Петр Янданэ: «Став актёром МХАТа, вынужден отказываться от пошлых ролей»

В рамках Года кино «Новая Бурятия» представляет обзор творчества Петра Янданэ, киноактера, художника, сценариста и артиста МХАТа.
Общество |

2016 год в России объявлен Годом российского кино. Его главная задача — популяризация и повышение качества отечественного киноискусства. В рамках Года кино «Новая Бурятия» представляет обзор творчества Петра Янданэ, киноактера, художника, сценариста и артиста МХАТа. В конце прошлого года поэт и редактор журнала «Байкала» Булат Аюшеев в Улан-Удэ в Центральной городской библиотеке им. Исая Калашникова проводил встречу с этим известным артистом и художником.

И писатель, и художник, и актёр

На встрече в Улан-Удэ Петр Янданэ рассказывал:

— Нельзя сказать, что я писатель, снимающийся в кино, или пишущий художник. Я и писатель, и художник, и актёр, счастливым образом сочетающий все три ипостаси в одном лице. Долгое время я считал кино своим хобби. Снимаясь в проходных эпизодах, благоразумно не считал себя актёром. Сейчас же, когда играю главные роли в самом МХАТе, уже не представляю себя непрофессионалом.

Отыграв за четыре сезона более 60-ти спектаклей, я, ранее работавший по договору, теперь подписал контракт с театром на 25 спектаклей вперёд. Вместо временного бумажного пропуска «с чайкой» получил постоянный электронный. С гастролями объездил всю Россию, от Волгограда до Хабаровска. Играл на восьми сценах, в том числе в Иркутске, где даже само здание театра старше МХАТа, и в Ярославле — в первом театре России, созданном ещё Фёдором Волковым.

Империя МХАТ

- Теперь, когда я освоился в театре, могу сказать, что такое МХАТ. Это целая империя: с улицы он выглядит небольшим 3-этажным зданием, хотя это 7-этажная цитадель из пяти зданий с огромным двором, занимающая середину квартала, с тремя лифтами и тремя пунктами охраны кроме вахтёрской, причём начальником охраны является генерал.

Кругом видеокамеры, действие на сценах транслируется на множество мониторов — перед сценой, в буфете… Кроме доброй сотни членов труппы и студентов-стажёров (у простых стажёров зарплата 40-50 тыс.), в нём играют еще 70 приглашённых актёров, и не только из Санкт-Петербурга, но даже из Кемерово. В театре учатся актёры из Америки, спектакли ставят французские режиссёры. В первый день я оторопел, когда в буфете услышал английскую и французскую речь. Меню в буфете дублируется на английском языке.

МХАТ возит на гастроли спектакли по всему миру: от Колумбии до Южной Кореи. Мы же со своим спектаклем пока добрались только до Астаны, где играли в «Конгресс-холле» на полторы тысячи мест. - продолжал рассказывать Петр Янданэ. - В театре есть тренажерный зал, зубоврачебный кабинет и медпункт. На каждом спектакле в первом ряду сидит врач: так что если кому-то в зале или на сцене станет плохо, звать «скорую помощь» нет необходимости…

Попасть в этот заповедный уникальный мир — огромная удача! Немаловажно и то, что, несмотря на тысячный штат, все здесь здороваются друг с другом, и это очень приятно — особенно, когда студенты даже привстают, здороваясь со мной...

Однако в театре говорят, что «всегда хожу с недовольным лицом», и это меня радует, потому что, оказывается, и со стороны видно, что я и в самом деле не удовлетворён своим положением в театре. Играю только одну типажную роль (роль эвенка Ильи Еремеева в пьесе Александра Вампилова "Прошлым летом в Чулимске" - ред.), и только на Малой сцене. Считаю, что я не полноценный член труппы, и что на сцене МХАТа пока не идут мои пьесы… То есть пространства для роста у меня предостаточно и мои амбиции ждут своего часа…

Уйти из МХАТА?

На вопрос Булата Аюшеева, смог бы уйти из самого МХАТа, Петр ответил так:

— Мог бы. Из «Экспресс газеты», в которую меня взяли тоже чудом, уходил дважды. Там я почувствовал свой диапазон, насладился какое-то время положением «звезды». И, вообще, любое дело занимает меня всего несколько лет: по прошествии определённого срока мой интерес и энтузиазм исчезают, и легко бросаю достигнутое.

Так, я широко публиковался в «Литературной газете» как юморист, карикатурист и журналист. Однажды оказался даже в числе лучших, когда газете понадобилось срочно опубликовать карикатуру на вернувшегося в Россию Дмитрия Якубовского, а в Москве не оказалось достойного рисовальщика: Виталий Песков был в отъезде, Златковский эмигрировал, Дубов умер, а Смирнов болел. Тогда завотделом юмора приехал ко мне и попросил выручить редакцию...

И будет неудивительно, если после, скажем, сотого спектакля у меня пропадёт интерес и к сцене. Поле деятельности у меня огромное — занимаюсь всем, кроме оперы и балета, и никогда не сижу без дела. Однажды я начал писать рецензии на фильмы и даже опубликовал под своим именем три из них. Однако стали портиться отношения с режиссёрами: Денис Евстигнеев в ответ на мою рецензию на его несуразный фильм «Мама», которую я назвал «Муму», вырезал меня из сериала «Карусель», где я играл японского профессора из Женевы. Целиком, несмотря на то, что съёмки проходили в Минске с полусотней человек массовки. Я ездил туда два раза!

Моё же положение во МХАТе неординарно — с одной стороны, не член труппы, и это даже хорошо, потому что делает меня независимым: при одном спектакле в месяц могу свободно съездить за границу или, как сейчас, побывать на родине. При полной же занятости в театре уверен, что по прошествии нескольких сезонов мне это точно надоест...

Первое время с непривычки даже был в растерянности: как так — моя жизнь определена аж на два месяца вперёд, и все мои дела и даже съёмки теперь зависят от расписания спектаклей!.. (Табаков в начале каждого сезона вывешивает указ, который заканчивается такими словами: «Репертуар на сезон утверждён, и никакие дни рожденья, свадьбы, съёмки и футбол не могут повлиять на его изменение»).

МХАТ, оказывается, вовсе не вершина жизни и не предел мечтаний. С другой же стороны, все актёры нашего спектакля ютятся в одноместных крохотных сдвоенных гримёрных, а мне почему-то выделили четырёхместную на одного! И когда актёры ходят в мой просторный туалет и удивляются размером гримёрки, гордо отвечаю: «А что вы хотели — я же международный артист!».

— То есть ты выполнил первую часть завета Белинского: «Живите и умрите в нём, если можете!».

— Да, а со второй частью мы пока подождём... Хотя, честно говоря, я эти четыре сезона провёл бездеятельно, занимаясь только своей ролью и не приступая к продвижению своих пьес. Первое же время для меня было мукой начинать спектакль, потому что на мне лежала большая ответственность задавать тон всему спектаклю, а это совсем не то, что выйти со своей репликой в середине действия. Теперь же получаю настоящее наслаждение, начиная спектакль, а после него вообще нахожусь в эйфории, потому что наконец понял, что каждый спектакль, какой бы он не был по счёту, играется как в первый раз, и он всегда разный и неповторимый! И только недавно осознал после множества гастролей, что плохой спектакль на гастроли не повезут, а мы часто приезжаем в какой-нибудь город с одним спектаклем и, следовательно, представляем лицо МХАТа — и это добавляет гордости за себя.

Звездный состав

В театр люди ходят, прежде всего, чтобы увидеть знакомых по кино артистов. Моя гримерша работала одновременно ещё на полставки в другом театре. Она говорила, что они никуда не ездят, потому что Доронина якобы никого не пускает на гастроли. На самом же деле их никто не приглашает, потому что в её театре всего четыре знаменитых актёра, а в нашем МХАТе, когда стал считать звёзд, на двадцать восьмой сбился со счёта! Табаков вытянул из Петербурга Хабенского и Пореченкова, пригласил Юрия Стоянова, Ренату Литвинову, и после меня в списке приглашённых стоит Филипп Янковский...

И у нас в спектакле среди девяти актеров половина — популярные. Начнём со Стаса Дужникова, знаменитого по «Ворониным», в аэропорту с ним находиться очень сложно из-за толп, желающих сфотографироваться с «Лёней». Наталья Егорова играла в молодости в «Старшем сыне» вместе с Караченцовым, Никита Зверев и Александр Голубев известны по главным ролям во многих фильмах. Анна Банщикова была женой Максима Леонидова — это он ей посвятил песню: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она…». Одна из наших «Валентин» Нина Гусева — дочка Виктора Гусева, знаменитого спортивного комментатора, а другая, Яна Гладких, недавно вышла замуж за Никиту Ефремова, внука Олега Ефремова, таким образом, став наследницей самого МХАТа...

Поэтому-то на гастролях у нас всегда аншлаги. У нас даже появилась своя легенда: одна учительница, влюблённая в Никиту Зверева, приезжает к нам на каждый спектакль из Алматы (!), садясь в первом ряду с букетом белых роз... Она ездит за нами во все города (для неё это проще, чем тащиться в Москву) и селится в одну гостиницу. А недавно узнал, что это не уникальный случай: за Игорем Миркурбановым, например, его поклонница ездила аж в Южную Корею! Они выходят на корейскую сцену — а она уже сидит в первом ряду с улыбкой и цветами...

Удивлялся, почему на гастролях в Сибири мы пропустили Улан-Удэ, ведь глава представительства Бурятии Анатолий Лехатинов по моему приглашению был на спектакле и, будучи в восторге от него, имел договорённость с министром культуры и президентом о наших гастролях в Улан-Удэ. Но потом узнал, что за право принять у себя МХАТ боролось ещё 70 городов...

«Прошлым летом в Чулимске»

— Первое время на сцене я только бренчал на варгане, потом стал наигрывать «Дым над водой» Deep purple — потому что у нас над настоящей водой и в самом деле в начале спектакля стоит туман, а песня была написана точно в том же году, что и пьеса Вампилова... (Речь идет о постановке его пьесы «Прошлым летом в Чулимске». — Авт.)

Дочь же старого эвенка, живущая в Ленинграде, и в самом деле могла в отпуске замучить старика магнитофонными записями, а тот — оказаться с хорошей музыкальной памятью... Теперь же, когда я немного освоил варган, хочу найти ленноновские круглые очки и с разлохмаченными волосами сыграть Imagine — песню этого же года, в которой поётся о мире между людьми, как раз в тему нашей пьесы...

Наш же спектакль, безо всякого хвастовства, поставлен и сыгран настолько хорошо, что не идёт ни в какое сравнение с предыдущими постановками в БДТ и театре Ермоловой, не говоря уже об экранизации Глеба Панфилова, где история сокращена и обеднена. Пьеса Вампилова же настолько совершенна и душещипательна, что я просмотрел наш спектакль сорок раз из-за кулис, буквально плача над каждой фразой или сценой...

И вот на этом фоне со мной произошла такая показательная история: меня вдруг пригласили в экранизацию «Чулимска» на мою же роль, и режиссёр, и продюсер поразились, что играю эту роль во МХАТе уже третий сезон… Они заказали лучшие места на наш спектакль… Но они на спектакль так и не пришли… Я же, пройдя два этапа проб и полностью уверенный в себе, в результате не был утверждён...

Посмотрев эту экранизацию, был впервые рад, что меня не утвердили! Фильм получился настолько бездарен и несуразен, что я бы просто опозорился в нём. Сначала боялся, что после двухсерийной экранизации, показанной в прайм-тайм на главном канале, интерес к нашему спектаклю пропадёт, и мы потеряем зрителя — потому что старая история будет в очередной раз освежена в памяти. На самом же деле творцы этого убожества, наоборот, сделали рекламу нашему спектаклю, создав плохой образец для сравнения…

Классическая уже история там топорно перенесена в наше время с мобильниками и джипами, и если у нас в театре и в «Валентине» Панфилова, поставленной как спектакль, в чайную за весь день так никто и не заходит, то в модерновой экранизации было странно видеть такую условную только для театра ситуацию. И почему-то весь фильм Безруков щеголяет в кожаном лифчике кобуры скрытого ношения, видимо, для того, чтобы с наивной прямотой дать знать зрителям, что «ружьё, висящее на стене, в конце концов выстрелит»… Блестящий актёр, с которым мне доводилось играть в «Поцелуе бабочки», настолько здесь переигрывает и фальшивит, что становится неудобно за народного артиста…

Наши же актёры, в отличие от меня, нисколько не выражали интереса к «конкуренту», а когда один актёр всё-таки посмотрел экранизацию, то позвонил напарнику и сказал: «Да-а, а мы, оказывается, талантливые ребята…».

Кино Петра Янданэ

— Расскажите, пожалуйста, о своей работе в кино.

— Снялся в более чем 50-ти фильмах и знаком с доброй половиной актёров. Но чем больше снимался, тем было удивительней, что меня узнают зрители — потому что ролей-то настоящих не было. Но если долго заниматься чем-то одним, то рано или поздно становишься мастером. Стыдно называться актёром, если тебя не узнают, а я теперь даже привык, что со мной то и дело просят сфотографироваться. Недавно поразил такой случай: однажды в день открытия сезона я застал у входа в театр толпу фанатов МХАТа с книжками и пачками фотографий звёзд в руках; я был не звезда, но два человека всё равно сфотографировались со мной, и потом через полгода уже в Доме кино один за другим вручили мне моё фото для автографа!..

Конечно, можно подумать, что в кино снимаюсь из-за денег, но на самом деле это не так. Я, например, отказался ехать даже на пробы в «Бумер-2», просто потому, что не хотел здороваться ни с кем из актёров и создателей этой чернухи. По такой же причине отказался сниматься в «Методе Фрейда-2» с Охлобыстиным — из-за отвращения к этой одиозной персоне, хотя мне и предлагали за съёмочный день 25 000 рублей. И вообще, став актёром МХАТа, я теперь просто вынужден отказываться от пошлых ролей.

Цыдып Баторов

Фото из личного архива Янданэ.

Справка:

Петр Янданов, или Петр Цырен-Доржиевич Янданэ родился 24 марта 1957 года. С 1972 по 1973 годы - курсант Тобольского мореходного училища. В 1988 году окончил БГПИ. С 1999 по 2005 годы - обозреватель в "Экспресс газете". Сотрудничает с «Литературной газетой» (в том числе как юморист и карикатурист). С 2012 года работает в МХТ им. А. П. Чехова. Член Союза литераторов России (с 1992), член Гильдии киноактеров России (с 1997), член Международной Федерации художников (с 2004).

Снимался в таких фильмах, как "Лабиринт" (1987), "Возвращение Будды" (1994), "Черная вуаль" (1995), "Дела смешные - дела семейные ", "Ермак", "Наследник" (США) - все 1996 года, "Волшебный портрет" (1997), "Предупредительный удар" (СЩА, 2000), "Время - деньги" (2003), "Сибирочка" (2003), "Бальзаковский возраст или Все мужики сво...", "Карусель" и "Сармат" (2004) и во многих других.

Кол-во просмотров: 2478

Поделиться новостью:


Поделиться: