Обреченный институт

Уже седьмой месяц преподаватели и студенты Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта (УУИЖТ) – филиала Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) – находятся в стрессовом состоянии. В начале года прокатилась волна слухов о закрытии института, однако преподавателей коллектива и студентов держали в абсолютном неведении. Более того, руководство ИрГУПСа усиленно отрицало информацию о расформировании филиала, то есть откровенно врало.
Экономика |
Фото Обреченный институт

– Оснований для каких-то слухов нет. Я дал недавно интервью в СМИ и очень недоволен тем материалом, что они написали. Я официально сообщаю, что филиал не закрывают, – сообщал агентству «Байкал-Daily» проректор по инновациям и связям с производством ИрГУПС Юрий Трофимов.

 Однако затем всем представителям профессорско-преподавательского состава выдали заявления об увольнении. Студентам предложили переехать в Иркутск либо перевестись в другие филиалы или вузы, обучающие по аналогичным направлениям. В мае этого года ученый совет ИрГУПС принял окончательное решение о прекращении в железнодорожном институте Улан-Удэ программ высшего образования. 

Впрочем, в начале июня врио главы Бурятии Алексей Цыденов заявил, что институт будет сохранен.

- Договорились, что железнодорожный институт сохраняем в Улан-Удэ. Рособрнадзор и Росжелдор свои претензии снимают, высшее образование сохраняем, – сообщил Алексей Цыденов. 

СМИ тут же запестрели заголовками: «Институт спасли от закрытия», «В Улан-Удэ сохранят институт железнодорожного транспорта». Однако после встречи Цыденова с ректором ИрГУПСАа Андрей Хоменко оказалось, что радость была преждевременной.  «Сохранение» института, по информации «Новой Бурятии», будет происходить на условиях, фактически означающих его закрытие.

 Во-первых, в УУИЖТ решили полностью прекратить набор студентов на программы высшего образования. Нетрудно догадаться, что для любого образовательного учреждения это означает медленную смерть.

 Во-вторых, закрываются все образовательные программы высшего образования, кроме направления «Локомотивы» (специальность 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог»). То есть будет происходить массовое сокращение учебной нагрузки преподавателей, их, скорей всего, с полной ставки переведут на 0,2 – 0,3 ставки. Соответственно, массовый переход большей части студентов в Иркутск также будет неизбежен.

Нетрудно догадаться, чем все это грозит Бурятии. Сокращение высококвалифицированных специалистов, оставшихся без работы, приведет к отъезду большинства из них из республики. Снижение численности студентов в УУИЖТ и переезд студентов в другие города повлекут за собой отток молодёжи. А это потеря потребителей, сокращение образовательного рынка республики, потери для экономики, потери бюджета.

При этом непонятно, по какой причине ректор ИрГУПСа Андрей Хоменко вместо того, чтобы развивать филиал, вкладывать сюда силы, средства, укреплять кадры, принимает самое простое решение – закрыть.

 Получается, что жители Бурятии, поставленные перед фактом, снова оказываются крайними в чьих-то играх, а республика теряет очередное достаточно эффективно работающее предприятие.

В этой связи возникает ряд вопросов. Нужен ли Улан-Удэнскому институту так называемый головной вуз – Иркутский институт железнодорожного транспорта? Можно ли доверять словам руководителя республики?  

Похожая ситуация недавно разыгралась в Приморском крае. Тогда на грани закрытия оказались два филиала Дальневосточного федерального университета – Артёмовский и Дальнегорский. Однако общественность заняла ясную позицию. Руководству края начали поступать многочисленные жалобы, а в интернете появились петиции в защиту филиалов. Местные студенты даже записали видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину. Ситуация накалилась до такой степени, что возмущённые горожане собирались выйти на митинг. В этих условиях ректорат ДВФУ принял не закрывать решение филиалы. Так, благодаря невероятной общественной активности филиал удалось сохранить. Но сможет ли Бурятия отстоять свой институт железнодорожного транспорта? Или вновь республика будет примерять на себя роль «бедного родственника»?

 Справка:

 В настоящее время в УУИЖТ обучается почти 600 студентов. Учебное заведение ведёт свою историю с декабря 1937 года. Тогда был открыт механический техникум железнодорожного транспорта с двумя специальностями: «вагонное хозяйство» и «паровозное хозяйство». Техникум появился на свет как спутник индустриального гиганта Бурятии и Восточной Сибири Улан-Удэнского паровозовагонного завода. Первый выпуск состоялся в 1941 году и составил 21 человек: 14 техников-механиков паровозного хозяйства и 7 техников-механиков вагонного хозяйства.

В 1954 году началась электрификация Транссибирской магистрали. Техникум включился в подготовку и переподготовку кадров для эксплуатации электровозов, контактной сети, средств автоматики, телемеханики и связи. С 1 июля 2005 года колледж получил статус федерального образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Очередной этап развития учебного заведения начался с 2007 года с выходом распоряжения правительства РФ от №2096 о реорганизации колледжа в форме присоединения к Иркутскому государственному университету путей сообщения в составе Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта филиала ИрГУПС.

 С 1937 года в учебном заведении обучение по различным специальностям прошло около 27 тыс. человек.  

УУИЖТ является одним из основных структурных подразделений регионального университетского комплекса «Иркутский государственный университет путей сообщения» (ректор доктор технических наук, профессор Андрей Хоменко). Директором института является Юрий Бавыкин.  

Мария Гордеева

 

Кол-во просмотров: 3514

Поделиться новостью:


Поделиться: