Президент РФ Владимир Путин потребовал от правительства немедленно восстановить пригородное сообщение и уже потом заняться вопросами, связанными с поиском дополнительных средств.
Напомним, ранее РЖД сообщили, что с февраля в ряде регионов России полностью прекращается движение пригородных электропоездов, из-за чего многие населенные пункты фактически оказались отрезанными от областных центров.
- Железнодорожное сообщение пригородное должно быть восстановлено немедленно с гарантиями соответствующими РАО «РЖД» регионам по решению проблемы, - распорядился президент.
Путин подчеркнул, что движение должно быть восстановлено, не дожидаясь формальных решений, в том числе «провода через парламент или решения правительства».
- Вот вы сейчас предложили набор мер. А что, раньше этого нельзя было сделать? Правительство чем занималось, когда вводило соответствующие нормативы, когда поддержало изменение взаимоотношений между регионами и РЖД? - задал ряд вопросов глава государства.
Он подчеркнул, что нужно было добиться того, чтобы выполнялись все договоренности. «Что у нас министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей», - приводит слова президента «Интерфакс».
По данным "Байкал Финанс", из-за передачи полномочий организации пригородных перевозок регионам и роста тарифов пассажирских пригородных компаний региональные бюджеты оказались не в состоянии дотировать электрички. Бурятия – не исключение. В 2011- 2013 годах задолженность республики за пригородные железнодорожные перевозки достигла 104,9 млн руб, а убытки «Байкальской пригородной пассажирской компании» (БППК) по результатам работы в первом квартале 2014 года составили 7,8 млн руб. Из-за этого в Бурятии действует самый высокий тариф в пригородном железнодорожном сообщении.
Кроме того, в нынешнем году БППК отсудила у правительства республики 25 млн руб понесенных убытков.
Правительство республики заявляло о развитии альтернативы электричкам – пригородного автобусного сообщения. Электропоезда должны были остаться лишь там, где им нет альтернативы, так как Минтранс республики констатировал снижение пассажиропотока в пригородном железнодорожном сообщении. В 2013-м году по сравнению с 2010 годом оно составило 40%. В 2010-м году электрички перевезли 1,5 млн человек, в 2013-м - только 900 тыс. Это автоматически ведёт к нерентабельности перевозок.
Между тем, ситуация вызывала всплески социальной напряженности в Кабанском районе республики и становилась предметом безрезультатного рассмотрения Общественной палатой Бурятии.