Источники Шумака и его мистико-энергетическая составляющая – это природный целительный комплекс. Уникальное место на планете, где собрано более ста целебных родников. Вода каждого из них избирательно воздействует на тот или иной орган. И это поражает. Конечно, Бурятия богата на места с целебной водой и грязями, но такой природный комплекс – единственный на Земле.
Парадокс, но жители Бурятии на чудесный Шумак до сих пор наведываются нечасто. В Улан-Удэ всего три турорганизации, которые занимаются турами на Шумак. Благодаря одной из них – «Альфа-тур» (ТЦ «Ольхон», оф. 31) я смогла осуществить свою давнюю мечту. Пешие туры на Шумак – это пока новое для них направление. Как считают в «Альфа-тур», это одновременно паломнический, оздоровительный и экологический туризм, что в условиях нашей пресловутой туристско-рекреационной зоны просто панацея.
Дикий туризм, который так стремятся искоренить в Бурятии, именно в таких местах, как Шумак, может демонстрировать цивилизованные формы. Люди на Шумак приходят вполне адекватные. Я не видела здесь в стельку пьяных, злобно ругающихся или нарочито мусорящих. Конечно, случается, когда для огня кто-то не идет искать сухостой, а рубит местами великолепный стройный кедр. Кедрач отлично горит даже в сыром виде. Но все же такое единично.
Непонятно то, что ГУ «Бурприрода», по-моему, не в состоянии организовать своевременный вывоз мусора с Шумака. Хотя щиты с правилами о том, чего «НЕЛЬЗЯ», стоят как при подступах к месту источников, так и на стоянках тропы. При этом взимается определенная плата за посещение. В сезон ущелье посещают несколько тысяч человек. В основном, люди, находясь на особо охраняемой природной территории, складывают мусор в положенных местах, но вот насколько быстро этот мусор вывозится – другой вопрос. Особенно неприглядна куча мусора в зоне «Водопады», «Сухой ручей», по всему протяжению тропы на Шумак.
Рассказывали, что в прошлом году группа молодых и крепких людей, простояв под перевалом двое суток, вернулась из-за дождя назад – их «бурхан не пустил». Нашей группе повезло, почти все 12 дней нам светило солнце, а дождь лишь немного подмочил вещи. Много на Шумаке обсуждали недавний случай с тремя утонувшими женщинами. Тут своя версия случившегося, погибшие, как бы это не отдавало мистикой, явно прогневали духов местности.
Погода в районе источников неустойчивая. Даже в июле может выпасть снег. Новички не учитывают фактор высоты, когда даже при плюсовой температуре может наступить переохлаждение организма с остановкой сердца. Поэтому очень важно качество снаряжения. Несколько лет назад на Шумакском перевале от переохлаждения погибли школьники. Здесь установлена мемориальная доска. При этом детей на Шумаке много. Я, к слову, взять дочку в поход не решилась. Для похода на Шумак надо не просто окрепнуть физически, нужно созреть морально.
Шумак – не место тусовок и пьянства. Однако бутылка водки тут вместо твердой валюты и в цене доходит до 1000 рублей. Сюда, как правило, приходят (очень часто на своих двоих) лечиться или набрать жизненной энергии те, кто почувствовал, что она явно на исходе. Поэтому случайных людей тут мало. Нашу группу на тропе обогнал мужчина из Усть-Илимска. Мы его называли за глаза «Божественный». Он много и взахлеб рассказывал о Шумаке. Приходит на Шумак уже не в первый раз и, как правило, на месяц. Говорит, что вылечился тут от серьезного недуга и его загаданное желание исполнилось. Я встречала его на источниках очень счастливого. Он часто просто убирает мусор, заботится о Шумаке.
