С 1 января 2021 года распоряжением председателя правительства России Михаила Мишустина механизм «Прямые выплаты» через Фонд социального страхования стал обязательным для всех регионов России. Как известно, в Республике Бурятия этот механизм работает четвертый год и показывает хорошие результаты. В чем преимущество «Прямых выплат», что нового они принесли получателям пособий, мы решили узнать у заместителя управляющего региональным отделением Фонда социального страхования по Республике Бурятия Галины Давыдовой.
– Галина Иннокентьевна, как известно, Республика Бурятия в числе нескольких российских регионов перешла на «прямые выплаты» еще в 2017 году. С высоты сегодняшнего дня как бы вы оценили значимость этого события?
– Действительно, четыре года назад Бурятия вошла в число пилотных регионов, осуществивших переход на механизм «прямые выплаты». Проект касается работающих граждан, которые при наступлении страхового случая получат из Фонда социального страхования положенные им гарантированные государством пособия и страховые выплаты.
Напомню, в стране действует система обязательного социального страхования, при которой все работодатели отчисляют страховые взносы за своих работников. Благодаря этому работающие граждане при наступлении страхового случая имеют право на целый ряд пособий. Если ранее пособия выплачивались в рамках так называемой зачетной системы, то есть пособия начислял и выплачивал работнику сам работодатель, то с переходом на «прямые выплаты» эти функции взял на себя Фонд социального страхования. Исключение составляют первые три дня листка нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет средств самого работодателя.
– О каких выплатах идет речь?
– Если мы говорим, к примеру, о работающих гражданах, имеющих детей или готовящихся стать матерью, то речь идет о таких пособиях, как единовременное пособие при постановке на учет в медучреждение на ранних сроках беременности; пособие по беременности и родам; при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года.
Сегодня почти 12 тыс. семей в республике получают ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года. За прошлый год объем выплаченных пособий в целом по материнству составил более 1,6 млрд рублей.
Также самая распространенная выплата и одна из самых существенных статей расходов бюджета Фонда это пособие по временной нетрудоспособности, то есть больничный лист.
Скажу только, что за прошлый год в рамках «Прямых выплат» региональным отделением было назначено и выплачено напрямую работающим гражданам пособие по временной нетрудоспособности на сумму более 2,3 млрд рублей.
– Все-таки что изменил механизм «Прямые выплаты» в республике?
– Как мы уже говорили, одна из целей механизма «Прямых выплат» – это введение в систему социального страхования электронного документооборота, при котором значительно сократились сроки расчета, назначения и выплаты пособия.
Но самое главное, считаю, это возможность осуществлять все операции дистанционно, что стало весьма своевременным и удобным механизмом в период ограничительных мер. Если говорить конкретно, то на официальном сайте Фонда социального страхования для удобства пользования электронным документооборотом в штатном режиме работают два отдельных кабинета. Один из них предназначен для физических лиц, другой – для работодателей.
Как это происходит, к примеру, с листком нетрудоспособности? Гражданин через Личный кабинет застрахованного получает информацию о сроках направления документов в Фонд социального страхования для назначения пособия, сроках выплаты и сумм выплат. Здесь же, в Личном кабинете, с помощью калькулятора гражданин может рассчитать примерную сумму, которую ему выплатят. Напомню, чтобы пользоваться Личным кабинетом застрахованного, гражданину необходимо пройти регистрацию на Едином портале Госуслуг.
Работодатель дистанционно, через Личный кабинет страхователя, вносит сведения, необходимые для назначения пособия, заполняет свою часть электронного листка нетрудоспособности и направляет его в систему Фонда. После этого отделение Фонда производит расчет и выплату пособия гражданину. Кабинет страхователя значительно облегчает жизнь руководителю организации и бухгалтеру. Если раньше все задачи приходилось выполнять вручную, самостоятельно относить документы в отделение Фонда, то теперь всё это можно сделать через Личный кабинет.
Отмечу, что подавать заявления на все виды пособий, выплачиваемых Фондом социального страхования, получать всю необходимую информацию о порядке выплаты пособия, его размерах, позволяет такой электронный сервис как интерактивное мобильное приложение «Социальный навигатор».
– Как работает «Социальный навигатор»?
– С помощью «Социального навигатора» граждане, помимо доступа к информационным материалам, получают возможность в режиме онлайн подавать заявления на все виды пособий, включая единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года.
Для взаимодействия с Фондом не нужно лично посещать региональное отделение или звонить на горячую линию, на платформе «Социальный навигатор» гражданин может оставить свое обращение, которое будет отработано в кратчайшие сроки.
Также пользователь «Социального навигатора» может получить подробную информацию о наиболее важных социально значимых объектах. К примеру, где расположено ближайшее к его дому социальное учреждение, как найти его через соцсети, как позвонить, написать, посмотреть информацию в Интернете.
– Что необходимо сделать, чтобы под рукой появился такой помощник, как «Социальный навигатор»?
– Достаточно иметь смартфон и Интернет. Коммуникационную платформу «Социальный навигатор» легко скачать в приложении GOOGLE PLAY. Также приложение «Социальный навигатор» сегодня доступно и для IOS. Кстати, в обновленной версии приложения реализован раздел, связанный с пандемией COVID-19, посвященный выплатам медицинским и социальным работникам. Также в мобильном приложении можно получить информацию о текущей деятельности, проектах развития и новостях ФСС РФ.
– В условиях пандемии эти электронные новшества оказались очень своевременными.
– В период распространения новой коронавирусной инфекции электронный документооборот позволил обеспечить выплату пособий своевременно и в полном объеме, снизить социальную напряженность, упростить механизм социальной поддержки работающих граждан.
Благодаря тому, что проект «Прямые выплаты» стартовал в Бурятии еще в 2017 году, была проделана большая работа по отработке механизмов взаимодействия с медицинскими организациями и работодателями, в результате чего нам удаётся достойно пройти такое испытание, как пандемия.
Говоря об «Электронном листке нетрудоспособности», можно сказать, что это логическое продолжение механизма прямых выплат пособий. Участники проекта – работники, работодатели, медицинские учреждения – по достоинству оценили преимущества электронного документооборота. Подписание, согласование, отправка отчётности, обмен информацией в режиме онлайн теперь можно осуществить в считанные минуты. При этом все документы, участвующие в механизме, подлинные, их не нужно заверять и невозможно подделать.
Именно в период пандемии, когда перед государством и обществом появилась необходимость минимизировать или полностью исключить личные контакты граждан, «Электронный листок нетрудоспособности» показал свою актуальность и востребованность.
Особенно хочется отметить ситуацию с работающими гражданами в возрасте 65 лет и старше. Как лица, наиболее подверженные рискам тяжелых проявлений новой коронавирусной инфекции, граждане данной категории, начиная с 6 апреля прошлого года и по сей день, имеют возможность оформить электронный листок нетрудоспособности без наличия заболевания и без заявления гражданина. Для оформления таких листков нетрудоспособности достаточно только сведений, предоставляемых работодателями в виде электронного реестра.
Также на едином портале Государственных и муниципальных услуг реализован сервис, благодаря которому гражданин автоматически получает оповещения об открытии, продлении, закрытии и других изменениях, связанных с электронными листками нетрудоспособности.
Таким образом в любое время гражданин на Госуслугах может уточнить сведения о своих электронных листках нетрудоспособности и при необходимости сообщить их своему работодателю. Работнику не надо запоминать или записывать номер больничного после его оформления в медицинской организации, данные из больничного листка будут всегда под рукой.
Напоминаю, что следить за актуальными новостями социального страхования РФ теперь можно в популярном мессенджере Telegram на канале «ФСС_info», где ежедневно публикуется оперативная информация об изменениях законодательства и мерах поддержки населения в период пандемии, а также советы страхователям, разъяснения для граждан по услугам Фонда. Ссылку-приглашение вы можете найти на сайте r03.fss.ru
Также сообщаю, что все вопросы вы можете задать по телефону горячей линии 28-78-00.