Есть такой вид автомобильного спорта – трофи-рейд, трофи-ориентирование. Вид в нашем регионе малознакомый и малораспространенный. Можно сказать, в нем мы себя чувствуем пионерами. Суть его заключается в том, чтобы проехать там, где порой и пешком-то ходить страшновато, причем проехать не на тракторе или танке, а на серийных автомобилях, пусть и подготовленных.
Летом 2009 года впервые в истории Восточной Сибири внедорожные клубы городов Читы («Диверсант»), Иркутска («Протектор») и Улан-Удэ («Номад») провели Кубок Восточной Сибири по трофи-рейдам. В каждом из городов состоялось по одному этапу Кубка. В мае, в городе Иркутск – МайOFFка, в июле, в Улан-Удэ – Номад-Трофи, и в Чите в сентябре – Танк-Трофи.
Информация:
Танк-трофи – это ежегодное мероприятие «Диверсантов», им они традиционно закрывают внедорожный сезон. Проводится в формате суточного трофи-ориентирования, что означает контрольное время прибытия участников на финиш от момента старта –через 24 часа. На местности расставляются контрольные точки (КТ) и определяются их координаты. Координаты всех КТ с описанием и стоимостью точек выдаются на старте каждому участнику. Задача участников – найти КТ, подъехать к ней на расстояние вытянутой руки и зафиксировать «штурм точки» на цифровой фотоаппарат. При этом одной рукой водитель или штурман должен касаться своего автомобиля, второй – таблички с точкой. В выборе дорог, направлений и способов доставки автомобиля до КТ участники ничем не ограничены, единственное ограничение – организаторы запрещают выезд на дороги общего пользования и тщательно за этим следят. Побеждает тот, кто наберет больше баллов – найдет и возьмет больше точек. Время при этом вторично и принимается в расчет только при равенстве баллов на финише. Главное финишировать до окончания зачетного времени. Повторюсь – сутки. Здесь во главе угла стратегия.
Регистрация, разделение на классы и техкомиссия проходили на площадке одного из торговых центров г. Читы.
Прохаживаясь вдоль ряда машин своего класса «Туризм», понимаю, что борьба будет нешуточной. Что говорить, уровень подготовки машин вырос значительно. Больше чем у половины участников экстремальная резина, а это в нашем деле больше половины успеха.
Лебедки – у каждого, в «Туризме» без них делать нечего. Ну да ладно, мы то ведь тоже не лыком шиты. Наш боевой Эскудик полностью «блокирован», обут в 32-е Симексы (Simex Extreem Trekker) и оборудован лебедкой тягой в 4,5 тонны.
Информация:
Немного о выборе резины.
Шины с маркировкой A/T (от англ. All Terrain – что можно перевести как «всеземельные») отличаются от обычных «шоссеек» большей глубиной протектора и разреженным рисунком. Они очень стойки к истиранию и не боятся грунтовых дорог. Наиболее популярная модель – BF Goodrich A/T, в джиперском простонародье известная как «червячки» – их протектор напоминает множество переплетенных червяков. Такие шины предпочитают автопутешественники для поездок на дальние расстояния из-за их стойкости к износу и прочности. Еще такая резина хороша в песке. В силу своей малой «зубастости» она позволяет ехать с небольшой пробуксовкой и при этом не закапываться. В остальном же эту резину можно отнести к внедорожным с очень большой натяжкой, ее стихия – асфальт и грунтовки.
Шины с маркировкой М/Т (от англ. Mud Terrain – грязевые) характеризуются глубоким и разреженным протектором с развитыми боковыми грунтозацепами. Рисунок их различен. Классическим примером может послужить опять же BF Goodrich но с маркировкой М/Т (их часто для краткости обзывают «Мудричи»). Крупные шашки протектора с большими промежутками между ними позволяют уверенно ехать по раскисшей колее, глине и прочей грязи. Немаловажная особенность грязевых шин, особенно моделей с направленным рисунком протектора – способность к самоочистке, ведь забитые грязью колеса превращаются в подобие сликов и неспособны «тянуть» машину. Еще одно важное свойство – крепкие боковины и устойчивость к проколам. Никогда не знаешь, где в жидкой грязи притаился булыжник с острыми краями или бревно с торчащим сучком. Толстая резина боковин и протектора позволяет особо не задумываться что там, под колесами.
Выпускают такую резину практически все производители шин, в том числе и отечественные. Среди последних смело можно считать грязевыми модели ВЛи-5 (Нива) и Я-192 (Уаз). Недавно на рынке появились и шины от Кордианта – модель Cordiant Off Road – почти точная копия известной Bridgstone Dueler M/T.
