Окунуться в эпоху хунну, увидеть становление Монгольской империи и жизнь монголов в период правления маньчжуров можно в Национальном музее Монголии.
Кладезь истории
Монгольский национальный исторический музей наравне с музеем Чингисхана – кладезь истории Монголии, где собраны экспонаты различных эпох, от предметов быта и домашней утвари до транспортных средств и оружия. Музей образовался после слияния исторического, археологического и этнографического отделений Центрального музея и Музея Революции в 1991 году. Обширная коллекция, занимающая три этажа, располагается в построенном в 1971 году здании Музея Революции в Улан-Баторе.
Экспозиция представляет историю Монголии с палеолита до современности. Выставлен археологический материал, фотографии и схемы мест палеонтологических находок, нумизматика, оружие, предметы быта и культа, одежда, музыкальные инструменты, детские игрушки, в том числе прообразы кубика Рубика.
Как рассказали в музее, при каждом учреждении есть свой исследовательский отдел, который организовывает экспедиции в разные уголки страны. Коллекция музея часто пополняется, новые экспонаты, которые обнаружили исследователи, показывают на специальных выставках.
История Монголии представлена в десяти залах, каждый – отдельная эпоха. Первый этаж посвящен древней истории и периоду государства хунну. Увидеть места захоронений, могилы и петроглифы, а также инструменты эпох от палеолита до бронзового века можно здесь. Известно, что коллекция бронзовых изделий в музее одна из самых больших в Евразии.
Весь второй этаж занимает история традиционной одежды монголов. Напомним, в Монголии проживает более 20 этнических групп, увидеть, как одевались и что использовали в качестве украшений каждый из этносов в разное время, можно в третьем зале.
Представленные на третьем этаже композиции охватывают период с Монгольской империи до нашего времени: правление великого хана Чингисхана, упадок и затем распад империи под натиском внешних врагов и внутренних междоусобиц, Национальная революция под предводительством Богдо хана VIII, создание социализма в Монголии и после становление демократии в стране.
Обойти музей за пару часов не получится. Скорее всего, потребуется день, чтобы досконально изучить каждый этаж.
Практичная одежда
Дээл – один из важнейших элементов традиционного наряда, в Бурятии более известный как дэгэл. На каждый сезон приходился свой дээл, в зависимости от погодных условий его утепляли, делали водо- и ветронепроницаемым за счет войлока.
Дээл использовался и используется до сих пор и как подушка, и как одеяло, которое согревает в холодные ночи. Несмотря на то, что дээл у каждой этнической группы отличается, у них всех схожий фасон. Это длинный халат, полы которого во время езды верхом закрывают ноги, что важно в холодное время года. Удобно и в случае, когда нужно сходить по нужде – никто не увидит, как ты справляешь свои дела. Две полы дээла запахиваются левая на правую. 5–6 застёжек располагаются следующим образом: одна – под подмышкой, три – у плеча, остальные – у воротника. Дээл – очень практичный с точки зрения использования предмет одежды, который современные монголы продолжают носить и по сей день. Эту моду в последние годы переняли и жители Бурятии.
Статус монгольского чиновника можно было определить по головному убору. Чем больше драгоценных камней венчало шапку, тем важнее и известнее был человек. Интересный факт – известная шапка Мономаха берет свое начало от монгольской шапки. У них одна общая деталь – вытянутая макушка. Такой фасон был необходим для того, чтобы во время езды верхом шапка не падала с головы всадника. Символизм является неотъемлемой частью культуры монголов, поэтому также считалось, что заостренная макушка шапки показывает желание быть ближе к небу и солнцу.
Особенной формой отличается и обувь монголов. Сапоги изготавливали с плоской подошвой, чтобы стопа полностью соприкасалась с землей, и загнутым кверху заостренным носком. Такая форма была разработана специально, чтобы нога легче вставала в стремена. В случае если произойдет какая-либо экстренная ситуация, в такой обуви проще вытащить ноги из стремян.
Свое отражение в монгольском наряде нашли маньчжурские стили. У империи Цинь была цель уничтожить монгольскую культуру, не пролив при этом и капли крови. Самое действенное – стереть культуру и язык с лица земли, сейчас такой способ можно назвать «культурой отмены». Для монголок шили одежды, которые украшали изображением вороны. Таким образом маньчжуры хотели показать, что «склюют» монголов как нацию. В противопоставление им монгольские женщины шили головные уборы с изображением мифической птицы гаруды – символ намного значимее и сильнее.
Одежду для детей шили из лоскутков. Монголы верили, что таким образом можно будет оградить ребенка от зла, сохранить здоровье и рассудок.
Один важный элемент внешнего вида монгола – табакерка. При встрече монголы обмениваются табакерками в знак приветствия или знакомства, сначала интересуются, как ведется хозяйство, а уже потом только спрашивают, чей вы сын и куда держите путь. На самом деле такой прием – вдыхание табака – очень хорош для здоровья, чистится нос и легкие, часто кочевниками используется как профилактические противовирусное средство.
Жены должны были соответствовать своим мужьям-кочевникам и были мудры и прагматичны. У женщины всегда было припрятано несколько платков, их можно увидеть и свисающими с наряда. Обычно было пять платков, один из них использовался как носовой, второй – для протирания чашек и т. д. В случае если по какой-то причине жену выгоняли из дома, она уходила со всеми драгоценностями, какие были. А все потому, что все ценное женщина всегда носила на себе.
У женщины, как и у мужчины, был свой нож. Примечательно, что, будучи в гостях, монголы использовали свои приборы и пиалы во время еды. Это можно назвать высоким уровнем гигиены.
Возрождение шаманизма
Шаманизм был основной религией монголов вплоть до принятия буддизма в XVI веке. Однако религией шаманизм можно назвать с натяжкой, потому что единого божества у монголов не было. Была так называемая религия Вечного синего неба, начало которому положило провозглашение хана Тэмуджина Чингисханом. Проводил обряд шаман так называемой «черной веры», прародителя Вечного синего неба.
Шаманизм монголов отличается от других тем, что шаманы общаются с духами предков, а не с духами природы и животных-покровителей. Тем не менее обряды проводились на природе в специальных местах, в так называемой «контактной зоне», которые всегда содержались в порядке. Позиция была такова, что нужно сохранять баланс в природе и следить за своими деяниями, чтобы не навредить среде.
В XX веке, в годы социализма, об этой важной составляющей монгольской культуры запрещено было упоминать. Шаманам приходилось прятаться глубоко в тайге рядом с озером Хубсугул, ритуалы проводились, но тайно. Бум шаманизма произошел в конце XXI века. Ранее же, до начала репрессий в 30-х годах, каждый род или даже семья имели своего шамана.