Новая процедура техосмотра (ТО) действует всего лишь месяц, однако она уже успела обернуться скандалами и грядущей в марте отставкой главы Российского союза автостраховщиков Павла Бунина.
Случилось это после того, как «Росгосстрах» стал выдавать талоны ТО через своего партнера ЗАО «Техосмотр» без фактического осмотра автомобиля. Конкуренты страховой компании обвинили Бунина в предвзятом отношении к страховщикам и профанации техосмотра. Факты выдачи талонов без диагностики авто были зафиксированы и в Бурятии. Впрочем, сейчас ситуация нормализовалась. Пункты ТО обслуживают своих клиентов, однако большинство водителей пока не осведомлены, как проходить техосмотр.
С 1 января 2012 года изменился порядок прохождения техосмотра. Если до нового года автовладельцы сначала приобретали полис ОСАГО, а затем проходили техосмотр, теперь процедура изменилась: автомобилист сначала проходит ТО и затем обращается в страховую компанию за полисом ОСАГО, причем талон техосмотра должен действовать не менее шести месяцев с момента начала срока страхования по ОСАГО.
Еще одним новшеством стало то, что по своему выбору. С оператором ТО заключается договор на оказание услуги, после выполнения которой автовладельцу выдается диагностическая карта. Кстати, этот документ также претерпел некоторые преобразования: теперь это документ строгой отчетности, который выдается автовладельцу независимо от того, прошел автомобиль техосмотр или нет.
Госпошлина за проведение технического осмотра теперь не взимается, а плату за диагностику автомобиля будут взимать операторы ТО. При этом стоимость прохождения техосмотра зависит от категории транспортного средства, объема проводимых работ и не может превышать предельный размер платы (см. таблицу). Если при осмотре автомобиля обнаружены какие-либо неисправности, автовладелец имеет право пройти бесплатный повторный осмотр в случае, если он устранит их в течение 20 дней. Если же владелец автомобиля не укладывается в этот срок, ему придется заново оплачивать техосмотр. При этом отдельные цены на повторный техосмотр не установлены – придется платить столько же, сколько за первую попытку.
Новый закон о ТО внес изменения и в осуществление контроля за наличием талонов. Отныне инспекторы ГИБДД не имеют права штрафовать автовладельцев, если у них нет талонов ТО, теперь их наличие будет проверять страховая компания, которая будет выдавать полис ОСАГО. ГИБДД же, в свою очередь, будет проверять наличие страхового полиса. В случае управления автомобилем без полиса ОСАГО его владелец будет оштрафован на сумму от 500 до 800 рублей или же ему будет запрещено эксплуатировать транспортное средство со снятием регистрационных знаков. Что касается владельцев коммерческого транспорта, то для них ничего не изменилось: талоны ТО у них будут проверяться в прежнем режиме.
Разработчики закона предполагали, что переходный период позволит синхронизировать дату прохождения ТО и заключения договора ОСАГО. Поэтому те автомобилисты, кто прошел техосмотр в 2011 году, но имеют полис, срок действия которого заканчивается в 2012 году, будут проходить техосмотр перед заключением нового договора ОСАГО. Например, если действие талона ТО закончилось в августе 2011 года, а полис ОСАГО истекает в октябре 2012 года, то техосмотр нужно будет пройти до октября 2012 года и заключить новый договор ОСАГО.
Что касается периодичности прохождения техосмотра, то здесь также внесены существенные изменения, которые позволят водителям сократить затраты на ТО. Так, новые автомобили физических лиц должны проходить первый ТО только через три года после покупки, автомобили возрастом от трех до семи лет – раз в два года, лишь автомобилям старше семи лет придется проходить техосмотр каждый год. Исключение составят водители, занимающиеся пассажирскими перевозками: по новому закону, они обязаны проходить ТО дважды в год.
Как видим, новый закон не только упрощает, но и упорядочивает жизнь автовладельцев. Поскольку конечной целью техосмотра является получение страхового полиса, скорее всего, водители при нынешней статистике ДТП на дорогах Улан-Удэ и Бурятии будут вовремя проходить техосмотр. Кроме того, новый закон о ТО открывает широкие возможности для представителей среднего и малого бизнеса. Чтобы открыть свой пункт инструментального контроля, необходимо получить аккредитацию у РСА и потратить около 200 тыс. рублей. Увеличение пунктов ТО увеличит и сделает более прозрачной конкуренцию на этом рынке и приведет к более качественному техническому осмотру автомобилей.