С 1 сентября текущего года все обучение первоклассников будет вестись в соответствии со стандартом нового поколения. По словам министра образования Бурятии Алдара Дамдинова, новые образовательные стандарты существенно отличаются от старых. «В новых стандартах одним из главных требований являются условия обучения для достижения современного качества образования. Поэтому то, что мы проделали в течение последних трех лет, дает нам возможность быть уверенными в будущем», – сообщил он.
Всего в Бурятии 523 общеобразовательных учреждения: 473 дневных общеобразовательных школы, 23 вечерних школы и 27 государственных общеобразовательных учреждений. Общее количество школьников – 119 073. Основная часть воспитанников (54%) учится в городской местности.
Средняя наполняемость классов составляет 25 человек. Впрочем, этот показатель в сельских районах гораздо ниже – 14. Наихудшие показатели по количеству учеников, приходящихся на одного учителя, в Кижингинском (7,8), Хоринском (8,4) и Курумканском (8,6) районах против целевого значения 15. При этом в последние годы количество учеников стабильно сокращается. По сравнению с 2001 годом количество обучающихся сократилось на 35,2%. В настоящее время руководство республики пытается спасти малокомплектные школы с помощью поправок в республиканский Закон «Об образовании». Изменения будут рассматриваться на ближайшей сессии Народного Хурала Бурятии.
– Этот законопроект, исходя из численности жителей в населенном пункте, установит норматив наполняемости классов. В данное время в Законе РБ «Об образовании» прописан лишь статус малокомплектной школы, – сообщил Алдар Дамдинов. – Этой поправкой мы вводим новое понятие – малокомплектная удаленная школа. К сожалению, у нас в системе образования достаточно много школ, которые имеют критичную численность учащихся.
По словам специалистов республиканского министерства образования, говорить о стопроцентной готовности наших школ к новым стандартам рано.
– Учительская общественность озадачена новыми требованиями. Мы информируем образовательное пространство. Проводим методические семинары для педагогов начальной школы, курсовую подготовку. Учителя участвуют в обсуждении проблем перехода на ФГОС. На днях прошла конференция с участием московских экспертов, – сообщили «Новой Бурятии» в ведомстве. – Преподаватели начальных классов проходят курсы повышения квалификации. В настоящее время учителя совместно с родителями учеников должны выбрать основную образовательную программу. Надеемся, что к началу нового учебного года готовность школ увеличится.
По новому стандарту образование предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократичного гражданского общества на основе толерантности». Иными словами, каждый школьник должен не только обладать определенной суммой знаний, но и уметь их применить в обычной жизни. К примеру, младший школьник должен знать иностранные языки, не только быстро читать, но и осознавать значимость чтения для личного развития и т.д.
Неизменным остается только количество предметов и учебных часов. Это традиционные математика, русский язык, ИКТ (информатика), литературное чтение, иностранный язык, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология и физическая культура. Однако при этом внеурочная деятельность в виде экскурсий, кружков, круглых столов и конференций становится обязательной. Объем выделенного времени внушителен – 1350 часов. Это существенно увеличивает нагрузку на школьников и учителей.
Многие учителя опасаются, что этот пункт лишь увеличит «бумажную» нагрузку на учителей. В реальности в школах нет дополнительных помещений для такого количества внеурочных занятий. Соответственно, невозможно организовать полноценный отдых школьников.
- Опять же учителям придется изворачиваться. Строчить отчеты о несуществующих мероприятиях. Вся работа будет делаться для галочки. Внеурочные занятия элементарно будут превращены в дополнительные уроки, – отмечают специалисты.
Остро стоит вопрос и об условиях обучения, так как еще не разработан критерий оценки этих условий в школах. Ведь, согласно новому стандарту, материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность для создания и использования информации. В частности, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио- и видеосопровождением, графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др. Также в школах должны быть все условия для цифрового (электронного) и традиционного измерения, использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий и экспериментов. В том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений.
– Каким образом наши «изношенные» школы будут проводить, к примеру, занятия проектирования и конструирования моделей с цифровым управлением и обратной связью? Большинство наших школ нуждается в элементарном ремонте и обустройстве нормальных столовых, – отметил директор одной из городских школ. – Мы не против изменений. Однако нужно же учитывать современное состояние школы. Однако нельзя ломать существующее, не зная, что хочешь построить. Хотя в этом случае у учителей нет выбора. Мы все будем работать по новым стандартам.
Многие опытные работники образовательной сферы отмечают, что этот подход делает из учителей «менеджеров», умеющих искусно заниматься «очковтирательством», а не обучением.