Каждый год в «предшкольный» период родители собирают своих детей в школу, со списками учебников и в растерянном состоянии перемещаясь по книжным магазинам и «школьным базарам». Расходы на обучение, так же как и требования к ученикам, растут. Почему так происходит и можем ли мы что-то изменить?
Такое бесплатное
Если раньше бесплатное образование полностью соответствовало своей формулировке, то в наши дни во многом стало формальностью. Не новость, что финансирование наших школ сегодня оставляет желать лучшего. Так, из общего фонда Министерства образования и науки РБ средства выделяются муниципалитетам. В дальнейшем каждая школа распоряжается ими по-своему.
Сделать ремонт, организовать компьютерные классы, закупить новое оборудование и оснащение – все это, согласитесь, немаловажно. Однако все меньше остается школ, которым часть этих средств удается потратить на приобретение учебников. Оттого в большинстве школ не только Бурятии, но и всей страны, проблема нехватки или просто отсутствия учебной литературы – одна из наиболее острых. Как заверили нас специалисты в Минобразе РБ, «учебники сейчас есть только в московских школах».
Питание в большинстве школ также полностью стало платным, официальной школьной формы давно не существует, хотя многие школы и классы возобновляют эту традицию и шьют форму уже на собственные средства. Мы не в силах изменить ситуацию, поэтому попробуем подойти с умом к покупке учебников.
Проблема выбора
Выбор современных учебников поражает: давно прошли времена, когда вся страна год за годом выводила буквы в одинаковых прописях. Теперь каждая школа, более того, каждый учитель вправе выбрать учебник по своему предмету для определенного класса. Но если в советское время разнообразия не было, а теперь появилось, это еще не означает, что от такого разнообразия стало легче учителям, родителям и самим детям.
При всем многообразии выбрать оптимальный учебник, оказывается, очень непросто. Каждый год приказом Министерства образования и науки РФ утверждаются Федеральные перечни учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в российских школах. К примеру, на 2010-2011 учебный год школам предлагается 1470 учебников, и тенденция к увеличению этого числа очевидна.
Многих педагогов это пугает. Негласно учителя часто сходятся в том, что учебная программа не должна быть никем навязана. Работая недолгое время в школе, я сама имела возможность поучаствовать в процессе выбора учебников по английскому языку на новый учебный год. Этот процесс выглядит так: учителя-предметники собираются и высказывают свои точки зрения относительно разных учебных пособий. Как правило, эти мнения очень разнятся, потому что оптимального учебника, по которому бы дети и «успевали», и который бы был им максимально интересен и полезен, не найти. А под видимым многообразием учебной литературы иногда скрываются неграмотная подача материала, «перенасыщенность» учебников, а зачастую и обилие ошибок. Поэтому, устав спорить и думать, учителя, в конце концов, приходят к более или менее общему мнению и вновь просят родителей покупать.
По мнению учителя русского языка и литературы одной из гимназий Улан-Удэ Ирины, траты родителей на учебники уже стали нормой: «Действительно, очень сложно найти хороший учебник, как правило, учителю все равно приходится готовиться по дополнительной литературе, придумывать что-то самому. Родителям важно понимать, что программы и учебники меняются стремительно, школы не в состоянии покупать столько новых комплектов каждый год. Частично наша библиотека учебниками детей все равно обеспечивает, про другие школы могу только догадываться».
Экономим с умом
Несомненно, любой родитель, заботящийся об образовании своего ребенка, это понимает и вновь отправляется за школьными покупками. «У меня никогда не получалось хорошо сэкономить на учебниках для дочери, – рассказала мать ученицы 9-го класса Жанна Егорова. – Я знаю, что можно найти варианты подешевле: в библиотеке, купив подержанные учебники. В этом году я купила четыре учебника на такой ярмарке, где они на 30-50% дешевле, чем в магазине. Но времени на это не всегда хватает, да и проще пойти со списком в магазин и купить все сразу. А в этом году моя дочка перешла в другую школу, нам снова дали списки, и на покупку учебников ушло примерно 2500 рублей. И это без рабочих тетрадей, которые требуются чуть ли не к половине списка».
Подобную сумму называет большинство родителей, ведь средняя цена учебника в магазине – 250 рублей, и продажа книг давно стала выгодным бизнесом.
Одним из эффективных способов экономии на учебниках являются внутришкольные ярмарки, когда учебники переходят от одного «поколения» к другому. «Почти все учебники нам приходится покупать, – сказала ученица 8 класса средней школы № 35 Таня Максач. – Но, чтобы не сильно тратиться, мы некоторые перекупаем у старшеклассников, у них учебники стоят от 50 до130 рублей. Но все же примерно пять учебников мы покупаем в магазине».
Получается, родители вынуждены смириться с тем, что учебники не входят в «бесплатное образование», положенное нашим детям по закону, но они могут найти способы сэкономить. Выходом для родителей могут стать ярмарки подержанных учебников и коллективные заявки поставщикам учебной литературы, которые готовы делать скидки.
Именно поэтому так важно, чтобы педагоги, администрация школ и родители действовали «заодно». Родительские комитеты, попечительские советы, которые создаются при многих школах, становятся единственным способом сэкономить и повлиять на процесс образования. Ведь, беря «власть» в свои руки, родители в силах повлиять и на выбор учебной литературы и даже на выбор программ обучения и некоторых предметов.