Во время праздника Сагаалган, не покидая Москвы или Санкт-Петербурга, любой желающий может стать участником встречи Нового года по лунному календарю, увидеть выступление артистов Бурятского цирка, получить астрологический прогноз, запустить «коней ветра» и сжечь в костре отрицательную карму.
В переполненном концертном зале Академии наук московские буряты встречают Новый год по лунному календарю. На экране, висящем над сценой, горит надпись: «Сагаалганаар, Сагаан Нараар!» — поздравление с праздником Белого месяца. Как и в прежние времена, так и сейчас бурятский Новый год длится не день и не два, а целых четыре недели. Традиция уходить в отпуск на такой длительный срок тянется с тех времен, когда буряты кочевали по степи. Чтобы навестить близких и обменяться подарками, нужно было преодолеть огромные расстояния, разделявшие стойбища. На это уходил весь новогодний месяц.
Год Синей Деревянной Лошади неожиданно открывает Иосиф Кобзон. Исполнив «Надежду» и «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», народный артист затягивает «Тоонто нютаг» — едва ли не самую популярную бурятскую песню. «Аляа хухын дуун урин дууда!» — выводит Иосиф Давыдович знакомым всей России лирическим баритоном. «Аяр холохо ерэб шамда!» — дружно подхватывают зрители.
На экране сменяются изображения красот Бурятии: закат в Баргузинском заповеднике чередуется с видом скал мыса Бурхан и панорамой Хоринской степи. На сцену выходят оперные певцы и танцевальные коллективы. Артисты Бурятского республиканского цирка исполняют головокружительные номера. Акробаты в национальной одежде взлетают с подкидной доски под потолок, без всякой страховки скользят вверх и вниз по натянутым лентам, прыгают через длиннющие скакалки. Выворачивая тело, руки и ноги самым неимоверным образом, «каучуковые» девушки выстраивают сложнейшие пирамиды, не забывая при этом очаровательно улыбаться.
Антракт — возможность пообщаться в фойе с друзьями, приобрести национальный сувенир, осмотреть выставку «Волшебный мир Байкала» и съесть порцию буузов — бурятских пельменей на пару. На столиках и лотках лежат тибетские украшения, записи музыки поющих чаш, расшитые бисером футляры для мобильников, альбомы всемирно известного бурятского художника Зорикто Доржиева. Нарасхват идут колоды из 54 карт с изображениями представителей основных бурятских родов. Карты воспроизведены по историческим и художественным образцам, напечатаны на особой восьмислойной бумаге и, по словам продавца, «не мнутся, не рвутся и не тонут в воде». Их можно использовать как для игры, так и для гадания.
Даже самые современные и продвинутые буряты гадают на картах, верят в приметы и символы, прислушиваются к прогнозам астрологов. Главный вопрос, волнующий всех: что принесет наступивший год Синей Деревянной Лошади? Прорицатели дают следующую трактовку. Синий цвет отождествляется с душевным равновесием. Дерево является символом благополучия. Лошадь — трудолюбивое существо и верный спутник человека. Следовательно, год будет спокойный, счастливый и удачный для тех, кто работает в поте лица, производит что-то своими руками. А тем, кто любит наживаться за чужой счет, в этом году не повезет, и ничего у них не получится.
Сладкое жертвоприношение
Двухэтажный кирпичный дом в районе Преображенки. Прямоугольная комната с окном во всю стену, напоминающая дачную веранду. Едковатый дымок благовоний, звон колокольчика, настенный календарь с изображением длиннобородого старца. На трех столиках разложены сладости — увенчанные конфетами стопочки печенья, половинки зефира, разноцветный мармелад, корзиночки с кремом. Среди кондитерских изделий мелькают огоньки горящих свечей.
Шаманский центр «Кузнечный молот» готовится к проводам года Водяной Змеи и встрече года Деревянной Синей Лошади. Трое мужчин облачаются в шелковые халаты с вышивкой, натягивают шапки со свисающими веревочками. Достают посохи с набалдашниками в виде лошадиных голов и бубны, обтянутые оленьей кожей. Усаживаются перед столиками, разливают по плошкам молоко и водку, начинают камлать — ритмично бить в бубны и декламировать слова, понятные лишь посвященным. С каждой минутой темп возрастает, становится похожим на топот конских копыт. Немногочисленные гости, полузакрыв глаза, раскачиваются в такт ударам.
Сладости — обязательный элемент новогоднего шаманского ритуала — играют роль жертвоприношения. А водку можно сравнить с телефонным проводом, натянутым между духами и земными существами. Когда-то буряты перегоняли молочную водку-арзу из лошадиного кумыса, и этот спиртной напиток очень нравился невидимым хозяевам степей и озер. С упадком кочевого образа жизни даже в Бурятии арза стала дефицитом. Сейчас вместо нее в обрядах используется обычная водка. Ученые утверждают, что водка — субстанция легко структурируемая. Она хорошо усваивает слова, которые наговаривает шаман, и при разбрызгивании наилучшим образом передает информацию от людей к небу.
