Польские лекала. Автор «Новой Бурятии» продолжает свой рассказ

О жизни улан-удэнцев в Польше: дороги, школы, заводские будни

Общество |
Фото Польские лекала. Автор «Новой Бурятии» продолжает свой рассказ

После переезда в Польшу мы стали выбирать город, в котором хотели бы купить квартиру и жить. Из польских городов мне больше всего понравился Гданьск. Он находится на Балтийском море, очень чистый, уютный, с хорошими дорогами. Говорят, там довольно холодно зимой, но это продолжается очень недолго. В основном  всегда хорошая погода. В принципе, рассказывать про города в современном мире это нонсенс, когда каждый может посмотреть видео на YouTube. 

Были мысли остаться жить в Пултуске или где-то в окрестностях Варшавы, но нашей старшей дочери нравился юг Польши в районе Вроцлава. Поэтому мы стали вести поиски в том направлении. Зять к тому времени купил машину, и молодые поехали искать квартиру. Мы остались дома с детьми.

Как уже сообщалось, купили квартиру в Легнице. Город в 250 километрах от Берлина и столько же от Праги. Как от Улан-Удэ до Кяхты.

Чтобы не мешать старшим детям и внуку, нам пришлось снимать квартиру отдельно от них. Аренда квартир в Польше осуществляется только через агентства. Легница – город небольшой, но есть несколько агентств. Супруга Виктория звонила во многие из них, посмотрела пару-тройку квартир, но они ей не понравились. Наконец, нашли одну квартиру в доме, где жили советские офицеры. Понятно, дом пережил ремонт и перепланировку, сейчас там живут поляки.  Квартира у нас была двухкомнатная с мансардой на втором этаже, то есть почти трехкомнатная. 

О вождении в Польше

Нужно сказать, что, когда я стал собираться в Европу, мой друг настойчиво советовал мне  сдать на права. Я никогда не испытывал желания учиться водить машину, но тут согласился – хотелось поездить по Европе за рулем. Я поступил в автошколу и после некоторых трудностей сдал экзамен в ГИБДД с первого раза. Хотя врач на медосмотре, посмотрев на дату моего рождения, спросил: «Не поздновато ли вам?».

Так что по Улан-Удэ я ездил только с инструктором, а в Польше решил купить машину. Подобрал на сайте продаж приемлемый вариант, и мы с зятем отправились за покупкой. Ни я, ни мой зять польский язык толком не выучили. Осмотрели «Форд Мондео» 2004 года выпуска в хорошем состоянии, и я решил его купить. Но оказалось, что он с немецкими номерами. Мне это не понравилось, но продавец сразу скинул тысячу злотых с цены и сказал, что с оформлением местного номера проблем не будет. Машина обошлась  примерно в 80 тыс. рублей.

После оформления документов купли-продажи «чайник» из Бурятии выехал на дороги Польши. Ездить мне, скажу сразу, понравилось. С семьей мы ездили во Вроцлав пару раз, в соседний город в парк Динозавров, объездили окрестности, в общем, машина нам пригодилась. Дороги и дорожные знаки в Польше, естественно, схожи с другими странами. Единственное отличие от России – там очень много кругового движения на перекрестках. Как в Улан-Удэ у стелы с беркутом у Богатырского моста, только поменьше.  Дороги в Польше, как я уже упоминал, хорошие, ездят поляки, как и россияне, есть и свои лихачи. Так как у меня были немецкие номера, на меня иногда обращали внимание.  Машину  оставлял во дворе дома, куда заезжал, открывая ворота электронным ключом.

Месяца через три я нарушил правила, не заметив «кирпич» в жилом секторе, проехал под ним. Мгновенно  откуда-то с воем и мигалками появилась полиция. При этом я никак не мог понять, что сигналят именно мне, почему-то казалось, что полиция едет по каким-то другим делам, и не обращал на сирену должного внимания. Когда  остановился, из патрульной машины вышли сразу три полицейских в бронежилетах, и они уже были немного взвинчены тем, что я не сразу выполнил их требования. После долгих объяснений и проверки документов три здоровых накачанных парня отпустили меня, выписав довольно небольшой штраф в 100 злотых. 

Мне необходимо было зарегистрировать машину. Я это знал, но тянул до последнего. В ужонде (что-то типа МФЦ) сказали, что сначала нужно пройти техосмотр.  И я поехал искать станцию техобслуживания. И уже  на техосмотре выяснилось, что у меня проблема с тормозами на левом колесе и еще какие-то неполадки. К тому же я где-то сбил глушитель. Ремонт оценили еще в 2700 злотых, это около 50 000 рублей. Так что цена машины выросла почти вдвое. Правда, она все равно осталась невысокой по сравнению с ценами в России. 

К тому времени я планировал уехать в Англию и ремонт не сделал. Моя машина так и осталась стоять на улице. Честно говоря, она, наверное, там до сих пор так и стоит.

Работа на заводе

Нам срочно нужны были деньги. Поэтому мы стали искать работу, объезжая на своей машине различные предприятия. На одном из предприятий нас было около 15 человек, в основном поляки и украинцы. Собеседование проходило на русском или польском языках. Понятно, что поляки были приняты на работу, и они особо об этом не волновались. Тем более многих из них брали на административную работу и собеседование для них было формальностью. Мы проходили различные тесты, нужно было собрать простой конструктор, вдеть спицу в шланг, ответить на вопросы. После собеседования нам сказали, что нас не приняли из-за того, что плохо говорим по-польски.

Через два дня  приехали на другое предприятие.  Собеседование проходило в административном корпусе. Там была почти такая же процедура, но только для нас двоих, а потом объявили, что нас принимают. Подписали кучу документов, выдали спецодежду  и пластиковую карту, провели экскурсию. Фирма СКС занимается производством кабеля для автомобилей многих известных европейских брендов. Выдали электронную карту, которую  нужно прикладывать к регистратору в начале смены и после ее окончания.  Поначалу  несколько дней я работал на прессе: приваривал пластмассовые наконечники к кабелю.

Моя супруга трудилась неподалеку: натягивала на кабель защитный покров. В принципе, почти весь завод занимался только этим. Работа нетрудная, но делать ее нужно было очень быстро. Для каждого работника установлен ежедневный план, но его никто из смены выполнить не мог. Например,  надо было сделать 3000 штук кабеля, а делали в основном  2 — 2,5 тысячи. Заработная плата составляла 2,8 тыс. злотых  брутто. В Польше вся зарплата делится на брутто и нетто.  Без вычета налогов (брутто), с вычетом налогов (нетто). Фактически мы получили примерно 2300 — 2400 злотых.

Весь административный персонал, бригадиры, начальники производства были поляками, а простые рабочие – в основном украинцы. Работали и две русскоязычные женщины: Наташа из Белоруссии и Замира из Киргизии. У Замиры было российское гражданство. Обе работали по рабочей визе уже больше года. Замира была очень одинока, почему-то никто с ней не общался, а сама она мечтала уехать куда-нибудь в Швецию или Голландию. 

Многие украинцы приехали сюда семейными парами и работали вместе. Тем, кто устроился через агентства, приходилось тяжелее, чем тем, кто  устраивался напрямую.

Мы подружились с одной супружеской парой с Украины — из Кременчуга. Муж был очень здоровым и физически сильным.  Оказалось, что он мастер спорта СССР по дзю-до. Работал начальником охраны какого-то завода. Жил какое-то время в Москве. Кстати, украинцы, зная, что мы россияне, при нас начинали говорить на украинском.  Но большинство из них говорит между собой на русском.

Молодым легче

Моя дочка Аня до сих пор учится в школе. Такова система польского образования, что  там учатся почти до 20 лет. С самого детства она занимается современными танцами, любит корейскую эстраду, корейских айдолов. Мечтает побывать в Южной  Корее. Увлечение танцами приносит ей неплохую прибыль – ведет небольшую группу, обучает, а учащиеся платят ей за каждое занятие. При этом на роль руководителя группы  проходила конкурс. Кроме нее, участвовали две профессиональные танцовщицы. Но сами участники группы выбрали Аню, может быть, потому, что она была самой юной, и это им нравилось. Вообще, чем человек моложе, тем легче ему пережить эмиграцию.

Антон очень легко сдружился с поляками-одноклассниками, и у него быстро появились друзья. А, например, пан Геннадий, которому было больше 70 лет, он получил гражданство Польши, переехав сюда вместе с детьми и внуками, говорил, что  чувствует сильнейшую депрессию и ностальгию по земле, где прожил всю свою жизнь.

«Я уснуть не могу, мне все казахские степи снятся», — говорил он.

Его вместе с родителями этапировали в Казахстан, когда он был совсем ребенком.  

Кол-во просмотров: 2220

Поделиться новостью:


Поделиться: