По периметру культурного пространства республики Бурятия

Всё смешалось в доме, именуемом культурным пространством РБ с приходом министра Т.Г. Цыбикова. С этого времени Республиканский центр народного творчества стал главным рассадником бурятской эстрады, в оперном театре, словно в филармонии, проходят сплошные концерты заезжих звёзд шоу-бизнеса и драматического искусства.
Общество |

Всё смешалось в доме, именуемом культурным пространством РБ с приходом министра Т.Г. Цыбикова. С этого времени Республиканский центр народного творчества стал главным рассадником бурятской эстрады, в оперном театре, словно в филармонии, проходят сплошные концерты заезжих звёзд шоу-бизнеса и драматического искусства. Филармония вместо выставочного зала продаёт поделки живописи, гравюры, скульптуры. Выставочный зал торгует то мёдом, то самоцветами или меховыми изделиями. Театр песни и танца «Байкал» вместо РЦНТ проводит «Ночь ёхора», пиарщики-журналисты Республиканского информационного центра прибрали к своим рукам фестивали этнической музыки.

Движимый инновационными идеями, министр насаждает капитализацию культуры, внедряя механизмы финансовой оптимизации и материального стимулирования, плохо прививаемые в силу специфики отрасли. Творческие учреждения республики, производящие по роду своей деятельности духовные ценности, переводятся наряду с учебными заведениями в так называемое автономное управление с целью продажи этих самых ценностей. Но прежде чем что-либо продать, надо это что-либо не просто произвести, но и довести до товарной кондиции. И здесь стоит обратиться к примеру прославленного Большого театра, отказавшегося принимать новые условия труда, ибо его директор А. Иксанов считает, что театры изначально являются планово-убыточными и должны финансироваться государством («Аргументы и факты» №43, 2011, с. 34). Что же говорить тогда о наших театрах, не выдерживающих сравнения с крупными центрами в силу разности культурных потенциалов, не имеющих от них подпитки ввиду своей удалённости, переживших к тому же длительную реконструкцию и радикальную смену исполнительских составов.

Да, рыночные отношения заставляют считать прибыль и экономить на своих потребностях. Однако при экономии «на спичках», на слиянии плохо сочетаемого по типу «коня и трепетной лани», применяемых в отношении музеев и учебных заведений, откуда-то находятся астрономические суммы на притязания заезжих парубков, выкачивающих из республиканской казны миллионы рублей.

Театр оперы и балета им. Г.Цыдынжапова

Львиную долю пребывания на посту министра Т.Г. Цыбикова коллектив оперного театра лихорадил хаос, созданный музыкальным гастарбайтером А. Лубченко, обнулившим репертуар театра и опустошившим его карман в период подготовки к торжествам по случаю прошлогоднего юбилея. Шумиха, затеянная вокруг его персоны министерством, внезапно обернулась его выдворением как из театра, так и из республики. В итоге труппу возглавили новые люди: художественный руководитель - дирижёр А.Б. Максутов, директор - некто А.В. Цыбикдоржиева, чужеродное для искусства лицо.

Автономное управление, введённое в БГАТОиБ для работы главным образом, на кассу, свелось к сдаче в аренду дорогостоящего зала для добывания любыми путями денег и невозможности ритмично и, как положено, вести репетиционный процесс. В театре перестали работать институты, отвечающие за его творческое состояние, упразднён худсовет и царит кадровая неразбериха, когда принимаются такие необоснованные решения, как назначение директором оркестра С. Самсонова - плохо играющего тубиста, мужа Д. Линховоин, дирижёром - специалиста без диплома В. Ткаченко, а также приглашение без производственной надобности дирижёров, хормейстеров и т.д.

В статье «Летучий голландец» в газете «Молодёжь Бурятии» Т. Николаева скрупулёзно перечислила многочисленные постановочные огрехи БГАТОиБ, которые свалились не с приходом полгода назад нового худрука, а укоренялись десятилетиями. Если в театре царит такое безобразие, то возникает закономерный вопрос – что намеревалось продавать в нём министерство, и в чём состоял смысл его перевода в автономное учреждение?

