Впереди у «дорогих россиян» целая рабочая неделя перед Новым годом, на которой и начинается целая череда праздников, хороших и разных. Праздники займут конец декабря и большую часть января. Это два Рождества, два Новых года (старый и новый), Крещение и святки с народными гуляниями и гаданиями. «Новая Бурятия» задалась вопросом: что за чем в этой карусели следует и почему?
Почему Новый год в середине зимы?
Начнем с самого календаря. Всего в мире существовали и существуют несколько сотен известных календарей, которым следовали или до сих пор следуют разные народы Земли. Например, в одной только Индии в настоящее время действуют более 100 календарей, отражающих разные события духовной истории этой страны. А в древности самыми распространенными были солнечный и лунный календари, в соответствии с которыми люди встречали Новый год на смене природного и хозяйственного циклов – осенью и весной.
Например, древние славяне, германцы, евреи и другие отмечали свои праздники начала Нового года по солнечному календарю либо в день осеннего равноденствия в начале осени, после окончания летних работ, либо в день весеннего равноденствия – в начале весны. Многие восточные народы до сих пор пользуются лунным календарем, встречая Новый год в первый день весны.
О монголах и бурятах известно то, что в древности они отмечали Новый год осенью, а затем с введением в эпоху Чингис-хана целого ряда реформ стали «сагалить» в первый день весны по восточному лунному календарю с животным циклом.
Откуда же во всем мире возникла традиция встречать Новый год не с окончанием одного природно-хозяйственного цикла и начала другого (то есть с началом осени или весны), а почему-то в самой середине зимы, когда нет и намека на изменения в природе?
Зачем Юлий Цезарь сместил календарь на два месяца?
Этой странной и трудно объяснимой, с точки зрения смены временных циклов, традиции европейские народы, а затем и остальные народы мира, ранее и не подозревавшие о существовании потомков англичан и испанцев, распространивших христианство и римский языческий календарь в разных уголках земного шара, обязаны одной личности – Гаю Юлию Цезарю. Именно он в 54 году до н.э., вернувшись из своего второго африканского похода, захватил власть в Риме, став на волне военного триумфа и популярности у народа сначала диктатором, а затем и императором.
Именно тогда Юлию Цезарю и пришло в голову начать свои «знаменитые» реформы в Риме. Укрепляя свою абсолютную власть, он провел реформы в разных сферах политического и культурного устройства Рима, включая и реформу календаря. Причем, введение нового, юлианского, календаря было не самым важным для самого Цезаря. Но дольше всего сохранилось именно это наследие римского политика.
Самое интересное, что начал он свои реформы, совсем не дожидаясь Нового года, который римляне тогда отмечали в день весеннего равноденствия, а прямо посреди зимы. Время выхода целого пакета «реформистских» указов популярного полководца выпало на начала января. С этого и начался календарный отсчет времени по новому римскому, тогда еще языческому календарю.
При этом Юлий Цезарь даже не удосужился изменить названия четырех месяцев, отражающих их порядковые номера в старом римском календаре. Так, сентябрь (septem – лат. «семь», september – лат. «седьмой) раньше был седьмым по счету месяцем в календаре, который вел начало года с первого весеннего месяца – марта. Октябрь (octo – лат. «восемь», october – лат. «восьмой») был восьмым месяцем, ноябрь (novem – лат. «девять», november – «девятый») – девятым, а декабрь (desem – лат. «десять», desember – лат. «десятый») – десятым. Этот казус благополучно сохранился до настоящего времени и не менее благополучно перешел в новый, уточненный, григорианский календарь, которым последние несколько веков пользуются в Европе. И будут пользоваться до тех пор, пока не накопится новая сумма «лишнего времени», которая неизбежно образуется при пользовании этим линейным, а потому не совершенным календарем.
Юлианский календарь: от Петра Первого до Ленина
В дохристианской России тоже сначала была распространена традиция встречи Нового года в день осеннего равноденствия, а затем вместе с христианством восточного толка московиты приняли византийский календарь, ведущий начало от «сотворения мира». Этим календарем до сих пор пользуются русские старообрядцы, для которых сейчас прошло всего семь с лишним тысяч лет от сотворения мира Богом. Этот календарь и действовал в России до 1700 года и лишь Петр Первый прервал эту «православную» традицию, введя в Москве взятый в Европе юлианский календарь.
1 сентября 1699 года в Москве подданные московского царя (страна тогда еще называлась Московским царством, а не Россией или Российской империей) последний раз отметили Новый год по византийскому календарю, а в начале января только что вернувшийся из длительной «стажировки» в Европе Петр I заставил всех встречать другой, «юлианский» Новый год. Предварительно подавив начавшиеся было внутренние бунты и казнив верхушку оппозиционных бояр и смутьянов-стрельцов.
Юлианский календарь действовал на территории образованной Петром Первым Российской империи до конца ее существования в 1917 году. «Безбожные» большевики во главе с Владимиром Лениным в январе 1918 года узурпировали власть в стране, называемой тогда Российской республикой, разогнав Учредительное собрание – конституционный орган, который и должен быть учредить в России демократический образ правления и новые законные государственные институты взамен существовавшей ранее конституционной монархии. Одной из реформ, которые планировали провести власти демократической республики, был переход с устаревшего юлианского календаря на новый, григорианский календарь, которым уже давно пользовались все страны Европы, включая те, где главенствующее место занимала Восточная ортодоксальная (православная) церковь.
Эту реформу в только что образованной Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) большевики и провели в первую очередь. Граждане РСФСР легли спать вечером 31 января, встав же утром следующего дня, обнаружили, что на дворе не 1 февраля, как ожидалось, а уже 14 февраля. Это юлианский календарь заменили на григорианский. В независимом государстве Сибирь, просуществовавшем в течение четырех-пяти месяцев на востоке бывшей Российской империи, демократическое Временное сибирское правительство перевело свои институты на григорианский календарь осенью того же 1918 года.
Два Новых года и два Рождества – это по-нашему!
С началом реформы все государственные институты и сами граждане РСФСР перешли на новый календарь. Кроме Российской кафолической православной церкви (именно такое название носила эта церковь до революции и гражданской войны в России).
Обидевшись на то, что большевики отделили ее от государства, православная церковь осталась на «старом стиле». Именно с этого времени в нашей стране появились два Рождества и два Новых года.
Таким образом, сегодня в России католики отмечают Рождество Христово 25 декабря по действующему во всех странах мира григорианскому календарю. Затем 1 января следует непризнанный Русской Православной Церковью Московского патриархата (РПЦ МП) Новый год по григорианскому календарю, отмечаемый, впрочем, всеми без исключения. Далее 7 января (25 декабря по «старому стилю») следует «православное» Рождество Христово, отмечаемое по юлианскому календарю. И наконец, 14 января только в России отмечается уникальный праздник под названием «Старый новый год»! По старой доброй традиции именно старый Новый год и завершает в России череду новогодних праздников для подавляющего большинства населения страны. Исключая мусульман, буддистов и индуистов, отмечающих свои новогодние праздники с приходом весны.
Парадокс, но в нашей стране приверженцы восточного ортодоксального христианства, ратующие за чистоту учения Христа, отмечают Рождество совсем не по христианским календарям. Русские старообрядцы делают это по византийскому календарю, который уходит корнями к древнеегипетскому языческому календарю, а РПЦ МП – по языческому римскому (юлианскому) календарю! Не менее странно, что вслед за Русской Православной Церковью в этот же день, 7 января, встречают Рождество и российские протестанты.
25 декабря жители Бурятии, которые следуют западным традициям, отмечают праздник, за которым в России закрепилось насколько устойчивое, настолько и неверное по смыслу название – «католическое Рождество».