Три раза в неделю, когда пустеют коридоры поликлиники Республиканской больницы, у кабинета №50 собираются особенные пациенты. Все они знают друг друга. Да и случайный человек сразу обратит внимание на их необычность. Они не сетуют на опоздание врача (знают, их доктор просто так не задерживается). Не спорят и не скандалят (что тоже не редкость в наших очередях), наоборот, если нужно всегда пропустят вперед. Негромко они ведут беседу и оживляются лишь тогда, когда в коридоре появляется их доктор – Любовь Кирилловна Хабудаева, врач-фониатр.
Человеку никогда не терявшему на долгие месяцы голос, вряд ли знакома данная специализация. Простому человеку значение фониатра не так актуально и велико, как значение онколога, кардиолога, хирурга. Подумаешь голос, это же не почки, не сердце, не зрение, и даже не слух. Но для тех, кто однажды, не просто, после ангины охрип на несколько дней, а утратил возможность говорить и нормально общаться на длительный срок, это серьезная проблема. А для тех, для кого голос является их профессиональным инструментом и вовсе трагедия. Для них Любовь Кирилловна и врач, и психолог, и добрый друг.
Единственный специалист в республике Любовь Кирилловна – надежный ангел-хранитель артистов оперы, без нее немыслимы ни одни длительные гастроли театра. Вся ее жизнь расписана согласно репертуару нашего знаменитого коллектива. Ленинград, Москва, Хабаровск, Чита, Иркутск, Монголия, районы республики – всюду и всегда Любовь Кирилловна рядом. Большие нагрузки на голосовой аппарат, нервное напряжение не проходят бесследно для певцов, возможны всякие форс-мажорные ситуации, где помощь необходима в первые же минуты. Поэтому оказание экстренной и текущей помощи певцам – особая и непростая составляющая работы Любови Кирилловны. Ведь необходимо учитывать особенность артистической натуры, уметь так построить общение, чтобы певец, в миг превратившийся в пациента, верил тебе безоговорочно. А точно выполняя твои рекомендации, мог уже вечером выйти на сцену.
Наслаждаясь чарующими голосами наших известных теноров, баритонов, сопрано, задумываемся ли мы о том, какая титаническая, а порой просто филигранная работа стоит за этим, где первую скрипку играет не режиссер, а именно он – постановщик и врачеватель голосов, фониатр.
В 1975 году пришла Любовь Кирилловна в театр оперы и балета врачом-фониатром. За почти 40-летнию историю, каких только уникальных случаев не случалось в ее практике, но, соблюдая профессиональную тайну и обладая, прирожденными тактом и скромностью, Любовь Кирилловна никогда не рассказывает эти истории.
Специфика ее работы – это различные воспалительные и онкологические заболевания гортани, заболевания, связанные с нарушениями голосо-функционального характера у пациентов, работа которых сопряжена с голосовой нагрузкой. Помимо певцов и студентов музыкальных заведений, это педагоги школ и вузов, профессиональными заболеваниями которых являются различные фарингиты и ларингиты. Людям этих профессий добиться признания профпатологии сложно, да и не мыслят они себя без любимого дела. Вот и врачует их голоса Любовь Кирилловна.
Приходят к ней на прием и пациенты, утрата голоса у которых произошла в результате неудачной операции. Чаще всего это операции на щитовидной железе. Если во время операции у больного случайно задевают возвратный нерв, происходит ограниченный паралич (парез) гортани, человек полностью или частично теряет голос. Кроме этого, у него может развиться стеноз различной степени сложности, когда невозможно просто дышать, а это уже угроза для жизни. Работа с парезами и параличами длительная, требует большого терпения. Процесс восстановления у всех пациентов протекает по-разному. И здесь многое зависит и от характера человека, и от его профессии.
По словам Любови Кирилловны, самыми дисциплинированными, настойчивыми и целеустремленными бывают певцы и педагоги. Оказавшись в сложной ситуации, когда на всю последующую жизнь у них остается действующей одна голосовая связка, они каждодневными упражнениями добиваются практически восстановления утраченных функций голосового аппарата и продолжают петь и преподавать. Терпению и выдержке этих людей можно просто позавидовать, но, думается, без высокого профессионализма их доктора результаты лечения были бы менее впечатляющими. Но самое главное, Любовь Кирилловна Хабудаева исключительной доброты и огромной души человек. Об этом говорят все, кто её знает.
Евгения Лудупова, главный врач РКБ им. Семашко, кандидат медицинских наук, депутат Народного Хурала:
– Любовь Кирилловна Хабудаева пришла на работу в Республиканскую больницу в 1974 году после окончания клинической ординатуры по отоларингологии в Ленинградском санитарно-гигиеническом институте. Это, действительно, высококвалифицированный специалист. Как отоларинголог-хирург владеет большим объёмом операционного вмешательства при ЛОР-патологиях, успешно применяет новейшие методы диагностического лечения . Практически ежегодно Любовь Кириловна проходит стажировку на базе фониатрического отделения Санкт-Петербургского ЛОР-НИИ. Участвует в съездах фониатров. Главные принципы её работы – это стремление к повышению своей врачебной квалификации и совершенствование используемых технологий. Благодаря этому в отделении отоларингологии нашей больницы внедрены и применяются новейшие достижения отечественных и зарубежных специалистов в сочетании с традиционными методами тибетской медицины и современными лекарственными препаратами. Любовь Кирилловна – «Заслуженный врач Республики Бурятия», «Отличник здравоохранения РФ», член Российского научно-практического общества отоларингологов, председатель Бурятского регионального отделения Российской общественной академии голоса. Кроме этого, Любовь Кирилловна профессиональный наставник молодых врачей-интернов, ведёт лекционные и практические занятия в учебном центре больницы. Только в нашей больнице Любовь Кирилловна проработала почти сорок лет, а общий медицинский стаж у неё составляет 52 года.
Вячеслав Бальжинимаев, народный артист России:
– В 1979 году после окончания Московской консерватории я приехал в Улан-Удэ. В это время Любовь Кирилловна Хабудаева уже работала в театре. И вот с тех самых пор, почти 34 года, моя работа и жизнь связаны с Любовью Кирилловной. Конечно, за эти годы Любовь Кирилловна стала настоящим другом нашей семьи. Для нас она уже давно не просто фониатр, она наш семейный врач, мы часто к ней обращаемся по любым медицинским вопросам, а не только по её специализации. Когда сын родился, а теперь и внучка, мы чуть что сразу к Любови Кирилловне. Безотказный человек, все врачи, я думаю, и должны быть именно такими. У неё никогда нет такого, чтобы было нельзя обратиться. Чуть какой звонок, рано утром или, наоборот, ночью, Любовь Кирилловна сразу бежит, едет. Человек, который предан своей профессии по-настоящему. Мы ведь в советское время на гастроли выезжали надолго, месяца на два-три. И Любовь Кирилловна во время своего отпуска ехала с нами. Продляла его всячески, брала дни без содержания, отпрашивалась. Потому что и нашему делу она человек преданный. В оперном театре она знает всех и её все знают. И те, кто недавно работает, и те, кто уже ушел, все у неё лечились. А уж как специалисту Любови Кирилловне равных нет, она специалист высокого класса. Неоднократно проходила стажировку у корифеев фониатрии Ральфа Исааковича Райкина и Татьяны Евграфовны Шамшевой. А первым её педагогом была Зоя Фёдоровна Лебедева. Любовь Кирилловну даже приглашали в Монголию для консультаций, потому что у них нет своего специалиста.
Галина Шойдагбаева, народная артистка СССР:
– Мне кажется, что с Любовью Кирилловной я знакома вечно. Возможно, никто не догадывается, но очень часто в ответственные моменты мы себя неважно чувствуем из-за простуды или волнения. И вот в такие моменты присутствие Любови Кирилловны особенно важно. Она для нас просто как ангел-хранитель в такие моменты. Особенно отчётливо я это поняла в 1989 году, когда в год 50-летнего юбилея театра осенью мы выехали на гастроли в Москву и Ленинград. У меня тогда была очень большая нагрузка. Большие партии петь приходилось каждый день, потому что шли подряд репетиция – спектакль, репетиция – спектакль. Нагрузка колоссальная и физическая, и моральная. Психологически особенно было тяжело, потому что ответственность была большая. И вот сейчас, когда прошли годы, я понимаю, что не будь тогда рядом Любови Кирилловны, было бы во много раз сложнее. Когда Любовь Кирилловна рядом, мы всегда знаем: что бы ни случилось, она поможет, она спасёт. Когда она рядом, просто психологически чувствуешь себя более уверенно. Она не просто профессионал, она и психолог очень хороший, всегда знает, что у нас в голове творится. Может вылечить не только лекарством, но и в большей степени словами. И мы ей верим. Скажет: «Ты можешь!», и ты выходишь и поёшь. А если скажет: «Нет!» – значит, нет. Для нас Любовь Кирилловна непререкаемый авторитет.
Оксана Хингеева, народная артистка Республики Бурятия:
– Любовь Кирилловна удивительный человек. Сложно сказать, кто бы мог с ней сравниться по душевной доброте и чуткости. Это настоящая мать Тереза, которая откликается на любую просьбу о помощи в любое время дня и ночи. Мы с ней уже давно дружим. На гастролях всегда живём в одной комнате, несмотря на то, что у нас с ней такая большая разница в возрасте. Любовь Кирилловна старше даже моей мамы, но в общении с ней возраст не чувствуется, настолько она молода душой. А как Любовь Кирилловна предана театру! Даже сложно определить, насколько сильно она его любит. Она просто живёт театром и всеми нами. И мы отвечаем ей тем же: бесконечной любовью и уважением.