В капкане подушевого финансирования
В Кабанском районе урезаны учительские зарплаты. Педагоги пишут жалобы, грозят судами и забастовками. Власти района ссылаются на закон и предлагают пересмотреть нормативы финансирования.
Год учителя преподнес учителям четырех школ Кабанского района крайне неприятный сюрприз. Вместо декларируемого на всех уровнях повышения финансового благополучия им было предложено подписать уведомление о фактическом понижении зарплаты.
Приказом Кабанского управления образования № 153 от 29 марта за подписью начальника управления Александра Суслова, с 1 сентября 2010 года уменьшены стоимость педагогической услуги (Стпу, или стоимость ученико-часа) и стоимость неаудиторных занятий (Стнз, к коим относятся подготовка к урокам, проверка тетрадей, работа с отстающими и талантливыми учениками, походы в театр, проведение собраний и занятий с неуспевающими и одаренными детьми и т.д.). Изменения касаются всех трех школ поселка Селенгинска и школы № 2 поселка Каменска.
По данным финансового сектора районного управления образования, реальная зарплата учителей в трех школах поселка Селенгинска в новом учебном году упадет от 3% до 7%, в Каменской школе № 2 – до 16%. При этом более других от нововведения пострадают наиболее квалифицированные педагоги, которым на базовые суммы начисляются проценты за квалификационные категории.
Учителя готовы бастовать
Учительское сообщество с данным приказом категорически не согласно и готово отстаивать свои права во всех инстанциях. Педагогический коллектив Селенгинской школы №1 уже направил жалобу о «незаконных действиях, связанных с ущемлением наших трудовых прав». Учителя ссылаются на статью 73 ТК РФ, по которой не могут вводиться изменения существующих условий трудового договора, ухудшающие положение работника. «В данном случае нам просто навязывают условия, ухудшающие наше положение, лишь уведомляя нас об этом», – говорится в жалобе. Педагоги просят провести прокурорскую проверку и внести представление об отмене приказа управления образования. В случае непринятия мер прокурорского реагирования они намерены отстаивать свои права в суде.
Свою позицию представители профсоюзных комитетов всех трех школ Селенгинска в минувшую среду изложили председателю районного Совета депутатов Виктору Суворову:
«Предлагая включиться в 2007 году в эксперимент по НСОТ (новая система оплаты труда), нас убеждали, что новая методика расчета учительской зарплаты обеспечит педагогу достойный уровень жизни и позволит материально поощрять его за педагогические успехи. Что произошло на самом деле? Наши ученики выигрывают олимпиады, получают высокие баллы на ЕГЭ, выступают на научных конференциях, но стимулирующей части зарплаты мы не видим. А сейчас, в Год учителя, нам снижают еще и базовую часть!».
Учителя устно уведомили председателя райсовета о том, что в случае неудовлетворения их требований новый учебный год в Селенгинске может начаться с забастовки учителей.
Подушевая арифметика
Приказ, вызвавший негативную, но прогнозируемую реакцию учителей, вновь обнажил проблему НСОТ – новой системы оплаты труда.
По НСОТ зарплата учителя напрямую зависит от норматива – ежегодных затрат на обучение одного ученика. Единого стандарта этого норматива в России нет, поэтому и суммы стоимости годичного обучения школьника, и принципы формирования нормативной сетки определяют власти региона.
В Бурятии все школы были поделены на 3 категории – городские, сельские и малокомплектные (которые тоже делятся на сельские и городские). И для каждой из категорий был высчитан свой норматив.
К городским школам, кроме городов Улан-Удэ и Северобайкальска, были отнесены и городские поселения – Селенгинск и Каменск в Кабанском районе, Гусиноозерск в Селенгинском. В 2007 году норматив для этих школ составлял 12600 руб., сейчас повысился до 17840 руб. При этом ученик сельской школы «стоит» в два раза дороже: 23790 в начале эксперимента и 33 680 сейчас. Для разных школ был введен и стандарт класс-комплекта. В сельской школе класс считается полным, если в нем 14 учеников, а в городской – 25.
Зарплата учителя формируется исходя из ФОТа (фонда оплаты труда) школы. Размер ФОТа вычисляется путем умножения подушевого норматива на количество обучающихся в школе учеников. После вычета обязательных платежей (в т.ч. 26,2% ЕСН) формируется тарификация на новый учебный год. По специальной формуле для каждой школы высчитывается стоимость ученико-часа (Стпу) и стоимость неаудиторной нагрузки (Стнз). Таким образом, трудовой доход учителя зависит от Стпу, Стнз, количества учеников в классе (если класс меньше норматива, разницу из зарплаты вычтут, а если больше – все равно заплатят по стандарту), доплат (в т.ч. за приоритетность предмета) и коэффициентов (в т.ч. 25% «сельских», за квалификационную категорию).
Отнять и поделить?
Не надо быть великим экономистом, чтобы понять, что сельские и городские школы, соответственно сельские и городские учителя, изначально были поставлены в неравные финансовые условия. Последствия в виде образовавшегося дефицита школьных бюджетов не замедлили сказаться. В частности, после введения НСОТ в Кабанском районе в бюджеты не «вписались» все поселковые школы. Дебет с кредитом в этих школах не сходился ни после проведения оптимизации кадров, ни после вынужденного отказа педагогов от стимулирующей части оплаты их труда. Уже тогда учителям этих школ грозило сокращение зарплат.
В 2007 году выход, казалось, был найден: районным советом депутатов было принято решение о введении поправочных коэффициентов. Проще говоря, у сельских школ удерживали некий процент их «ученического капитала», передавая эти деньги школам поселковым. Тогда, сгладив финансовые потери одних за счет других, местным властям удалось избежать социального напряжения. Но при сохранении в спонсируемых школах уровня зарплат произошло завышение ФОТ.
Ситуация с перераспределением средств, которая длилась без малого три учебных года, бесконечно продолжаться тоже не могла – решением райсовета поправочные коэффициенты были отменены. В текущем учебном году разницу удалось покрыть за счет 7 млн рублей, дополнительно полученных из бюджета республики. Но с 1 сентября 2010 районные власти вынуждены привести ФОТы всех школ в соответствие с установленными нормативами. Тем же приказом № 153 дотационным школам предписывается провести дальнейшую оптимизацию штатного расписания. А также разработать положения об оплате труда с установлением базовых окладов и компенсационных и стимулирующих выплат.
Ущербный норматив пора менять
Дебаты по поводу несправедливости школьной подушевой тарификации ведутся едва ли не с начала эксперимента по НСОТ. Вопрос неоднократно поднимался и на уровне районов, и в правительстве РБ, и в Народном Хурале. Так, в августе 2008 года представители поселковых и городских школ, которые испытывали затруднения в ходе модернизации, добились проведения «круглого стола» совместно с депутатами Народного Хурала. Тогда удалось решить лишь несколько «попутных» вопросов финансирования: 15-процентного допфинансирования для гимназий и лицеев, компенсации фонда оплаты труда учителей, получающих высшее образование, и др.
Как стало известно «Новой Бурятии», в настоящее время в Народный Хурал внесен на обсуждение проект новой модели НСОТ. Норматив наполняемости класс-комплекта в этой модели привязан к численности населения. В населенных пунктах с численностью до 2 тыс. жителей предлагается установить норматив в 14 учеников; там, где проживает от 2 до 4 тыс. человек, – 16 учеников; от 4 до 6 тыс. проживающих – 18; от 6 до 8 тыс. – 20; от 8 до 10 тыс. – 22; свыше 25 тыс. жителей – 25 учеников.
Однако оптимальным данное решение представляется далеко не всем. «Принятие предлагаемых нормативов не только не решит проблемы школ нашего района, но и усугубит их, – считает председатель Кабанского райсовета Виктор Суворов. – К четырем испытывающим финансовые сложности поселковым школам добавятся и сельские школы Кабанска и Выдрино».
Депутаты Кабанского райсовета предлагают другую модель. Не отвергая территориального принципа, они исходят не из численности населения, а из определений территорий, которые устанавливает ст. 2 ФЗ № 131 «О местном самоуправлении». Школы республики, считают депутаты, целесообразно разбить на три категории, а именно расположенные в: 1) городских округах, 2) городских поселениях, 3) сельских поселениях. При таком раскладе финансирование сельских школ и школ городов Улан-Удэ и Северобайкальска будет сохранено, а нормативы промежуточного звена – школ городских поселений – могут быть рассчитаны как среднеарифметическое между сельскими и городскими.
Любовь Сапунова