На комитете городского хозяйства, транспорта и связи Улан-Удэнского городского Совета депутатов завязана деятельность многих предприятий города, обеспечивающих бесперебойную работу дорожной, транспортной и энергетической инфраструктур. От решений этого звена законодательной власти муниципалитета также зависит общее функционирование всех структурных подразделений комитета городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ. Каково было это функционирование в этом году, расскажем в нашем эксклюзивном интервью с председателем комитета, гендиректором компании «Байкал Медиа Консалтинг» Сергеем Бурдиковым.
— В начале октября улан-удэнцев потрясла новость о повышении тарифов на проезд. Необходимо ли было повышать стоимость, если это сделали в прошлом году?
— Обсуждение тарифов всегда проходит тяжело. И администрация города, и горсовет находятся между двух огней – у перевозчиков продолжается отток частного транспорта из-за тяжелой экономической ситуации. А жители не хотят платить за долгое ожидание и плохое обслуживание.
— Что говорят «частники»?
— Частные перевозчики настойчиво предлагают снять с депутатов «головную боль» — перейти на нерегулируемые тарифы. Мол, тогда рынок все сам отрегулирует. Но база расчета нерегулируемого тарифа – это минимум 1,79 рубля за пассажиро/километр (а сейчас, скорее всего, выше – данные за 2019 год). Нетрудно посчитать, сколько будет стоить проезд в маршруте, который в одну сторону проезжает по 25 — 30 километров. Считаем, что пока у нас есть маршруты длиннее 15 км – обсуждать нерегулируемый тариф рано.
— В целом какая ситуация сейчас по транспорту в Улан-Удэ?
— За два с небольшим года ситуация сильно изменилась. До этого 10 лет муниципальный транспорт был на периферии внимания властей. Но сейчас и мэр города, и глава республики ставят общественный транспорт в приоритет. 25 трамваев «Львенок» в 2019 году, еще 10 трамваев и 42 автобуса в 2020-м, 2 автобуса большой вместимости в этом году. И самая большая новость – это выделение 500 млн на транспорт, о котором рассказал глава республики Алексей Самбуевич. Более того, если все пройдет удачно, за счет сотрудничества с государственной лизинговой компанией эта сумма может увеличиться втрое.
— Но полностью полагаться на муниципальный транспорт нельзя, верно?
— Потребность в транспорте огромная, дефицит почти по всем направлениям. Точно можно будет сказать после анализа результатов исследования, данные по которому будут получены в начале следующего года. В любом случае без частных перевозчиков город не обойдется. Наоборот, задача властей помочь перевозчикам – данными исследования, созданием приоритетов на дорогах. Этот бизнес должен оставаться выгодным, иначе там перевозчиков не удержать.
— В последние два года депутаты принимают активное участие в проверке дорог, которые ремонтируются в Улан-Удэ. Откуда столько внимания?
— В конце 2019 года мы столкнулись с тем, что по некоторым дорогам работы не были закончены на начало ноября. Я, например, попросил включить меня в комиссию по приемке работ на ул. Революции 1905 года, и там при обходе мы зафиксировали 17 замечаний, которые устранялись в декабре, когда уже лежал снег. Плюс городская Счетная палата подготовила свой доклад, который тоже показал, что со стороны службы заказчика отсутствует должный контроль. А это ставит под угрозу выполнение федерального проекта «Безопасные и качественные дороги».
— Как формировалась рабочая группа по проверке дорог? Какая реакция была у общественности?
— Мы обсудили ситуацию с коллегами из управления дорожного строительства. Депутаты и помощники прошли курс обучения. Мы собрали всех подрядчиков, объяснили, что и как будем контролировать. Тогда все посчитали, что это разовая пиар-акция, сейчас уже, слава богу, поняли. Иногда сами подрядчики благодарят за помощь – они ведь тоже не все успевают контролировать. Замечания наши чаще всего одни и те же. Но, помимо контроля качества работ, главное, что мы требуем, это соблюдать интересы жителей при планировании работ. Чтобы все выезды из дворов были согласованы, чтобы пешеходные переходы были там, где людям удобнее, чтобы дорога была не только качественной, но и безопасной.
фото: Горсовет Улан-Удэ
— Несколько выездных совещаний депутаты устраивали и по вопросам капитального ремонта. Какая работа с начала года проводится в этой сфере?
— Совместно со специалистами Фонда капитального ремонта Республики Бурятия мы выявляем недобросовестных подрядчиков. Взаимодействие с фондом вышло на новый уровень. Мы принимаем участие в рабочих приемках, что повышает ответственность подрядчиков и высоко ценится жителями ремонтируемых домов. Показательным стал случай с домом №16 по улице Свердлова. Совместно мы приняли решение расторжении контракта с московской строительной компанией «Стройиндустрия», она должна была провести капитальный ремонт электропроводки.
— С какими еще направлениями работал в этом году комитет?
— Проблема высоких начислений за общедомовые нужды в домах, не оснащенных всем комплексом приборов учета. По итогам нашего обращения о корректировке инвестиционной программы АО «Читаэнергосбыт», гарантирующий поставщик, принял решение об увеличении количества установленных счетчиков современного типа с возможностью дистанционного снятия показаний. Всего в этом году было установлено 4,5 тыс. таких приборов. Проблема сейчас только одна – эти компании приобретают и ставят счетчики за счет инвестиционной составляющей, а она ограничена. Поэтому горсовет обратился в минтрансэнерго республики с просьбой рассмотреть возможность увеличения инвест-составляющей.
— А теплоэнергетика?
— Проблему работы единой теплоснабжающей организации мы неоднократно поднимали на заседаниях нашего комитета. В этом году стали принимать участие в проверках по контролю выполнения инвестиционной программы ПАО «ТГК-14». При проверках выявляются несоответствия, информация о нарушениях направляется в министерство строительства Республики Бурятии для определения дальнейших мер. Благодаря принципиальной позиции всего городского Совета депутатов удалось привлечь общественное внимание к теме перехода в ценовую зону теплоснабжения, которую ПАО «ТГК-14» предлагало осуществить уже с января наступающего года без детальной проработки. Это предложение отложено для полноценного изучения всех последствий и формирования перечня мероприятий, реально необходимых для отрасли.
— Ваш округ расположен в самом центре города, частично занимает основные набережные Уды и Селенги. Вы говорили, что хотели обустроить там зону отдыха. На какой стадии находится проект?
— Сейчас завершен эскизный проект, в ближайшее время нам его презентуют. Там много интересных находок, которые сделают это место настоящей точкой притяжения. На стадии реконструкции находится сама дамба – там много разрушенных ограждений, большинство защитных плит уже пришло в негодность, часть земляного откоса размыло. Минприроды завершило проектирование по реконструкции, надеемся, что работы будут проведены быстро. В следующем году мы планируем уже установить первый объект нового парка – воркаут-комплекс.
фото: администрация г. Улан-Удэ
— Как родные относятся к тому, что глава семьи ведет активную деятельность в решении проблем города. Помогают ли, поддерживают? Как это сказывается на работе?
— Конечно, и поддерживают, и переживают, и помогают – без этого нельзя. Работа, конечно, страдает – многие знакомые даже удивляются, когда узнают, что делами горсовета я занимаюсь в свободное от основной работы время. Но я всегда много работал. Если честно, работа – это возможность отвлечься и перезагрузиться. Иногда удается по-новому на какую-то городскую проблему взглянуть. А такая работа, как программирование радио «Баргузин FM» — настоящая отдушина.
Анастасия Кыштымова