«Новая степь» Зорикто Доржиева

6 октября в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова открылась выставка Зорикто Доржиева «Новая степь».
Общество |
Экономика |
Спорт |
Происшествия |
Здоровье |
Политика |
Культура |
Туризм |
Любимые песни родителей |
Бурятия сегодня |
Фото «Новая степь» Зорикто Доржиева

Новая степь для кочевых народов в наше время – это весь мир. Мироощущение современного представителя монгольских народов на уровне ощущений, снов и игры подсознания – на картинах бурятского художника. Это связь прошлого и современного, Европы и Азии, Запада и Востока, как инь и янь современного мира.

И эта связь прослеживается и в самом движении выставки «Новая степь» – после всемирно известной биеннале в Венеции  она приехала в Улан-Удэ, в центр азиатского искусства России. И это, безусловно, подарок для улан-удэнцев.

Как сообщила в приветственном слове министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, выставка «Новая степь» – важное и ожидаемое событие, которое состоялось благодаря поддержке арт-галереи «Ханхалаев» (г. Москва).

В большом и светлом зале представлено более 40 картин. Зорикто Доржиев  один из тех художников, благодаря которым бурятское искусство выходит на мировой уровень. Вряд ли его работы могут кому-то не нравиться. Помню  ощущение от его первой выставки,   его картин –   словно проснулся в детстве  ранним летним утром,  и счастье, не обусловленное ничем счастье  охватывает тебя. И ты даже не осознаешь этого. Такие ощущения буквально лились с полотен… Остались ли они? Сейчас впечатления немного иные, да и художник ставил перед собой другие задачи….

Перед началом выставки Зорикто сказал, что выставляться на родине, в Бурятии, для него большая ответственность и он испытывает больше волнения. Наверное, это можно объяснить. В Европе или  в  Америке с интересом смотрят на самобытного художника откуда-то из Азии, но в Бурятии зрители хорошо его знают, понимают мотивы, которые используются в сюжетах картин,   поэтому и отношение к ним немного другое. Мы в этой теме, можно сказать, живем. Прием со смешением различных культур  не так уж и нов. Идет ли этот разрыв на пользу творчеству? Мне как-то больше по душе   национальные  сюжеты. Здесь, на выставке, картины навевают мысли о том, что было бы, если Запад стал Востоком, а Восток – Западом, о том, что все в мире смешалось, как в доме Облонских, что Восток уже стал немного Западом.  Как на картине «Лабиринт»: небоскребы, лама, степь, земной мир замкнулся – теперь расширяться можно только за счет подсознания…      

    Перед открытием Зорикто Доржиев рассказал о трех основных темах выставки: видение мира через детское восприятие, преломление классического искусства через этнические корни и художественные образы степной истории. Все очень гармонично, самобытно и интересно. «Девушка с горностаем» как переработка и слепок полотна Леонардо да Винчи, видимо, относится ко второй теме. Кто ближе самому зрителю? Художник? Девушка-азиатка, которая заменила юную итальянскую герцогиню? Или этот ручной горностай – хищник, выросший в неволе, в чужой среде? Этот человек и животное, запертые в кольце перерождений… Каждая картина навевает какие-то мысли.

Сюрпризом открытия выставки стала демонстрация видеоинсталляций Арюны Song, подготовленных галереей «Ханхалаев» по мотивам произведений Зорикто Доржиева. Из хаоса молекул и атомов, мерцания Вселенной, волн и нитей света  появляется контур, который превращается в одно из полотен Зорикто. За кадром звучит завораживающий голос этнической певицы Урна.

 Видно, что Зорикто Доржиев постоянно в процессе, в поиске. Может быть, в соперничестве с самим собой, прежним, когда новые работы должны быть лучше предыдущих. В этом  некая трагедия и карма художника, которую бывает трудно пережить. Главное, что в картинах Зорикто осталась общечеловеческая тема добра и искренности, рождающая  светлые чувства и эмоции.

Не посетить выставку нашего знаменитого и молодого художника   просто непростительно. Иначе  в следующий раз придется ехать за ней в Лондон или Париж.    

 

 

Кол-во просмотров: 2480

Поделиться новостью:


Поделиться: