В октябре повседневные расходы россиян снизились по сравнению с сентябрем, пишет news.mail.ru. Это произошло впервые за весь период наблюдений, говорится в исследовании холдинга «Ромир».
Туже всех «затянул пояса» средний класс. По мнению социологов, покупатели переходят в режим экономии, как это было в кризис пятилетней давности. В октябре россияне оставили в магазинах на 1% меньше денег, чем в сентябре, зафиксировали эксперты «Ромира». И хотя с точки зрения статистики такое падение — несущественно, показателен сам факт.
Основная часть снижения расходов пришлась на еду: в октябре траты на продукты питания упали на 10% по сравнению с октябрём прошлого года. Больше всех стал экономить средний класс: их расходы с учетом инфляции уменьшились на 13%. Обеспеченные люди стали внимательнее изучать ценники в супермаркетах и более благосклонно относиться к разного рода спецпредложениям и бонусам от торговых сетей, отмечает ведущий эксперт исследовательской компании «Ромир» Игорь Березин. «Во-первых, выросла частота посещения продовольственных магазинов, и соответственно, ценовой выбор наиболее интересных предложений в каждой из посещаемых точек. Вторая стратегия — это переключение на продукты, более дешевые по цене. И третье — это сокращение потребления некоторых продуктов отчасти из-за того, что несколько выросло внедомашнее потребление», - отметил он.
Одновременно россияне стали больше тратить на мелкую бытовую технику, товары для дома, строительства и ремонта: количество покупок непродовольственных товаров повседневного спроса выросло на 1/4. По мнению социологов, такое поведение покупателей связано с ожиданием кризиса и девальвации рубля, о котором много говорили в конце лета. Кроме того, россияне, особенно средний класс, начали ощущать на себе снижение темпа роста доходов, который, по прогнозам Минэкономразвития, в будущем году обгонит инфляция.
- Достаточно длительный - свыше года - период низких темпов экономического роста, вызывает определенное беспокойство у части россиян. Как следствие, меняется потребительское поведение. - управляющий директор группы компаний «Алор» Сергей Хестанов. - Часть граждан предпочитает увеличивать накопления, что ведет к росту банковских вкладов, часть предпочитает покупать товары длительного пользования, защищая себя от возможного снижения курса рубля и роста непродовольственной инфляции. Сами по себе эти явления в тех процентах, которые фиксируются, пока не представляют угрозы для экономики, потому что есть надежда, что в будущем эти сбережения могут трансформироваться в инвестиции.
В результаты исследования могла вмешаться погода: в этом году осень была аномальной. Дождливый и холодный сентябрь сменился необычно теплым октябрем. Поэтому, траты, например, на ремонт дачи были перенесены на месяц. Также не стоит забывать, что у столичных и региональных торговых сетей — разная аудитория, напоминает старший аналитик по потребительскому сектору «Райффайзенбанка» Наталья Колупаева. «Мы в разбивке продуктового и непродуктового сегмента ожидали, что доля расходов потребителей на продуктовые товары будет снижаться. Однако это будет происходить не за счет сокращения расходов в деньгах, а из-за того, что по мере роста доходов населения будет наращиваться корзина непродуктовых товаров», - подчеркнула она.
В целом, расходы россиян на продукты остаются запредельно высокими: на их покупку приходится половина общих трат. Европейцы, например, тратят на еду лишь 1/6 часть своих доходов. В ближайшие месяцы ситуация вряд ли изменится. Впереди — предновогодний ажиотаж, и для ритейлеров — это пик продаж деликатесов и предметов не первой необходимости.