24 ноября Совет Федерации РФ одобрил повышение акцизов на нефтепродукты с 1 января 2011 года. Это, безусловно, затронет оптовый, а затем и розничный рынок нефтепродуктов. По различным оценкам федеральных инвестиционных компаний, в начале будущего года все виды топлива подорожают примерно на 1,5-2 рубля.
На фоне резкого подорожания продуктов питания цены на бензин в конце лета вели себя более-менее прилично. Лишь к концу осени оптовые продавцы нефтепродуктов «обрадовали» розничных покупателей бензина. В ноябре, после долгого перерыва, вновь начался рост цен на нефтепродукты. Представители нефтяных компаний в Иркутске и Улан-Удэ уверяют, что повышение акцизов на топливо отразится и на росте розничных цен.
По данным антимонопольного управления Иркутской области, оптовая цена на топливо выросла по отношению к началу 2010 года всего на 6-8%. Максимальный рост составил 11% – на самый популярный бензин Аи-95. Цены в розничной торговле к началу года увеличились еще меньше. Так, на Аи-80 с резким снижением спроса на него рост составил лишь 3%, Аи-92 – 8%, Аи-95 – 4%. Максимальный рост цен в розничной торговле произошел на дизельное топливо – на 13%.
Игроки на розничных региональных рынках нефтепродуктов Восточной Сибири заверяют, что на сегодняшний день их бизнес стал нерентабельным, благодаря попыткам Федеральной антимонопольной службы, боровшейся с высокими ценами на бензин, и правительства страны, добивавшегося стабильности и прозрачности. «Цены на розничном рынке сегодня сдерживаются административным ресурсом власти и управлением Федеральной антимонопольной службы. В это же время на оптовом рынке, несмотря на то, что продажа идет на бирже, цены растут очень резко. Ситуация складывается парадоксальная – розница обеспечивает некую стабильность, стараясь повышать цену более последовательно, при этом сама сильно страдает, тогда как крупные компании позволяют себе беспрецедентное поведение на рынке», – рассказал на условиях анонимности один из представителей розничной сети на рынке топлива.
В компании «Парламент-А» (Омни), реализующей свою продукцию в регионе, отметили, что у них хуже всего обстоит дело с продажей дизельного топлива, которое, по оценкам наблюдателей, и подорожало больше остальных видов нефтепродукции. «По зимнему дизтопливу было резкое увеличение цен из-за ажиотажного спроса на него. В итоге сейчас его цена доведена на бирже у Ангарской нефтехимической компании до 25,3 рубля. Из-за того что дизельное топливо имеет высокий октан по сравнению с бензином, его нерентабельно продавать. Рентабельность розничной торговли и без того нулевая, а по зимнему дизельному топливу она сегодня в минусе», – сообщил коммерческий директор группы предприятий «Парламент-А» Денис Писаревский.
Автомобилисты Иркутска отмечают, что последнего – ноябрьского – увеличения цен на бензин они фактически не заметили. Бурятские автомобилисты также пока рост цен не ощутили. Как показали опросы, при значительном повышении цен на топливо от эксплуатации автомобиля никто отказываться не собирается, просто ездить будут гораздо реже, а кто-то задумается о замене машины на малолитражную. Пороговая цена в среднем составила 30 – 32 рубля.