Рождество прошло без представителей власти

В ночь с 6 на 7 января миллионы христиан, живущих по Юлианскому календарю, отметили один из главных церковных праздников – Рождество Христово. В Бурятии главное архиерейское богослужение состоялось в Свято-Одигитриевском соборе.
Общество |

В ночь с 6 на 7 января миллионы христиан, живущих по Юлианскому календарю, отметили один из главных церковных праздников – Рождество Христово. В Бурятии главное архиерейское богослужение состоялось в Свято-Одигитриевском соборе. Его провел епископ Бурятский и Улан-Удэнский Савватий. Несмотря на жестокие морозы, рождественская служба собрала немало верующих. Надо отметить, что служба прошла без участия высокопоставленных чиновников республики.

Царь небесный и президент

В иерархии праздников Русской Православной Церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Обычно в эти дни праздничные службы проходят при большом стечении народа. Этот год не стал исключением. Одигитриевский собор в Улан-Удэ был полон. Как правило, в церкви ожидаешь увидеть в основном пожилых женщин, однако приятно удивило то, что большинство присутствовавших на службе людей были вполне молодого возраста. Часть прихожан пришла с маленькими детьми. Мы привыкли к тому, что в дни больших церковных праздников глава Российского государства всегда посещает службы. Это, так сказать, входит в его служебные обязанности, символизируя духовное единство церкви, государства и народа, однако в Бурятии этот опыт по какой-то причине не прижился. Удивительно, но никто из представителей официальных властей республики или города на богослужении не отметился.

Кстати, когда епископа Савватия в преддверии праздника спросили, кого из руководства республики, православных христиан, он ожидает на Рождество, он ответил, что люди приходят по велению сердца, а специально никого не приглашают. Но, если у человека нет возможности прийти на рождественскую службу, в церкви будут рады видеть его в любой другой день. Видимо, ни президент Наговицын, ни его заместители не нашли времени посетить храм божий.

Надо также отметить, что вообще к чувствам верующих в нашем городе относятся с некоторым пренебрежением. В такой праздник можно было бы ожидать, что общественный транспорт будет ходить хотя бы до 24.00. Однако уже в 23.00 поймать маршрутку было невозможно. А некоторые такси, воспользовавшись ситуацией, даже подняли цены на свои услуги.

Рождественский символизм

Во время богослужения все действия священников несут в себе глубокое символическое значение. Перед большими праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяется в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая начинается в 12.00 и продолжается до 05.00 утра. На практике такое богослужение бывает всего два раза в году, на самые великие праздники – Рождество и Пасху.

Вечерня, как и положено, началась открытием царских врат. Священник, в данном случае сам отец Савватий, в торжественном облачении вместе с диаконом окурили кадилом престол и весь алтарь. Это знаменовало начало творения мира, когда «Земля была пуста, и Дух Божий носился над Землей». Но вот священник, став перед престолом, прославляет Творца и Создателя мира – Пресвятую Троицу. Это священнодействие напоминает молящимся о сотворении мира и о первоначальной, райской жизни первых людей. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей. Однако люди, соблазненные дьяволом, согрешили и лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая – и двери райские для них закрылись. В знамение этого по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма царские врата закрылись.

Похоже, теперь миссия по возрождению православия в Бурятии, а также по возвращению паствы, в том числе и властной элиты, в лоно церкви легла на плечи относительно недавно назначенного в новообразованную Бурятскую кафедру епископа Савватия. Он уже зарекомендовал себя как человек «продвинутый» и активный. Достаточно вспомнить, что он стал одним из первых российских епископов, создавших свой блог, при этом он активно пользуется им.

Кроме того, епископ Савватий прославился своей борьбой с пьянством, запретив организовывать в Улан-Удэ иордань (проруби для ныряния) на крещение из-за большого количества пьяных. В этом году традицию купания все-таки решили поддержать. 19 февраля возле Свято-Одигитриевского собора при поддержке мэрии будет организована купель. Рядом установят палатки, в которых можно будет переодеться и выпить горячего чаю. В этот день пройдет и крестный ход.

Несмотря на различные мелкие неудобства, праздник, безусловно, удался. Отсутствие именитых гостей и официального ажиотажа привело к тому, что Рождество стало в Улан-Удэ праздником истинно верующих людей. Особенно поразило, то, что обездоленные, которые собирали милостыню перед входом в храм, оставляли свои коробочки с деньгами и уходили погреться. Никто эти деньги не тронул. В наше время такое не часто встретишь.

Справка

Епископ Савватий – в миру Антонов Сергей Геннадьевич – родился 1 сентября 1968 в городе (19680901)Чебоксары в семье священнослужителей (отец Геннадий Николаевич Антонов — настоятель Введенского собора). В 1986–1988 годах проходил службу в войсках ВВС.

20 августа 1989 года архиепископом Чебоксарским и Чувашским был пострижен в монашество с именем Савватий. В тот же год 27 августа был рукоположен в иеродиакона, а 22 октября в иеромонаха и 1 ноября назначен священником кафедрального Введенского собора Чебоксар.

30 июля 1993 года иеромонах Савватий был назначен наместником Свято-Троицкого монастыря в Чебоксарах и возведён в сан игумена. В 1996 году был возведён в сан архимандрита.

30 января 2005 года архимандрит Савватий был хиротонисан в епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии. 10 октября 2009 года решением Священного Синода епископ Савватий был назначен на новообразованную Бурятскую кафедру с титулом епископ Улан-Удэнский и Бурятский.

Кол-во просмотров: 718

Поделиться новостью:


Поделиться: