазию своего ребенка (в дальнейшем он будет олицетворять себя с главным героем). Ваша задача состоит в том, чтобы придумать завязку, то, с чего все началось".
Затем вы ведете основную линию сюжета, а ребенок придумывает необходимые дополнения. Пусть герой сказки попадет в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию из жизни ребенка. В спорной ситуации сюжета предстоит разрешить главную или второстепенную проблему. И вы даете возможность ребенку проявить свое воображение и самому разрешить ситуацию.
– Так происходит диагностика психологических свойств и состояний вашего ребенка, – отмечает психолог. – Если вы замечаете негативные проявления в поведении вашего малыша в сказке, вы можете поправлять его, объясняя, как следует поступать. В этом отношении сказкотерапия – это мягкий и, что немаловажно, увлекательный, ненавязчивый способ воспитания ребенка.
Помогают художественные и народные сказки. "Ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», – советует психолог. – Легкомысленному и шаловливому малышу расскажите «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному ребенку будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому – «О трусливом зайце».
Не стоит явно указывать на сходство героя с ребенком – малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок) и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.
Часто герой сказки оказывается на распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого – что выбрать из одежды, до жизненно важного – как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.