Внедорожные способности у резины такого типа у разных моделей разных производителей примерно одинаковы. Выбор модели обычно зависит от кошелька и вкуса владельца. Пожалуй, несколько особняком стоит поставить Maxxis Mudzilla – из-за их выдающейся ширины. Мудзиллы диаметром 33 дюйма бывают шириной до 13,5 дюймов! Что позволяет легким машинам ехать поверх болота или по снегу не проваливаясь. К сожалению в 2010 году ее выпуск прекращен.Недостатки – грязевая резина значительно дороже шоссейки того же размера и она более шумная на асфальте, быстрее изнашивается, тяжелее и жестче.
Подготовка к старту. В легенде – описании многозначительные комментарии к точкам: «Летайте», «Бетонная арка», «Остров невезения»… Точки сгруппированы в полигоны, вырабатываем со штурманом стратегию посещения полигонов. Собственно старт, все часы начали отсчитывать положенные сутки.
Началась гонка… Гонкой в обычном смысле этого слова назвать ее конечно сложно – скорости не те. На полигонах в основном первая пониженная, скорость первые километры в час. Но все равно, по количеству адреналина, по азарту и состоянию после финиша это конечно – Гонка. Легко берем первые четыре водные точки в реке Ингоде и нацеливаемся на полигон в одном из распадков. Долго ищем нужный отворот, находим, едем вверх по ручью до точки №2. Наконец подъезжаем, но оказывается, точка на другой стороне ручья. Ручей не переедешь – шириной он всего метра 1,5 и в общем-то неглубокий, но течет в промоине глубиной метр. Опрашиваем по рации наших клубников – они в такой же ситуации, брода через ручей нет. Возвращаться 5 километров назад, чтоб найти дорогу по другой стороне? Не наш метод. Бросаем машину, делаем пешую разведку. В одном месте по нашим прикидкам переехать на лебедке можно, что мы и делаем. Находим точку, за ней еще несколько по просеке уходящей куда-то вдаль. Просека карабкается в горы и ныряет в ложбины, в каждой ложбине течет ручей и заболочено. В одном из таких болотин сидят две машины из взрослого класса «Экстрим», пытаемся объехать – машина проваливается задней осью на выезде из ручья и переднее правое колесо отрывается от земли на добрых полметра. Громкий «хрусть» – это ломает внешнюю гранату на левом переднем колесе и машина остается 3WD…
Информация:
Две составляющие успеха в этом виде спорта – надежная подготовка машины и мастерство водителя, навыки штурмана и их способность работать сообща. Подготовка машины, в нее входят установка специальной экстремальной резины, лебедки и металлического обвеса по кругу – чтобы за любое место машины можно было доставать ее из топи и многого другого.
Экстремальная или спортивная внедорожная резина. Трудно назвать ЭТО шинами. По внешнему виду это скорей резиновые шестеренки. Обычно такие шины имеют диагональную конструкцию, что позволяет эксплуатировать их на крайне низких давлениях – 0,5 бар и меньше. Эта резина не для асфальта. На асфальте она гудит как тяжелый бомбардировщик и вибрирует так, что у пассажиров стучат и выпадают зубы. Но как только машина попадает на слабые грунты (болото, грязь по колено, колея), все меняется. Хоть раз проехав на спортивно-экстремальной резине и поняв, на что способен автомобиль в таких «сапогах», понимаешь, что все остальное – полумеры и компромисс между асфальтовым комфортом и проходимостью. Производителей экстремальной резины немного и они давно известны в узких кругах спортсменов и экстремальных автопутешественников. Главные – это Interco со своим знаменитым Super Swamper Bogger (кстати, вУлан-Удэ нет ни одного владельца таких) и Simex с Extrem Trekker. В последнее время широко стали использовать для автомобилей отечественные тракторные покрышки – 16-дюймовые Фбел-160 («белочка») и 15-дюймовые Вли-30. Свойства у «тракторки» примерно те же, а цена в несколько раз ниже. Недостатки экстремальной резины те же, что и у грязевой, но все в большей степени. Цена еще выше, поведение на асфальте еще хуже, а износостойкость еще меньше.
Порванный ШРУС – ошибка пилота, то есть моя. Пока я научился управлять машиной с колесами размером 32 дюйма (при том что завод ставит на эскудо 27-дюймовые), и с пониженной передачей в раздатке 1:4,2, сломал передних приводов штук пять. Нежнее с педалью газа, нежнее… Одна радость – привода запасные всегда с собой и благодаря некоторой модернизации переднего редуктора меняются при определенной сноровке за 15 минут. Пока пилот меняет привод, штурман на скорую руку готовит перекусить. Собираем, перекусываем – едем дальше. Темнеет… В поисках проезда на следующий полигон блудим по равнине вокруг Еремино, на дороги нам выезд категорически запрещен. Дальше началась обычная ночная езда – едем, ищем точку – берем, едем дальше. Особо сложные и чем-то запавшие в память выделить трудно. Отказывает рабочее освещение. Совсем. Горит только головной свет, а с ним видно только вперед и ничего что творится вокруг машины. Опять в голове всплывают мысли о надежности.
Информация:
Выигрывает тот, кто не ломается – это прописная истина. А сломать в таких условиях можно все что угодно. Рвутся ШРУСы у машин с независимой подвеской, ломаются полуоси, не выдерживают нагрузок и ломаются карданы, гнутся рулевые тяги. Сильно пониженные с помощью китов раздаточные коробки способны передать такой огромный момент на колеса, что железо просто скручивает как веревку.
Уже глубокая ночь… Идем на бетонный полигон. На огромной арке на въезде надпись краской «Вэлкам, придурки». Черный юмор организаторов – с фантазией у них все в порядке. Собираем все точки без особых проблем, в общем – даже интересно и немного жутковато. Бетонные джунгли среди леса в темной ночи.
Рядом с нами все время крутятся еще два экипажа – иркутский Поползень и эскудо-мазда Мотоса. Начинают вырисовываться претенденты на призовые места.
Мы нашли единственно верный отворот в сторону финиша, а остальные не нашли. Едем, берем точки по ходу дела. Точку «Летайте» искали около часа, наверное, – точнее, я искал, а штурман тем временем бессовестно спал в машине. Нашлась она на могучей лиственнице за ручьем. Вот оно почему – «Летайте» – точка на высоте 6 метров. Да еще ручей никак не переедешь – глубокий зараза и берега обрывистые. Ищем объезд, находим, подъезжаем, задираем машину лебедкой к табличке.
Начинает светать. Едем на «Остров невезения». Действительно, остров небольшой в реке. На нем четыре точки. Ни развернуться, ни повернутся. Кусты, болото. Выбираем траекторию, заезжаем на лебедке. Собираем все точки. Обратно выбирались тяжело, чуть не положили машину набок. Часа два провозились.
Информация:
Об особенностях вождения автомобиля на грязевой резине.
Первое правило – давление в шинах при движении по бездорожью нужно уменьшать обязательно! Чем слабее грунт, тем ниже давление. По болоту и рыхлому песку, снежной целине нужно «стравливать» до 1,0–0,5 бар. Можно и меньше, но тогда нужно применять специальные устройства, предохраняющие шины от разбортировки – таерлоки или бэдлоки. Спущенные шины дают большее пятно контакта, лучше очищаются и позволяют ехать «внатяг» (без пробуксовки).
Второе – чем зубастее покрышка, тем нежнее нужно обращатся с педалью газа. На слабых грунтах буксующий Simex зарывается на полколеса вниз за один оборот. Стиль «газ в пол» неприемлем, впрочем за некоторыми исключениями.
Нас догоняют Поползни. Мы выезжаем с «Острова» – они только въезжают. Два часа преимущества! Нам остается несколько точек у деревни – едем собирать, понимаем, что близки к первому месту и время есть, но все равно – торопимся, в голове мысли – главное сейчас не разложить машину…. Аккуратней, тише, спокойнее.
Финиш. Сдаем точки оргам и спать!!!
После уже станет известно, что мы единственные, кто смог собрать все точки. При этом финишировали мы рано утром, задолго до окончания контрольных суток.
ПОБЕДА!
Информация:
Две составляющие успеха в этом виде спорта – надежная подготовка машины и мастерство водителя, навыки штурмана и их способность работать сообща. Подготовка машины, в нее входят установка специальной экстремальной резины, лебедки и металлического обвеса по кругу – чтобы за любое место машины можно было доставать ее из топи и многого другого.
Экстремальная или спортивная внедорожная резина. Трудно назвать ЭТО шинами. По внешнему виду это скорей резиновые шестеренки. Обычно такие шины имеют диагональную конструкцию, что позволяет эксплуатировать их на крайне низких давлениях – 0,5 бар и меньше. Эта резина не для асфальта. На асфальте она гудит как тяжелый бомбардировщик и вибрирует так, что у пассажиров стучат и выпадают зубы. Но как только машина попадает на слабые грунты (болото, грязь по колено, колея), все меняется. Хоть раз проехав на спортивно-экстремальной резине и поняв, на что способен автомобиль в таких «сапогах», понимаешь, что все остальное – полумеры и компромисс между асфальтовым комфортом и проходимостью. Производителей экстремальной резины немного и они давно известны в узких кругах спортсменов и экстремальных автопутешественников. Главные – это Interco со своим знаменитым Super Swamper Bogger (кстати, вУлан-Удэ нет ни одного владельца таких) и Simex с Extrem Trekker. В последнее время широко стали использовать для автомобилей отечественные тракторные покрышки – 16-дюймовые Фбел-160 («белочка») и 15-дюймовые Вли-30. Свойства у «тракторки» примерно те же, а цена в несколько раз ниже. Недостатки экстремальной резины те же, что и у грязевой, но все в большей степени. Цена еще выше, поведение на асфальте еще хуже, а износостойкость еще меньше.