Можно ли начать новый бизнес в пандемию? А после 40-ка? Вот просто взять, и заняться тем, чем никогда не занимался, но всегда мечтал. Страшно? Кто поможет и поддержит?
Об этом мы решили спросить у жительницы Тункинского района, одной из ведущих предпринимателей села Кырен, Татьяны Баторовны Зарбаевой, которая вдруг взяла, и стала хозяйкой замечательного кафе под названием «Булаг». Нет, Татьяна Баторовна не бросила два своих продуктовых магазина - она просто занялась тем, о чем давно мечтала – красивом и уютном кафе, в котором каждый найдет для себя что-нибудь вкусненькое.
Татьяна Баторовна, расскажите, с чего все начиналось? И почему Вы, хозяйка двух успешных, пользующихся спросом магазинов, реализующих продукты, вдруг занялись общепитом?
- Мы с мужем начали свой бизнес в 1995 году. Бывало всякое, конечно, и закрыться даже хотели. Тяжело было поднять троих детей, бизнес, за всем уследить. Но время шло, мы открыли сначала магазин «Булаг», через несколько лет еще один – «Лана». Унывать или сомневаться было просто некогда, как и отдыхать. Магазин – тяжелый труд, и первые годы все наши силы туда уходили, даже поругаться некогда, - смеется предприниматель. – Но со временем все вошло в привычную колею, наладились поставки, свой режим работы. До сих пор все проверки проходим хорошо, и прокурорские, и Роспотребнадзора.
И я подумала: почему не открыть кафе в старом здании магазина? Ведь столько плюсов! Во-первых, это свой хлеб и выпечка в магазинах, не нужно закупать в других пекарнях. Это ведь тоже бренд! Во-вторых, магазин – это однообразие, одни и те же продукты, изо дня в день одно и то же, только цены меняются. Ну и еще один плюс – накормить людей чем-то вкусненьким, домашним. Люди попробуют, похвалят, будут приходить еще, чтобы покушать то, что мы им приготовим. Не так, просто чтобы деньги на этом заработать, а от души, искренне. Это стало моей мечтой, которой я со временем заразила мужа и всю семью.
Не страшно было? Да еще в такое время, когда на фоне пандемии многие заведения подобного рода просто на грани закрытия, да и недостатка в закусочных и кафе в Кырене не наблюдается? А тут – Хужиры, от крайнего кафе километра 2-3, не меньше, да и предприятий и организаций здесь совсем мало.
- Страшно конечно, еще как! Постоянно думала: а вдруг не поедут к нам? Скажут далеко. Да и общепит для меня – дело новое, никаких нюансов я тогда не знала. Да я ничего не знала! Просто чувствовала, что это нужно, и все. А потом поняла, что все от нас зависит, от того, как готовить будем, как встречать гостей наших будем и потчевать. Решение было принято, отступать не привыкла. Следующий этап – найти помощь. Скажу сразу, что, несмотря на пандемию, мы почти не пострадали во время коронавируса, как, например, гостиницы, отели, санатории, и другие объекты туризма. Ведь люди покупают продукты всегда, от этого никуда не деться. Конечно, были ощутимые, но необходимые затраты. Например, продавцам нужно в день как минимум пять масок, перчаток, также средства дезинфекции в огромных количествах закупали. Да что говорить, первое время, когда не было в продаже достаточного количества масок, мы их с девочками сами шили из х/б ткани, и гладили.
Да, еще мы раньше ЕНВД платили, а сейчас патент. Хотя это почти в десяток раз дороже, я его выбрала сама, посчитала, что так будет лучше, так как не хватит у меня времени на самостоятельные расчеты. Тут выбор: либо нанять человека для расчетов единой системы налогообложения, который расходы и доходы учитывать будет, либо патент. Плюс считайте подоходный налог, пенсионные отчисления, медицинское страхование. Кроме того, раньше с площади торгового зала одного магазина мы платили налог 5 тысяч, а теперь – 40 за квартал.
Доходы упали, конечно, но мы были к этому готовы, и автоматизированное кассовое оборудование закупили заранее. В начале 2018 года внедрили его. С начала нынешнего года, когда стало обязательным автоматизированное оборудование, мы уже его освоили полностью. И продавцы мои были довольны, что подготовка произошла заранее. Сейчас даже подсказываем, консультируем иногда другие магазины, которые впервые столкнулись с такими аппаратами.
Как пандемию перенесли?
Мы победили и все преодолели! Честно скажу, очень переживали. С начала пандемии подали заявку в 2ГИС и еще освоили новый вид продаж. Доставляли заказы на дом, пенсионерам и инвалидам – бесплатно. Чтобы не заразиться, ведь многие из них были на карантине или домашнем лечении, мы оставляли пакеты у ворот, чтобы уменьшить риск заражения, звонили, дожидались, пока заберут. Конечно, есть люди, которые не понимают коронавирусных ограничений, бывало, что оскорбляли, кричали, когда отказывались их обслуживать без масок или требовали соблюдать дистанцию. Но именно благодаря следованию мерам предосторожности ни одна их моих девочек не заболела, и в этом я ими горжусь, ну и собой маленько, - улыбается Татьяна Баторовна.
В итоге вы нашли тех, кто помог вам исполнить свою мечту и открыть кафе?
- Да, конечно. Я обратилась в Фонд поддержки предпринимателей Бурятии в Улан-Удэ, и мне помогли, в июне прошлого года доверили кредит в 1 миллион. На эти деньги мы приобрели современное оборудование для кафе. Кухонный интерьер тоже много значит для поваров, ведь когда на кухне есть все необходимое, это все новое, красивое, желание расти профессионально, и превзойти самого себя возрастает. Конечно, сейчас выплачиваю кредит, доверенный мне. И мы вложили также свои средства, плюс немало ушло на реконструкцию старого здания.
Но если бы Фонд поддержки предпринимателей Бурятии отказал мне в помощи, ничего бы просто не получилось!
В конце февраля мы открылись. Хлеб для «Ланы» и «Булага» пекли еще раньше, а вот открытие кафе прошло всего два с половиной месяца назад.
Татьяна Баторовна, как удается удержать коллектив? Избежать привычной для Кырена текучки?
- Отдельное спасибо хочу сказать моему коллективу, моим девочкам! Без них все просто было бы невозможно. Очень многое зависит от коллектива! Я знаю, что на них можно положиться, доверить им любое дело. Многие из моих продавцов работают у меня по несколько лет. Я это считаю показателем, что все делаю правильно. Если люди не хотят уходить, не ищут другую работу – значит, они довольны, правильно? Некоторые из них перешли сейчас на работу в кафе, и трудятся тут. Я счастлива, что у меня такой коллектив. Ну и конечно, набрали новеньких в кафе. Пока вроде бы все хорошо, работают, молодцы. Да и я стараюсь не обижать. К лету будем еще набирать людей, официантов и пекарей, в расчете на туристический сезон.
Сейчас, когда ограничения еще не сняты полностью, туристы, иностранцы заглядывают?
- Да, туристы и сейчас приезжают к нам, оставляют отзывы. Конечно, сейчас их стало меньше, не приезжают покупатели из Монголии, которые закупают продукты на большие суммы, но в кафе туристы заглядывают часто. В основном едут в Нилову Пустынь и Хойто-Гол, на отдых и лечение.
Если не секрет, расскажите, каковы дальнейшие планы?
Пока осваиваю новую нишу. Трудно, много тонкостей, хочу досконально вникнуть. Кроме того, думаю нужно развивать хлебопечение, выпечку, производство полуфабрикатов.
Вообще мы с оптимизмом смотрим в будущее. Надеемся на развитие туризма в районе и республике, на поток гостей, которые к нам приедут и оценят наши усилия, и нашу кухню. Сейчас люди уходят от нас довольные, и это – высшая оценка нашего труда, ради которой стоит начать новое дело, почувствовать себя нужными и успешными.