Оплачиваемый отпуск, больничный — вот о чем мечтают при устройстве на работу обычные россияне, пишет «Труд». Про бонусы вроде полиса ДМС или обучения за счет компании соискатели чаще всего даже не спрашивают. При этом готовы работать, даже если зарплата не устраивает. Таковы результаты исследования Центра социологических исследований РАНХиГС при президенте РФ.
«По уровню оплаты труда и социальной ответственности работодателей Россия сильно отстает от стран с развитым рынком труда, — отмечают эксперты. — Так, в рамках социального пакета работники при опросах обращают внимание на такие вещи, как очередной отпуск (89%), оплата больничных листов (86%), а также оплата отпуска по беременности и уходу за ребенком (73%). Эта социальная база, которая в развитых странах предоставляется по умолчанию и считается само собой разумеющейся». При этом работой в целом удовлетворены 62% наших граждан, в то время как в Западной Европе этот показатель в 1,5–2 раза меньше.
Все потому, что они к условиям труда и системе поощрения куда более требовательны. В то же время отпуска, больничные или декретные в случае устройства на работу любого европейца даже не обговариваются — они гарантируются. Априори вкупе с ними идет медицинская страховка, которая действительно работает (приходится, конечно, доплачивать самим). Система социальной защиты функционирует десятилетиями — от всевозможных льгот по жилищным и потребительским кредитам до оплаты переработок.
Хотя все познается в сравнении. Если посмотреть на жителей солнечного Таджикистана, которые заполнили наши улицы и стройплощадки, то российские работники выглядят требовательными, как европейцы. Гостям из СНГ для полного счастья хватает койки в общежитии и работы, которая подразумевает только наличие небольшой, но регулярной зарплаты. Причем как минимум треть они отдадут за крышу над головой, а остальное делят пополам, отправляя одну часть домой, а вторую — в кассы «Ашана» за батоны, масло, макароны.
Что интересно, советское прошлое свидетельствует, что соцпакет нужен, да еще какой. Вспомнить профсоюзные путевки, обязательные билеты на елку — казалось бы, чего уж там? Только вот современные работодатели, да и работники лишены этой исторической памяти: судя по данным «Евробарометра» в России, самыми непопулярными являются именно вот такие вот житейские льготы.
«Это в конечном итоге выходит боком работодателям. Мировой опыт свидетельствует: если бизнес берет на себя решение части житейских проблем работников, то это повышает их лояльность и улучшает имидж компании», — считает кандидат психологических наук Дмитрий Верещагин.
Ну что ж, можно посоветовать работодателям: взрослым раздавать приглашения на корпоратив или детям — на елку. Авось, люди к ним потянутся.