Радна Сахалтуев — бурятский Уолт Дисней

Доктор Айболит, капитан Врунгель, Алиса Льюиса Кэррола, Робинзон Крузо, морские пираты из «Острова сокровищ» и многие другие сказочные персонажи из детства рождены творческим воображением народного художника Украины, члена Национальных союзов художников и кинематографистов Украины Радны Сахалтуева.
Общество |

Доктор Айболит, капитан Врунгель, Алиса Льюиса Кэррола, Робинзон Крузо, морские пираты из «Острова сокровищ» и многие другие сказочные персонажи из детства рождены творческим воображением народного художника Украины, члена Национальных союзов художников и кинематографистов Украины Радны Сахалтуева.

В прессе его называют «легендарным художником», «бурятским Уолтом Диснеем», «одним из самых блистательных художников на всем советском и постсоветском пространстве анимации»… Его творческая биография начиналась тогда, когда украинская анимация только начинала своё восхождение, и Радна Сахалтуев входит в плеяду первых художников, творивших её.

Радна Филиппович Сахалтуев родился 15 мая в 1935 году в Улан-Удэ. Здесь прошли его детские, школьные годы, отсюда он и уехал более полувека назад, как это происходило со многими выпускниками школ Бурятии. Они уезжали на учёбу в Москву, Ленинград и другие крупные города для овладения новыми знаниями, в поисках новых, неведомых горизонтов, открывающихся за пределами привычных глазу таёжных сопок… В одном из своих интервью Радна Филиппович говорил: «Я родился бурятом, бурятом и умру».

Его талант, раскрывшийся на украинской земле, получил признание в среде специалистов-профессионалов мирового уровня, принес художнику известность среди миллионов маленьких и взрослых зрителей и читателей, отмечен государственными наградами и званиями! Но, как каждый бурят, оказавшийся оторванным от своей малой родины, Радна Филиппович живёт надеждой вновь посетить свой край, вдохнуть живительный и неповторимый запах кедра, стоящего живой стеной вдоль необозримых берегов Байкала, омыться в его чистейших ледяных водах, напитаться красотой и величием сибирской тайги, посетить памятные места, отвести душу в общении с живущими там родными и, конечно, поклониться могилам своих близких.

– Сейчас я понимаю, насколько трагической была судьба моих близких, – говорит Радна Филиппович, бережно и с благодарностью касаясь имён cвоих предков.

Отец, Сахалтуев Филипп Михайлович, получивший образование в Московской сельхозакдемии им. Тимирязева, успел поработать зоотехником и в знаменитом заповеднике Аскания-Нова, и на станции Иро, но в 1937 году был арестован по 58-й статье за «контрреволюцию», а в 1938 году умер в тюрьме…

Мать, Трубачеева Ирина Андреевна, преподаватель русского языка и литературы, получившая образование в Ленинградском институте народов Севера, после ареста мужа бедствовала, не имея возможности работать по специальности, и лишь спустя какое-то время ей удалось устроиться в школу на стеклозаводе, расположенную на глухой тогда окраине города. Позже она преподавала в одной из лучших школ Улан-Удэ – школе №3 . В эти трудные годы ее поддерживал, помогал поднимать маленького сына её отец, дедушка Радны, Андрей Тимофеевич.

Трубачеев Андрей Тимофеевич, 1874 г.р., родом из Боханского района, ещё до революции поехал в Томск учиться на врача, а после окончания института, получив специальность дерматолога-венеролога, работал в Иркутске, где имел свой дом и жил с семьёй. Работал он и в городе Черемхово. Позже он станет первым наркомом здравоохранения Бурятии, заслуженным врачом РСФСР, будет отмечен двумя орденами. Бабушка Радны рано умерла (1924 г.), оставив деда с четырьмя детьми на руках, младшей дочери было всего лишь четыре года. Андрей Тимофеевич больше не женился, сам поставил детей на ноги. Но в 1937 г. его единственный сын так же, как и зять, становится жертвой сталинских репрессий. Будучи в Монголии (тогдашней Халхе, провинции Китая), Радна Андреевич был мобилизован в ряды Азиатской конной дивизии барона Унгерна. Одержимый идеей восстановления Великой монгольской империи времён Чингисхана, Унгерн привел свою армию в Халху, готовился взять её столицу Ургу. Ему нужно было пополнение: сначала для взятия Урги и удержания военной силой Халхи, а после – для похода за освобождение Забайкалья от большевиков… И всего лишь за один неполный 1921 год, после мятежа против своего командира, пленения и расстрела его красными, выпестованная бароном Унгерном Азиатская конная дивизия рассеялась и обратилась в прах. Но этот короткий период стал роковым для многих бурят: кто оказался втянутым в военные события тех лет, кто не погиб на войне, тот погиб на Колыме…

Далее Радна вспоминает: «Отец бабушки был, судя по маминым рассказам, выдающимся человеком. Я помню его записи, сделанные аккуратным, четким почерком. Он собирал бурятские сказания, сказки, народные приметы и оставил довольно большой архив. Был охотником, нашел месторождение нефрита, за что был награжден царем именными часами. Был тайшой (глава степной думы – органа самоуправления, установленного в Сибири с 1822 года), человеком состоятельным, но в годы революции его дом в Бохане сгорел со всем имуществом. Большевики его не тронули, но в это время он был уже очень больным человеком…

Несмотря на все горести, выпавшие на долю моего деда, он оставался спокойным, любящим отцом и дедушкой, человеком твердых убеждений и стальной воли, и даже свою смерть встретил как настоящий мужчина». Присутствие рядом такого большого человека, любовь и забота матери, несомненно, благотворно влияли на развитие мальчика. Благодаря деду и состоялось знакомство Радны со знаменитым художником Цыренжапом Сампиловым, поразившим его воображение при первой же встрече, а позднее – возможность брать уроки рисования у другого известного бурятского художника Романа Мэрдыгеева.

Путь художника

Увлеченное занятие рисованием, явные способности, а также усвоенные уроки бурятских мастеров и определили выбор пути после окончания школы: Радна с первой же попытки поступает на художественный факультет ВГИКа (1955). Здесь его учителями становятся Иван Иванов-Вано – основатель советской мультипликации и создатель фильмов «Мойдодыр», «Левша», «Конек-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Двенадцать месяцев», «Гуси-лебеди», а потом Федор Богородский – один из лучших советских графиков. После окончания института Сахалтуева, молодого специалиста-художника рисованного кино, направляют на Украину на только что созданную мультипликационную студию при „Киевнаучфильме“. И это сам Радна Филиппович считает определяющим в его дальнейшей судьбе. Здесь, в Киеве, он сумел реализоваться как большой художник, найти верных друзей и единомышленников по творчеству, устроить свою семейную жизнь и вырастить детей.

Радна Сахалтуев и его дедушка Андрей Тимофеевич Трубачеев Фото: из архива художника

Творческий тандем с Давидом Черкасским, сложившийся с первого же совместного фильма «Тайна черного короля», станет, пожалуй, самым продолжительным и плодотворным союзом двух талантливых творцов украинской анимации. Начиная с этого времени, практически каждый год знаменуется выпуском фильмов под режиссурой Черкасского и художественной постановкой Сахалтуева. Среди них – «Колумб причаливает к берегу» (1967) , «Легенда о пламенном сердце» (1967, получивший приз зонального просмотра в Ереване, 1968), «Пугало» (1968), «Сказка про лунный свет» (1968), «Крымская легенда» (1969), «Мистерия – Буфф» (1969) - полнометражный фильм, где впервые применён прием, ставший впоследствии излюбленным: сочетание живых актеров и рисованной и перекладной анимации. В художественных фрагментах фильма, которые представляли из себя пластическую пантомиму, были заняты актеры московского Театра на Таганке.
Именно Сахалтуев и Черкасский в «Приключениях капитана Врунгеля» (1-3 серии,1976) в полной мере реализовали этот особый прием сочетания рисованных и реальных персонажей, введение их действий в единое экранное пространстве, и эта работа становится началом лучшего отечественного мультсериала (4-6 серии,1977; 7-9 серии,1978; 10-13 серии, 1979). Затем следует блистательный сериал «Доктор Айболит» – настоящий шедевр не только отечественной, но и мировой мультипликации:

1. «ДОКТОР АЙБОЛИТ И ЕГО ЗВЕРИ» (1984);
2. «БАРМАЛЕЙ И МОРСКИЕ ПИРАТЫ» (1984);
3. «ВАРВАРА — ЗЛАЯ СЕСТРА АЙБОЛИТА» (1984);
5. «АЙБОЛИТ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ» (1985);
6.« КРОКОДИЛ И СОЛНЦЕ» (1985);
7.« СПАСИБО, ДОКТОР» (1985).

И, наконец, не менее легендарный по популярности среди маленьких и взрослых любителей «мультяшек» «ОСТРОВ СОКРОВИЩ» («КАРТА КАПИТАНА ФЛИНТА» (1986); «СОКРОВИЩА КАПИТАНА ФЛИНТА»(1988), полнометражный фильм, где авторами продемонстрирован полный набор современных техник!

Первый фильм в дилогии «Остров сокровищ» взял Большой приз на фестивале телефильмов в Минске, второй – приз «За лучший полнометражный фильм» на анимационном фестивале в Киеве.

В конце прошлого года Д.Черкасский объявил о начале работы над новым кинопроектом «ОСТРОВ СОКРОВИЩ-2», в котором действуют известные нам герои. Некоторые персонажи из «Пиратов Карибского моря» будут представлены уже в образах животных и птиц(!), а их художником-творцом будет Р.Сахалтуев.