«Кузнечный молот» — московское отделение религиозной организации шаманов «Тэнгэри», действующей в Бурятии. Официально зарегистрированные шаманы проводят обряды, направленные на повышение благополучия жителей республики: поклоняются всем сторонам света, испрашивают у небожителей-тэнгринов теплой зимы, угощают божеств острова Ольхон, чтобы те защищали людей от войн, пожаров, наводнений, эпидемий и прочих стихийных бедствий.
- Слово «Тэнгэри» значит «Вечное Синее Небо», — говорит шаман Вадим Калита, прошедший обряд посвящения в Бурятии. — В Москве сейчас всего три сертифицированных шамана, но со временем их число увеличится. Совсем не важно, какой религии поклоняется тот или иной человек. Православному, мусульманину или буддисту не запрещено принимать участие в шаманских ритуалах. Лично у меня корни славянские, но я могу носить шаманскую или бурятскую одежду, хотя чаще всего одеваюсь как рядовой житель большого города. Если ко мне кто-то обращается, я провожу диагностику и выявляю проблему, мешающую этому человеку. Также могу восстановить генеалогическое древо, если у клиента потеряна связь с предками.
Шаманская встреча Нового года завершается необычной процедурой: гости выбрасывают в окно ломтики освященной пищи, причем каждый должен кинуть свой кусочек в направлении той стороны света, где он появился на свет. В Бурятии этот ритуал проводится на открытом воздухе, и упавшая на землю еда не пропадает. Буряты считают, что зверей и птиц надо обязательно подкармливать, ведь щедрость к животным оборачивается для людей благосклонностью духов Природы.
Костер для отрицательной кармы
В Санкт-Петербурге, в районе Старая Деревня, между Черной речкой и Большой Невкой, высится здание буддистского монастыря, построенного сто лет назад по инициативе бурятского ламы Агвана Доржиева. Пройдя через калитку с надписью «Дацан Гунзэчойнэй», попадаешь в мир загадочного Тибета. Над входом в храм — бронзовое Колесо Сансары и скульптуры трепетных ланей, на крыше — серебряный шпиль с натянутыми бечевками. Поскрипывают при вращении молитвенные барабаны-хурдэ, внутри которых спрятаны тексты священных мантр, написанные на тончайшей рисовой бумаге. Из пасти застывшего льва вырывается дым благовоний, но это не пугает голубей, склевывающих зерно из складок каменной гривы.
В храме идет хурал — новогодний молебен, способствующий устранению всевозможных бед, избавлению от болезней тела и ума. Поблескивает скульптура богини Тары, дымятся благовонные палочки, звучат барабаны и горны, раздаются хриплые горловые звуки. На алтаре в маленьких прозрачных флакончиках расставлены рингселы — светлые шарики и кристаллы, оставшиеся после кремации буддистских мастеров, достигших просветления. Прежде чем поклониться рингселам, люди поливают статуэтку Будды, зачерпывая воду деревянной ложкой. Гости и прихожане располагаются на лавочках вдоль стены. Те, кому не хватило места, садятся на пол, скрестив ноги и приняв позу лотоса. Многие подносят сложенные ладони ко лбу, к горлу и к сердцу, что означает: направляюсь к Будде, постигаю Учение, живу вместе с Общиной.
Вечером устраивается особый ритуал, проводимый лишь раз в году. Прихожане замешивают тесто из муки и воды, лепят из него шарики и прокатывают по всему телу. Затем эти шарики бросают в костер, зажженный во дворе храма. Все плохое, что накопилось за прошедшее время, сгорает в очищающем пламени. В другой костер кладут деревянную пирамидку-сор с черепом на верхушке, чтобы торжественно спалить отрицательную карму, на которую был так обилен ушедший год.
Сагаалган празднуется в течение целого месяца, и этот месяц считается самым благоприятным для проведения очистительных обрядов в доме. В период растущей луны добродетель увеличивается в несколько раз, поэтому в первые две недели проводятся молебны, посвященные пятнадцати чудесам Будды. Удача ждет тех, кто с началом Нового года по лунному календарю запускает «коней ветра» — привязывает к веткам деревьев освященные флажки, показывающие степень благополучия человека. «Кони ветра» развеваются при каждом дуновении и служат защитой от несчастий и болезней. Если флажок несколько раз подряд взлетает ввысь — это хороший признак. Если резко падает вниз, у человека портится настроение, падают силы и дела идут не самым лучшим образом.
Нет ничего удивительного в том, что экзотические обряды, проводимые в самом северном тибетском монастыре, привлекают журналистов. Чаще всего настоятеля Буду Бадмаева спрашивают о том, может ли русский человек, воспитанный в европейской традиции, стать настоящим буддистом? «Разумеется может, — отвечает с улыбкой Буда Бальжиевич, — ведь всегда есть вероятность, что в следующей жизни этот человек родится бурятом!»
Фото: Игорь Стомахин.
Оригинальный текст статьи опубликован на сайте Страна.ru.