Всемирно известная тувинка Сайнхо Намчылак приехала в Бурятию. Цель визита – посещение Иволгинского дацана. Но к радости улан-удэнцев 23 ноября певица дала концерт в Молодежном художественном театре.
В интервью «Новой Бурятии» она призналась, что Сайнхо на сцене и в реальной жизни – это два-три, а то и сотня различных людей. С которым из них продолжилась беседа – решать вам.
Песни о времени
Я уехала из Тувы: более 30 лет назад. 20 лет живу в Австрии, но все равно большую часть времени провожу в дороге. Моя Родина – Земля. Училась у московских учителей, которые ставили мне голос по народному принципу.
Мой стиль: измерение времени и измерение ситуации вокруг. Он рождался из прослушивания дисков, нахождения разных техник пения. Мне важно сказать то, что словами не выразить. Поэтому я ищу такие средства, которые, с одной стороны, не заставляли бы аудиторию быть слишком серьезной, а с другой стороны помогли бы ей все правильно осознать.
Для создания творческой атмосферы мне необходимо: ощущение скучности и скученности. Это значит не нужно ощущать себя чересчур уникальным, при этом стоит помнить о своем праве сказать что-то от имени себя для огромной массы людей. И чем большее количество душ охватывается, тем более это послание становится актуальным.
Я пою: не столько для себя и про себя, сколько о времени и о людях. Да, я пою песни о времени.
Что хотелось бы поменять в жизни: хочу выйти замуж в третий раз, потому что одной тяжело.
Успех: для меня зиждется на географии. Сейчас в Бурятии мне нужно, чтобы максимальное количество людей узнали мою теорию звука. Она заключается в том, что все материальное состоит из волновой структуры, вибраций. Понимая это, каждый может найти для себя ту самую главную ноту, которая хранится в их организме изначально, с самого рождения. Если человек нашел этот ключ, он начинает осуществлять свою собственную карму до самого совершенства. За этим идет понимание того, на чем держится все живое на земле. А после этого можно перейти к пониманию нирваны, когда все вибрации объясняются одной формулой самого человека.
«Душевный параметр»
Проблемы этнической музыки: самая главная – повторение. Я, например, считаю Высоцкого очень этничным, потому что он народный и в то же время очень собственный. Не всем удается соединить линии максимально общепризнанного и неповторимого.
Мои последователи: В Европе многие пытаются походить в авангардном и звуковом направлении. И очень многим удается. В народной музыке это более обнаженно, поэтому у них это получается частично. Есть такой параметр, какой они повторить не смогут – душевный. Они не могут пережить мой духовный опыт. При всем желании не смогут повторить его.
Чаще всего подвергается моей критике: собственное бл%дство. Некоторые музыканты в свое время резко говорили по этому поводу: «Какая же ты бл%дь! Зачем тебе вдруг с такого интеллектуального уровня нужно было опускаться до каких-то там народных песен?» А народных песен не было. Были мои песни, прочтенные в стиле народной музыки. Я с самого начала боролась за то, чтобы меня воспринимали не как певицу, а как композитора или художника, который создает свои проекты, куда включает и звук, и слово, и движение.
Публика: Воспринимают самым лучшим образом и практически боготворят в Европе, но у этого «боготворения» есть обратная сторона: когда европейцы начинают этим грузить, жить там сложно. Публика в России в основе своей все еще остается доперестроечной, но сибирская часть начинает все больше обращаться к корням. Он понимают, что локально национальное – это интернациональное. И поэтому те русские, которые живут в сибирской части России всегда открыты для всех экспериментов, а европейская часть – эгоцентрична.
Элемент загадки
У Сайнхо вышло 47 альбомов. Среди них аудио-книга «Аржаана» в стиле world music о звонкоголосой девочке, которая освободила весну из ледяного плена и спасла родную долину от Чумы и Голода, превратившись в целительный родник.
О сказке: «Аржаана» – сказка об искушении. Шел миллениум, у всех было замороженное состояние, все забыли о толерантности. Я шесть лет думала над формой, чтобы никого не обидеть. В сказке есть один секрет: девочка в конце не умирает, она становится женщиной, женой. Но напрямую это не сказано, там должен быть элемент загадки. Тех, кто сразу все поймет, будет меньшинство. Я думаю, что гениальность любого народа заключается в том, чтобы суметь из любого факта сделать позитивное. Такая проверка.
Ожидание нового
Сотрудничество, которое повлияло на творчество: Владимир Тарасов, «Трио Ганелина», Има Сумак, Кара-кыс Мунзук. На понимание электроники и этники повлияла группа Владимира Волкова.
Любимое собственное произведение: Пока я делаю что-то новое, оно всегда любимое. Когда оно выходит – всегда ждешь другого. Любимых на сейчас нет, есть ожидание нового.
На сцене: я также живу, просто на момент выступления что-то выплывает наружу, а потом вновь исчезает до следующего концерта. У меня нет определенного настроя в отличие от других актеров и певцов, я не делаю это особым действием.
О концерте в МХТ: это концерт-изменение сознания. Хочется, чтобы после концерта люди осознали то, что раньше боялись проявить. Чтобы у интеллектуальной части населения началось признание неких фактов. Я думаю, эти факты проявятся в их сознании.
Сайнхо выступила перед полным залом с полуторачасовой концертной программой. Приглашенная группа «Хама Угы» исполнила с певицей несколько совместных импровизаций.
Приятная новость: удивительная Сайнхо обещала вернуться.
СПРАВКА:
Сайнхо Намчылак родилась в 1957 году в республике Тува. Живет в Австрии. Народным песням и традиционному горловому пению научилась в детстве у бабушки. В 1988 году закончила Гнесинское училище в Москве. С начала 1990-х годов Сайнхо Намчылак смешивает этническую музыку Тувы и горловое пение с западной (авангард, модерн, джаз, поп). Активно гастролирует по всему миру.