Работам Сахалтуева свойственна особая эстетика, у него свой весьма специфический и безошибочно узнаваемый, выделяющийся среди других и отличающий его от других, оригинальный и лёгкий почерк письма. Его рисованным образам присущи гротеск, смягчённый мальчишеским озорством, фантазией и тонким вкусом художника, и невероятное соответствие типажу изображаемого им персонажа. Как утверждает сам художник, образы персонажей, например, пиратов, попугая, Доктора Айболита и Врунгеля с командой придуманы режиссером Д. Черкасским, а он их только «оживил». «Просто блестящий мастер, - говорит о нём Д.Черкасский, - я счастлив, что работал с ним. Помню, когда заканчивали „Приключения капитана Врунгеля“, полтора месяца просто жили на студии, и нам очень комфортно работалось. Раднуша (так ласково его называет только Черкасский) поразительно быстро рисует. Я такого больше никогда не видел: он берет чистый лист и заполняет его огромным количеством рисунков во всех направлениях. Я так привык к его темпам и его гибкости: приходил к нему, говорил, что мне нужно, и минут через десять получал готовые варианты. Он тонко чувствовал персонажей, тему, стиль, хотя по своей привычке никогда предварительно не смотрел материал».

После выпуска череды таких уникальных фильмов в мире кино заговорили о феномене украинской анимационной студии. К этому времени относится и присвоение Сахалтуеву звания заслуженного художника Украины, как признание этого феномена... А в 2006 г. киновидеообъединением «Крупный план» после тщательной покадровой реставрации «Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит» и «Остров сокровищ» выпущены в цифровом формате! С недавнего времени на темы этих фильмов на радость детям появились также пазлы отечественного и зарубежного производства.

Кроме названных нами, в фильмографии Радны Сахалтуева значатся ещё более 10 фильмов, среди них созданные по мотивам сказок народов мира, в том числе украинских. Он оформил художественные кинокартины: «Прощайте, фараоны!» (1974, в соавторстве), «Приглашение на танец» (1977), а также участвовал в создании фильма о Сергее Параджанове режиссёра Романа Ширмана «Опасно свободный человек» (производство Национальной кинематеки Украины, 2006), на презентацию которого в Киевском доме кино приглашение получило и Общество бурятской культуры. Кстати, в том же году в издательстве «Телерадиокурьер» вышла первая книга трилогии Р. Ширмана «Теперь я буду любить тебя», иллюстрации к которой выполнены Радной Сахалтуевым – он плодотворен и в книжной графике! Им оформлено более 40 книг в разных издательствах, включая киевские «Веселка», «Ранок», «Молодь», московский «Самовар», в состав творческой группы которого приглашен и Сахалтуев.

Долгие годы художник являлся бессменным карикатуристом украинского юмористического журнала «Перец» (имевшего в своё время большую популярность среди советских читателей, особо отмечавших работы Сахалтуева), а в 2006 году его работы представлены на выставке политических карикатур, организованной общественной Ассоциацией карикатуристов Украины.

Кроме того, в трудные годы после развала Союза и начинавшегося периода «рыночной экономики» Сахалтуев с Черкасским «выжили», отточив свою профессиональность на производстве рекламных роликов…

Сегодня Радна Сахалтуев является членом жюри стартовавшего в мае 2009 года интерактивного конкурса талантов в сфере шоу-бизнеса «Формула хита», целью которого является создание из талантливых конкурсантов команды.
В команде Д. Черкасского на «Киевнаучфильме» начинали работать многие талантливые и впоследствии знаменитые аниматоры. Например, автор „Пластилиновой вороны“ и «Следствие ведут колобки» Александр Татарский учился у Радны Филипповича рисунку. Они вместе работали и над Капитаном Врунгелем, и в мультипликационном проекте про казаков.
В 2008 году художнику присваивается звание народного художника Украины.

Несомненно, природа оказалась щедра к Радне Филипповичу Сахалтуеву на талант и удачу. Могучим оказалось и древо предков, давшее силу, характер, волю и мудрость реализовать этот потенциал. Не отдыхает природа и на его детях, новой ветви родового древа, продолжающих развивать наследственный художественный дар, прокладывая свою собственную дорогу в искусстве и жизни. Младший сын Алексей — киновед, дочь Ирина — дизайнер, старший сын Адриан — художник-мультипликатор и бизнесмен, а сам Радна – ещё и счастливый дедушка! Рецепт такого плодотворного расцвета «молодых побегов» древний, как мир. Это любовь, душевная щедрость, самоотдача, преданность и поддержка. И всё это – в исконных традициях бурят.

minkultrb.ru

Кол-во просмотров: 2427

Поделиться новостью:


Поделиться: