На страницах «Новой Бурятии» развернулась полемика по поводу произошедшей в конце 2011 года скандальной истории, связанной с так называемыми недостачами в зарплатах улан-удэнских учителей. Объективности ради, нужен взгляд со всех сторон. В этом номере мы публикуем «ответный удар» администрации Улан-Удэ Геннадию Федику. Кто прав, кто виноват в этом споре, решать учительской общественности, работа и достойная зарплата которых стала зависеть от исхода этой битвы.
Федик спрашивает…
Все началось с расследования, проведенного председателем республиканской общественной организации «Учителя Бурятии» Геннадием Федиком и приведшего к шокирующим результатам. «Новая Бурятия» опубликовала их в №№ 42, 43 за 2011 год. Из материалов, предоставленных общественником, следует, что в течение трех предыдущих учебных лет школы Улан-Удэ получили на 416 млн рублей меньше, чем было положено по нормативам «подушевого финансирования» в рамках «новой системы оплаты труда» (НСОТ) учителей.
…мэрия отвечает
Городские власти через пресс-службу внятно объяснили свою позицию: «Введение Новой системы оплаты труда (НСОТ) в школах с 1.04.2008 г. основано на принципе подушевого финансирования, т.е. «деньги идут за учеником». При введении НСОТ вводился поправочный коэффициент на адаптационный период (3 года) с целью не допустить «снижения финансирования общеобразовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги по сравнению с предшествующим периодом» (постановление правительства РБ от 18.09.2007 г. №289 п. 2.1.).
Поправочный коэффициент в размере менее 1 (т.е. установление фонда зарплаты меньше рассчитанного по нормативу подушевого финансирования) применялся с 01.04.2008 г. к 40 школам, с 01.09.2008 г. – к 28 школам. С 2010 года применение коэффициента ниже 1 уже не допускалось.
Уменьшение числа школ, получивших ФЗП менее нормативного, произошло за счет оптимизации штатных расписаний (сокращения непрофильных должностей), реорганизации школ (закрытия малокомплектных школ, перевода их в филиалы крупных школ) и т.п.
Законом РБ от 11.07.2011 г. №2210–1У «О нормативах финансового обеспечения общего образования РБ» установлены нормативы по оплате труда и выплаты по оплате труда для:
- дневных школ – 21,65 тыс. рублей, в т. ч. на зарплату 16,13 тыс. рулей;
- детей-инвалидов – 25,98 тыс. рублей, в т.ч. на зарплату 19,36 тыс. рублей (применен повышающий коэффициент 0,2);
- индивидуального обучения на дому – 136,57 тыс. рублей, в т.ч. на зарплату 101,77 тыс. рублей.
Эти нормативы были применены при расчете ФЗП школам Улан-Удэ, где сегодня обучаются 41848 учащихся, кроме того, 269 детей-инвалидов, 483 учащихся на индивидуальном обучении, что не учтено при составлении так называемой «таблицы Федика».
Таким образом, в таблице Федика «норматив фактически на 1-го ученика в месяц» – это норматив на зарплату с учетом увеличенных нормативов на 269 детей-инвалидов и 483 детей на индивидуальном обучении.
Финансирование реализации госстандарта общего образования (зарплата, начисления на нее, компенсация на приобретение методлитературы, учебные расходы) производятся из средств республиканского бюджета, а не из федерального бюджета, как утверждает Г.И. Федик.
В главе «Манипуляции с ЕСН» расчет сделан с учетом выплат по оплате труда и сравнивается с ФЗП, откуда и получаются миллионы по недофинансированию. Норматив подушевого финансирования включает в себя зарплату, а также выплаты по оплате труда (начисления на зарплату, т.е. страховые взносы в фонды: пенсионный, соцстрахования, ОМС).
Приказом комитета образования устанавливается ФЗП школам, а начисления на зарплату (так же, как и зарплата) предусматриваются в росписи бюджета каждой школы. По Бюджетному кодексу обязанность уплаты страховых взносов – это полномочия работодателя, т.е. учителей это не касается напрямую, эти выплаты производятся одновременно с выплатой заработной платы работникам с лицевых счетов школ.
Деятельность комитета по образованию в планировании и расходе бюджетных средств регламентируется Бюджетным кодексом, казначейским исполнением бюджета, подотчетна вышестоящим органам, и вследствие этого нецелевого использования средств, направляемых на оплату труда учителей, не может быть.
Незнание Закона РБ от 11.07.2011 г. №2210–1У «О нормативах финансового обеспечения общего образования и науки Республики Бурятия», Бюджетного кодекса и прочих нормативных документов приводит к искажению фактов и необоснованным обвинениям».
…а кто разберётся?
Из этой информации мэрии многое уже озвучивалось ранее. Но, судя по тому, что последователей у общественника прибавляется, это еще далеко не точка в сложном учительском вопросе. Начавшись как шокирующее разоблачение, эта ситуация превращается в битву цифр, расчетов, таблиц и знаний нормативных документов. И как обычно в спорных ситуациях, здесь явно напрашиваются присутствие и объективные расследования третьей, нейтральной и авторитетной стороны.