Вызывает сожаление столь тенденциозная и вольная трактовка автором внутритеатральной ситуации с переворачиванием её с ног на голову, когда из мести за увольнение автора статьи с должности завлита искажается реальная картина, и выполняется заказ вышестоящей инстанции найти стрелочника и покрыть истинных виновников развала. Что же получается на выходе? Если в театре всё так плохо: вокалисты не отрываются от дирижёрской палочки, бесконечно догоняют друг друга с оркестром, кривляется хор, то кто работал с ними на протяжении десятилетий? На чём стяжала свою беспредельную славу Д. Линховоин, считающаяся крупным авторитетом и диктующая на этом основании свою волю как внутри театра, так и руководству министерства? Иначе выходит кому вершки, а кому и корешки; победу в коллективном творчестве празднуют одни, а за поражение отвечают другие.

Худруку театра А. Максутову конечно же, можно предъявить претензии в нерасторопности, ибо за полгода своего пребывания на посту ему не удалось сдвинуть с места заржавевшие механизмы театра. Но это – не такой грех по сравнению с чрезмерной оборотистостью предшественников. Ведь общественность республики помнит, как совсем недавно персонаж почти из бессмертного творения Н.В. Гоголя, прилюдно озвучивал обещания по поводу гастролей артистов с «Паяцами» на сцене прославленного Большого театра в Москве, планировал поездки во Францию, Японию, Нидерланды, на балетный фестиваль в Ниццу. В какой дым развеялось всё это? Теперь забрезжила очередная надувательская помпа – «Летучий голландец» Р. Вагнера к 200-летию со дня рождения композитора. Обратимся к опыту столичных театров, здравомыслящие постановщики которых не ведутся на рискованные эксперименты со скандинавской легендой о летающем корабле-призраке с экзальтированной музыкой, требующих непомерной мощи исполнительского состава и сомнительных с точки зрения слушательского спроса. Что до местной публики, то она может клюнуть в разовом порядке на некие аллюзии северных морей с нашим Байкалом, однако кого интересует, что при этом надорвётся труппа и опустошат её карман. Что тогда родит гора, и не превратится ли «Летучий голландец» в «Летучую мышь»?

Союз композиторов РБ

Союз композиторов наряду с другими творческими союзами республики: писателей, художников и театральных деятелей оказался вне зоны внимания Министерства культуры, оттеснившего их на периферию своих интересов. И такое отношение можно понять только с позиций голого прагматизма, ибо эта категория творческих людей не приносит конкретной выгоды карману министерства, так как не просто имеет материальной базы, но и ещё чего-то требует для поддержания штанов. Откровенно цинично министр культуры Т.Г. Цыбиков заявляет, что его ведомство не имеет никакого касательства к общественным организациям, коими являются творческие союзы. Однако всеми почитаемые руководители республиканской отрасли культуры Д.З. Жалсараев и Д.Т. Цыремпилов с большим уважением относились к творцам национальной культуры, участвуя в организации юбилейных дат, делая закупку их творений.

В нарушение всех действующих норм кабинет нынешнего министерства счёл нужным выплатить огромный гонорар без предоставления нотного текста за балет «Дзамбулинг» А. Лубченко, который не является автором музыки. Ибо материал, записанный на диск студийным способом, является сиюминутной вокально-инструментальной импровизацией Б. Баттувшина, Г. Ошорова и Е. Селезнёва - музыкантов оркестра бурятских народных инструментов.

Республиканская филармония

Изначальным предназначением филармонии на базе Русского музыкального общества является пропаганда классического наследия с приобщением к нему широких трудящихся масс, и в таком виде она существует в самых разных регионах. Что же касается нас, то недавно руководство Республиканской филармонии рассталось с последним островком серьёзной музыки - лекторийной группой, которая занималась посильным эстетическим просветительством среди подрастающего поколения города и ближних районов республики, проводила мероприятия, посвящённые творчеству русских, зарубежных и бурятских деятелей искусства.

Ныне наряду с реализацией картин и сувениров филармония превратилась в место для непритязательного досуга. Демонстрируя развлекательно-лёгкую продукцию семейства Жамбаловых, она уподобилась модным тусовкам и корпоративам, разливанным морем множащимся в забегаловках и ночных клубах нашего города и приобрела статус центра и проводника бурятского гламура. Поскольку филармония избрала эстрадное направление профилирующим, то, стало быть, исчерпала свой ресурс и перестала выполнять социальный заказ. Разве это не даёт основания для прикрытия сомнительного заведения с целью разумной экономии государственных средств?

Музеи

Ожидание наплыва иностранных туристов в республику вынуждает Минкультуры к действиям по облагораживанию её имиджа для возможного привлечения инвестиций, в том числе и с помощью музеев – хранилищ бесценной исторической памяти народа. В свете поставленных задач дела в этой сфере также напоминают хозяйства не то Плюшкиных, не то Коробочек из уже упоминавшегося Н.В. Гоголя.

По инициативе предыдущего министра культуры В.Б. Прокопьева в здании бывшего Литературного Музея им. Х. Намсараева - филиала Музея истории им. Хангалова в 2006 г. был открыт Музей культуры и искусства, где проводились мероприятия по памятным датам, в частности, В.Д. Обыденной, Д.З. Жалсараева, Б.М. Балдакова, Д.Ц. Дашиева с экспозициями, посвящёнными их жизненному и творческому пути. Трудно было тогда представить, что спустя четыре года это заведение со всем комплектующим фондом отойдёт к Кяхтинскому краеведческому музею им. В. Обручева, ценные экспонаты отправятся из Улан-Удэ в Кяхту, а для изучения архивов деятелей национального искусства им надо будет преодолевать расстояние в 200 с лишним километров. При этом никто не гарантировал их сохранность, ибо во главе объединённого музея находился человек с сомнительной репутацией – некто Тугульдурова. С января 2011 г. Музей истории им. Хангалова и Художественный музей им. Сампилова объединились в Национальный музей РБ, а с января 2012 г. к ним присоединился Музей природы, и это говорят, – не предел.

Готов ли сегодня Национальный музей к приёму иноземных туристов? Да, не проходит и недели, чтобы кто-нибудь из чужестранцев не посетил музей. Однако его сотрудники во главе с директором не в состоянии проводить экскурсии хоть на английском языке, хоть на родном бурятском. Если театр начинается с вешалки, а музей с кассы, то его сотрудникам не помешало выучить набор банальных фраз, хотя бы из разговорника. Но не способные на это 70-летние и старше сотрудники, невзирая на жёсткий курс министра на омоложение кадров, только дрожат в ответ от холода и страха перед ретивой начальницей.

Музыкальное образование

Начатки музыкального образования появились в Улан-Удэ до прихода Советской власти. Первая музыкальная школа открылась в 1920 году, а республика была образована в 1923 году. Музыкальное училище, гордившееся своей миссией сообщающихся сосудов с оперным театром, долгие годы поставляло кадры для его хора и оркестра. Ныне, оказавшись в одном флаконе с культурно-просветительным училищем, оно как-то разом померкло и потеряло своё лицо. Исчез энтузиазм на предмет преподавания струнного и духового исполнительства со стороны театральных оркестрантов, сбитых с толку министерскими новациями в театре и в обновлённом учебном заведении. А посему и неоткуда ожидать пополнения как на постоянную работу, так и на разовые акции в виде очередной премьеры. Избирательное омоложение кадров в то же время никак не коснулось директора колледжа искусств, приближенного по возрасту к 70-летнему рубежу.

Кол-во просмотров: 946

Поделиться новостью:


Поделиться: