Его отец был православным священником, а мать из семьи Щаповых, известного этнографа Иркутской губернии с бурятскими корнями. Сейчас родственники Николая Махачкеева, поручика лейб-гвардии Измайловского полка, кавалера Георгиевских крестов, по крупицам восстанавливают его необыкновенную биографию.
Из архивной справки МВД Казахстана:
«Махачкеев Николай Михайлович, 1888 года рождения, бурят, уроженец Восточно-Сибирской области, офицер царской армии, революционер, разведчик, чекист, офицер Красной Армии. С 1904 года по 1920 годы состоял в партии левых эсеров, с 1920 по 1937 гг. — член ВКП(б), исключен за связь с врагами народа. Арестован по доносу 27 октября 1937 года. По сфабрикованному делу обвинялся УНКВД по ВКО по ст.ст. 58-1 «а», 58-2, 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР. Постановлением заседания тройки УНКВД Алма-Атинской области от 19 октября 1938 года был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 20 октября 1938 года в г. Алма-Ата. Был реабилитирован в 1989 году».
Родные искали его 80 лет
В советское время его младший брат, полковник Анатолий Махачкеев, по примеру старшего ставший военным, всю жизнь безуспешно искал следы Николая. Он ушел из жизни, так и не узнав правду о брате.
С появлением интернета крупицами стала появляться информация. Фамилия Николая мелькала то в материалах о помощи Советского Союза Национальной Армии Китая, то в статье о бурятских революционерах.
В 2016 году, в очередной раз заглянув на сайт «Некрополь», вздрогнула, увидев знакомое имя. Немедленно написала в Казахстан. Ответ пришёл, на удивление, быстро, но для ознакомления с уголовным делом требовались документы, подтверждающие родство. А вот с этим уже были проблемы — как никак родился Николай в 1888 году. Два года ушло на поиски документов.
И вот наконец вожделенный Семипалатинск. Принесли из архива два больших увесистых тома, но, увы, прикасаться к ним нельзя: следуя инструкции, сотрудник архива сам перебирает документы. Почти все документы оказались под грифом «Секретно», поэтому для ознакомления родственникам предоставлялось немногое. Радоваться оставалось только тому, что наконец хоть что-то мы узнаем о Николае, что не пропал бесследно человек.
Итак, неясным почерком секретаря записана биография:
«В 10 лет Николай Махачкеев поступил в Иркутское духовное училище, которое закончил в 1904 году в 16 лет. Сразу после окончания поступил в духовную семинарию, где проучился два года. Подростком, еще в училище, примкнул к партии левых эсеров, где был секретарем группы. Группа готовилась к восстанию в 1905 голу, для которого было нужно оружие. За участие в краже оружия с военного склада в Иркутске с 1906 по 1908 годы Николай и его друзья скрывались от преследования полиции, скитаясь по Сибири. По этой причине вернуться в Иркутск члены подпольной группы не могли, поэтому решено было временно залечь на дно. Три года Николай учительствовал в школах самых отдаленных уголков Иркутской губернии: в с. Туран Тункинского района и улусе Улан Верхне-Ленского района.
С 1911 года — в Петрограде, студент Политехнического института. В 1914 году уходит добровольцем в царскую армию. Затем школа прапорщиков в Оренбурге, Измайловский полк, школа разведчиков, контузия, госпиталь, запасной полк. В 1917 году участвовал в свержении царского правительства в составе Измайловского полка, в подавлении Корниловского мятежа и правительства Керенского.
Уже в октябрьские дни в должности пом. комполка был откомандирован в Сибирь для организации Советов и вооруженных отрядов среди бурят. Ездил с М. Сахьяновой по Сибири, организовывал Советы. Известно, что М. Сахьянова — активный член Петроградской организации РСДРП (б), в начале 1918 года в Иркутске «собирает активных бурят-иркутян и создает (под своим безусловным руководством) первую бурятскую группу большевиков в составе: Г. Данчинов, Ф. Осодоева, С. Николаев, М. Ербанов, Е. Зонхоева, В. Трубачеев, В. Павлов и др. Она даже смогла перевербовать левых эсеров-бурят как Н. Махачкеев, Д. Убугунов, И. Рампилун, М. Забанов и др.» (по другим данным, Н. Махачкеев упоминается с группой Зимина).
Секретная работа
Далее Махачкеев был назначен Уполномоченным по организации Красной Армии центра Сибири. Был схвачен колчаковцами и заключен в тюрьму, освобожден партизанами в начале 1920 года. После освобождения — начальник штаба ВС Красной Армии (под его руководством объединенные отряды партизан), комиссар Березовского гарнизона. Затем учеба в высшей военной школе Сибири. С 1921 года по 1928 годы числился в ВШИ города Москвы, но фактически находился в секретных командировках: организация вывозки хлеба из Семипалатинской области в Поволжье, участие в качестве военного советника в организации Национальной Армии Китая. Вернулся из Китая в 1927 году и опять секретная командировка: на сей раз в китайские лагеря под Москвой (? невозможно разобрать почерк. — Прим. автора).
Далее работа на разных командных должностях: комбат Владивостокской пехотной школы, руководитель тактики в Тверской кавалерийской школе, Ленинградской школе связи, начальник ОБП центрального совета в ОАХ Бурят-Монгольской АССР, руководитель учебного центра в Пензе. До ареста работал начальником ОБП Восточно-Казахстанского Облсовета в городе Семипалатинске.
В деятельности Н. Махачкеева прослеживаются его связи с революционерами — земляками из Аларского района: в материалах о миссии военных советников Советского Союза в Национальной Армии Китая Н. Махачкеев упоминается с группой Зимина, причем инициалов Зимина нет. Не тот ли это Зимин, с которым Николай был в группе левых эсеров? Надо отметить, что в ячейке, созданной М. Сахьяновой в Иркутске, было много аларцев, например, М. Забанов, С. Николаев, М. Ербанов. Известны в Алари также Зимины, Зонхоевы. Далее: во время установления советской власти в Сибири и разгрома колчаковцев Николай Махачкеев наверняка был знаком с революционером из Алари, сподвижником Ф. Дзержинского Владимиром Чайвановым, о котором недавно в «Буряад Унэн» вышла статья «Человек с мандатом на расстрел». Возможно, в дальнейшем секретная командировка по вывозу хлеба из Казахстана в Поволжье была связана именно с ним.
В общем, возникают новые вопросы, а это значит — снова поиски…
Галина Махачкеева