25 октября в Народном Хурала Бурятии прошли публичные слушания по законопроекту РБ «О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Это обязательная процедура в ходе принятия бюджета Бурятии перед рассмотрением в первом чтении на сессии республиканского парламента 31 октября. На слушания собрались депутаты Хурала, представители правительства РБ, муниципальных образований и общественности.
По информации пресс-службы Народного Хурала РБ, в республиканский парламент проект главного финансового документа Бурятии поступил 10 октября. Депутаты уже ознакомились с законопроектом на заседаниях комитетов.
25 октября слушания прошли точно по повестке, за соблюдением которой следил председатель Народного Хурала РБ Владимир Павлов. Основными докладчиками по правительственному законопроекту выступили министр финансов РБ Всеволод Мухин и министр экономики РБ Александр Бардалеев.
Параметры бюджета республики
Всеволод Мухин доложил об основных характеристиках республиканского бюджета на 2019 год. Общий объем доходов запланирован в сумме 53 522 033,8 тыс. рублей, в том числе безвозмездных поступлений в сумме чуть менее 29 млрд рублей. По словам министра, в 2019 году доходы бюджета снижаются. К примеру, в 2018 году этот показатель составлял 54,3 млрд рублей. Снижение доходов прогнозируется и на два последующих года – 2020 и 2021-й.
Общий объем расходов по 2019 году составит 55 774 533,1 тыс. рублей. Дефицит республиканского бюджета – 2 252 499,3 тыс. рублей.
На 2020 год общий объем доходов республиканского бюджета составит 48 411 670 тыс. рублей, а объем расходов – 48 411 670 тыс. рублей. На 2021 год общий объем доходов республиканского бюджета рассматривается в сумме 47 680 705,2 тыс. рублей, а объем расходов – 47 680 705,2 тыс. рублей. Министр Всеволод Мухин отметил, что бюджеты на 2020 и 2021 годы планируются бездефицитные.
При этом верхний предел государственного внутреннего долга республики не должен превышать на состояние 1 января 2020 года 16 136 731,2 тыс. рублей. За этот же предел не должен перевалить внутренний долг республики на начало 2021 и 2022 годов. А предельный объем госдолга республики не должен превышать 19 836 721,2 тыс. рублей. Примерно в таких же границах он должен оставаться в 2020 и 2021 годах.
На обслуживание госдолга Бурятии в 2019 году планируется выделить чуть менее 1 млрд рублей – 966 923,2 тыс. рублей, в 2020 году – 1 138 661,2 тыс. рублей, в 2021 году – 1 1154 744 тыс. рублей.
Тенденция к снижению доходов
Министр экономики Александр Бардалеев рассказал о планируемых налоговых и неналоговых поступлениях.
- В сложных экономических условиях происходит снижение объема поступлений от налогов на прибыль и имущество организаций. Так, сумма налогов на прибыль в 2019 году будет ниже ожидаемой на 178,9 млн рублей, а сумма налогов на имущество составит 2,9 млрд рублей (80,1% от уровня 2018 года), – отметил Александр Бардалеев.
Однако при этом другие виды налоговых поступлений возрастут. К примеру, на 6,5% вырастет объем налогов на доходы физических лиц (НДФЛ), который составит 10 млрд рублей. Повышение будет связано с увеличением фонда зарплаты и передачей налога муниципалитетам по дополнительным нормативам взамен дотаций. Прогноз учитывает и дополнительное поступление акцизов на крепкий алкоголь с 50% до 80%. Поступления от налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составят 728,9 млн рублей (112,9% от уровня 2018 года).
Поступления неналоговых доходов составят 627,7 млн рублей. Значительную долю в их структуре составят штрафы за нарушение правил безопасности дорожного движения – 474,3 млн рублей (75% неналоговых доходов). Александр Бардалеев отметил, что с 2019 года эти средства будут направляться на формирование дорожного фонда.
В 2019 году в Бурятии, по словам министра, рост внутреннего регионального продукта (ВРП) составит 1,1%. В 2020-2021 годах рост ВРП будет увеличиваться до 1,8%. В 2019 году в республике планируется добыть 5,8 млн тонн угля, в том числе каменного 3 млн (прирост 12,5%). Добыча золота, по прогнозам, составит 5,4 тонны, что ниже уровня добычи 2018 года на 119 кг. В этом же году на Улан-Удэнском авиазаводе планируется начать сборку легкого вертолета Ка-226Т, а в 2020 году завод приступит к серийному выпуску нового легкого самолета ТВС-2-ДТС «Байкал», который сменит Ан-2.
По словам министра, важной задачей в будущем и последующих годах будет консолидация всех финансовых ресурсов и их эффективное использование.
Зампред Счетной палаты РБ Михаил Егоров отметил в своем выступлении, что Счетная палата РБ рекомендует проект республиканского бюджета к принятию, согласно сделанному заключению этого органа.
Социально ориентированный бюджет
Председатель хуральского комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов сообщил, что основной приоритет в формировании бюджета, как и в прошлые годы, отдается выполнению социальных обязательств. В этой связи проект бюджета носит ярко выраженный социальный характер, а также направлен на сохранение экономической устойчивости республики.
- В этом проекте республиканского бюджета произошел рост финансирования образования и здравоохранения, что продиктовано указом президента РФ от 7 мая 2018 года, – подчеркнул Зоригто Лубсанович.
До 70% расходов в структуре республиканского бюджета занимают расходы на социальную сферу. Значительная доля бюджетных ассигнований приходится на государственную программу Республики Бурятия «Развитие образования и науки» – более 13,9 млрд рублей. На развитие здравоохранения выделяется 12,1 млрд рублей. На культуру – 2 млрд рублей.
При этом в проекте республиканского бюджета предусмотрено на госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» свыше 700 млн рублей, на «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» – 1 млрд рублей.
Выступивший на слушаниях позже председатель комитета по социальной политике Игорь Марковец отметил, что социальный комитет один из самых «расходных» комитетов. Однако он подчеркнул, что «социальные расходы очень важны для всех жителей республики».
- На заседаниях рабочих групп, комитетов мы работали вместе с членами правительства очень плотно и жестко по распределению средств, находили компромиссные варианты. Ведь все мы понимаем, что нужно жить, учиться и работать здесь, в Бурятии. И важно создавать более высокий уровень жизни, – высказался Игорь Марковец.
Депутат также обратил внимание участников публичных слушаний на то, что на школьное питание на ребенка отводится мизерная сумма – 22 рубля, тогда как нужно увеличивать ее хотя бы до 50 рублей, чтобы соответствовать требованиям СанПина. Также Игорь Васильевич затронул вопрос об обеспечении безопасности в учебных заведениях республики – государству нужно брать на себя это обязательство. Пока же охрану в школах обеспечивают сами родители, сбрасываясь кто сколько может. Также, по его словам, нужно увеличивать средства на поддержку многодетных семей.
Больше средств в экономику
На недостаточное финансирование ряда направлений сельского хозяйства в агропромышленной программе обратил внимание участников слушаний председатель комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Петр Носков.
- Средств в программе явно недостаточно для выполнения ряда индикаторов, – отметил он. – На протяжении ряда лет из-за недостатка средств происходит сокращение производства молока. В этой связи очень актуальным является обеспечение сырьем существующих молочных производств. Нуждается в поддержке кадровая обеспеченность АПК. Только подъемными сложно поддерживать молодых специалистов, нужно решать все социальные вопросы – обеспечение жильем, создание социальной инфраструктуры и т.д. Пока же жизнь на селе становится для молодежи все менее привлекательной.
В своем выступлении председатель комитета по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Кушнарев сосредоточился на эффективности бюджетного планирования.
- Не совсем дальновидно использовать бюджетные средства только на ближайшее потребление. Надо закладывать их на будущее – для развития экономики. И очень важно правильно и своевременно реализовать инвестиционные проекты. Будет создаваться авиационный технопарк для производства нового вертолета и самолета «Байкал». Считаю, что необходимо предусмотреть в 2019 году государственные гарантии для этого проекта, – отметил Анатолий Григорьевич.
Кстати, примерно об этом же на публичных слушаниях говорил и депутат Галсан Дареев, который вопрошал собравшихся – почему так мало денег на экономику? Почему на промышленную политику - всего 270 млн рублей, то есть 0,5% от всего бюджета, а на сельское хозяйство – около 1 млрд, то есть всего 1,3% от бюджета? Депутат предложил уточнить некоторые расходы и перенаправить их на экономику и сельское хозяйство.
Общественные интересы
Также перед собравшимися выступили со своими предложениями депутаты Батор Цыбиков, предложивший увеличить финансирование инфраструктурных объектов столицы Бурятии и трамвайного транспорта, а также Игорь Бобков. Он подчеркнул, что в неудовлетворительном состоянии находится большинство школьных стадионов республики. А в 10 школах таковых стадионов нет вообще, многие школы даже лишены спортивных залов.
Председатель Союза кинематографистов РБ Артем Бурлов призвал депутатов сохранить финансирование бурятского кино, новой отрасли экономики республики. Руководитель БРО молодежной организации «Российские студенческие отряды» Константин Поспелов попросил помочь развитию временной трудовой занятости молодежи. Инспектор по спорту Оюна Абдулмуслимова и председатель МКУ «Комитет массовой физкультуры и спорта» Кабанского района Сергей Балагуров рассказали о проблемах инструкторов-методистов, которым нужно поднимать зарплату и менять нагрузку.
Призвал выделить средства на пополнение музейных фондов и реставрацию музейных предметов руководитель Союза художников РБ Евгений Болсобоев. А директор информационного агентства «Восток-Телеинформ» Анжелика Мешкова предложила сохранить средства на издание детской и краеведческой литературы.
В завершающих выступлениях первый зампред правительства РБ Игорь Шутенков и председатель Народного Хурала РБ Владимир Павлов подвели итоги публичных слушаний. Игорь Шутенков заметил, что он принимал участие в 11 слушаниях и эти слушания отличаются динамизмом и активностью выступающих. Он отметил, что продолжается заявочная кампания по формированию федерального бюджета, в которой республика присутствует «по максимуму». В этой связи проект республиканского бюджета будет дорабатываться.
Владимир Павлов отметил, что, к сожалению, не так много глав муниципальных образований присутствовали на публичных слушаниях, которые являются очень полезным инструментом в лоббировании интересов территорий. Он поблагодарил всех участников за плодотворную работу.
Тимур Дугаржапов