Как считает Анатолий Шумилин, бывалый человек на Шумаке, несколько лет назад дельцы грубо впихнули сюда «цивилизацию». И на турбазе, появившейся в заповедном месте, можно купить яблоко за 100 рублей за штуку или булочку за 80, принять душ за 400 рублей или разжиться хлебом за 150. Народ даже визуально делится на «турбазных» и «диких». Первые потратили (доставка на вертолете) за недельный отдых до 45 тыс. на человека. Это слегка развенчивает идею равенства и толерантности Шумака.
По местной легенде, хозяева этих мест – две сестры, которые, прожив не очень счастливую жизнь, велят всем на Шумаке радоваться жизни, вбирать силу этой земли и быть терпимей друг к другу. Очень приятно, что на тропе все здороваются и желают хорошего пути, помогают друг другу. В пик сезона людно. Завсегдатаи предпочитают приходить сюда осенью, когда уже нет «толкучки». Летом же кому-то часто не достается место в «зимовье».
К примеру, нашу группу «по блату» устроил в зимовье местный житель Базыр, у которого мы арендовали коня для перевозки продуктов. Нести их на себе более трех суток было бы тяжеловато для группы с преобладанием женщин. При этом раньше, как рассказывают, мест в бесплатных домиках всем хватало. Читала, что на Шумаке на месте турбазы в 60- е годы, планировали открыть санаторий…
Здесь уже существует разделение на левый и правый берег. Не территориальное, а идейное. На правом поют песни под гитару и мало кто кого выселяет из зимовьев. На левом берегу, часто в запрещенных для въезда на конях местах, лежат конские «яблоки». Местные жители, которые возят туристов на конях, смотрят на приезжих со всей страны и из зарубежья людей как на источник дохода. При этом приезжие безоговорочно освобождают домики, если местный требует освободить «его» зимовье. Говорят, что коневладелец за сезон может заработать на машину, но многое пропивается. Пока еще гордые «дети гор» на конях, зарабатывающие деньги конным провозом туристов, производят впечатление хозяев. Но уже весьма номинально.
В будущем я, пожалуй, принципиально не поеду на Шумак на коне. Чтобы заставить коня идти, хозяева просто кидают в круп животного увесистые острые камни и истошно кричат. Если присмотреться, то видны и повреждения на ногах, сбитые копыта, разодранные бока… Правда, все это потом лечится в целебных водах Шумака. Животные, говорят, сами находят определенные лужи с минеральной водой и грязью, где и отдыхают некоторое время после перехода.
В нашей группе оказались две дамы, которые обратно возвратились на коне. Аренда коня стоит нынче от 7 до 9 тыс. рублей в одну сторону на человека. Для сравнения: пеший 12-дневный тур с питанием и трансфером из Улан-Удэ к началу тропы обходится в 9 тыс.
Как я поняла, алкоголизм – это катастрофическая проблема для местных. И во многом связано это с тем, что здесь нет лам. Вера – колоссальный сдерживающий фактор, но он утрачен. При этом люди сюда явно приходят с верой. На всей территории лагеря можно встретить предметы, относящиеся ко многим религиям и учениям. Это буддизм, христианство, шаманизм, язычество. Все это выражается в сделанных из подручных материалов, но с душой поделках, а также многочисленных досках. Некоторые из этих вещей, оставленные в дар Шумаку благодарными путниками, иногда просто веселят. К примеру, громадные фаллосы на месте источника «Мужская сила».
На перевале Шумакский после гибели трех женщин поставили крест. Он далеко виден снизу и соседствует с буддийской ступой.
В шести км от долины источников есть священное место – Столбы. В основном тут бездетные люди просят детей, о чем свидетельствует большое количество игрушек. Правда, на меня они произвела гнетущее впечатление. Грязные, сломанные игрушки напоминают кладбище. Вероятно, это как-то нужно подчищать, но это никто не делает. Но место, действительно, сильное.
Четыре каменных истукана как бы прошли сквозь гору и нависли над бегущим у подножия Шумаком. Кто-то писал, что это одно из мест на Земле, где есть соприкосновение с параллельной реальностью. Говорят, что если, находясь там, загадать желание, оно обязательно сбудется.