3 июля в администрации города Улан-Удэ прошли публичные слушания по изменению в главный стратегический документ столицы Бурятии. Обсудить Генеральный план Улан-Удэ пришли чиновники, общественники, ТОСовцы, юристы и обычные горожане, самый большой зал мэрии был полон. Кроме того, до дня слушаний предложения горожан были приняты по электронной почте.
С расширенным докладом выступила главный архитектор проекта – специалист из ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» из Москвы Елена Хазыкова.
Стратегический документ является основой для градостроительного зонирования территории города. Опираясь именно на него, принимаются Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ, проекты планировки, которые, собственно, и регулируют строительство в зоне общественной деловой застройки, жилой зоне, на территориях с особыми условиями использования и так далее.
Прежний Генеральный план датирован 2008 годом, за минувшее десятилетие многое изменилось: социально-экономические условия, требования Градостроительного кодекса, санитарно-защитные зоны и другие. По данным официальной статистики на 2019 год, в Улан-Удэ проживает более 430 тысяч человек, а по данным сети городских поликлиник, эти цифры намного больше. Нынешний Генеральный план рассчитан на численность в 550 тысяч человек.
В публичных слушаниях участвовало около 200 человек. Все вопросы и предложения запротоколированы, сегодня в комитете по архитектуре их сводят в единую таблицу. Следующий этап – рассмотрение поступивших предложений на заседании комиссии по градостроительной деятельности. Разработчики проекта обещали, что все предложения, которые не противоречат федеральному законодательству, обязательно будут включены в Генеральный план. Затем измененный Генеральный план будет отправлен на согласование в федеральные министерства и ведомства. Последний этап проекта – направление на утверждение городскому Совету депутатов до 31 декабря 2019 года, а срок утверждения народными избранниками – до 30 апреля 2020 года, сообщили в мэрии.
На слушаниях с докладом выступил юрист Николай Васюткин, который несколько лет работал заместителем председателя комитета по землепользованию города Улан-Удэ. В интервью «Новой Бурятии» Николай Васюткин рассказал, почему городу нужен обновленный Генплан, чего в нем не хватает и что необходимо в нем изменить, а также насколько эти вопросы решаемы.
– Какие основные задачи должен решать Генплан Улан-Удэ? Чего, на первый взгляд, в нем не хватает?
– Нужны новые подходы к развитию исторического центра города. Там имеются ограничения по этажности при новом строительстве. Многим инвесторам нерентабельно строить малоэтажные дома. Хотя мы все понимаем, что здесь нужна программа по реновации – расселение жителей, снос аварийных домов и возведение новых зданий. Вне сомнения, проектировщиками была использована программа по реновации города. Но проблема городской программы заключается в том, что она не везде подкреплена бюджетом.
Никто из инвесторов не будет расселять жителей из аварийных домов и на их месте строить социальные учреждения, если не будет четких гарантий по дальнейшему выкупу этих зданий. Может быть, здесь нужно развивать муниципально-частное партнерство. К примеру, во многих районах имеется нехватка муниципальных земель для детских садов и школ, и нам нужно использовать землю под аварийными домами под муниципальные нужды.
Практически перед проектировщиками ставились большие планы. Но по многим вопросам у нас нет нормальных социально-экономических программ. Поэтому это задача была и у мэрии на период проектирования – параллельно отрабатывать программы по развитию города.
– Что именно, по вашему мнению, необходимо изменить в Генплане?
– Основная причина изменений в Генплане – это общественный запрос. Сейчас население столкнулось с проблемами по оформлению прав на жилье, поэтому оно активно поддерживало инициативу по изменению плана. Правда, ожидания были большими. К примеру, многие микрорайоны города, где находится индивидуальное жилье, по действующему плану попали в общественно-деловые зоны, рекреационные зоны, многоквартирную жилую застройку. Притом возраст этих домов во многих случаях большой – несколько десятилетий. Оно стало аварийным и ветхим, появилась нужда у жителей в сносе и реконструкции. Подобных микрорайонов много – Сосновый, Батарейка, Южные Саяны и т.д.
А заложенные Генпланом функциональные зоны просто не позволяют сделать это. Практически эти поселки оказались вне закона. И вновь построенные дома – это самоволки. Люди не могут оформить материнский капитал, нормально продать, заложить по кредитным целям. Соответственно, люди ждали решения этих вопросов от проектировщиков. Но пока внятного решения не получили.
Вторая проблема – это самовольные постройки, которые появились в конце 90-х и 2000 годах. У нас появились целые микрорайоны, которые не были заложены старым генпланом. Но там проживают тысячи горожан, и просто не решать эту проблему мы не можем. Яркий пример – микрорайон Таежный. Если по Таежному было принято политическое решение их узаконить, то по многим другим жителям остается вопрос, хотя это примерно 1000 домов. И дальнейшее «умолчание» данной проблемы может опять дать всплеск социальному недовольству.
Надо сказать, сейчас жители стали намного мобильнее и скоординированы благодаря интернету, социальным сетям. И это недовольство было высказано на общественных слушаниях.
– Решаемы ли эти проблемы? Как, по вашему мнению, можно их решить?
– Я считаю, что эти вопросы решаемы. Мною были внесены предложения по решению старых одноэтажных микрорайонов (Батарейка, Сосновый и т.д.). Предусмотреть возможность размещения в этих микрорайонах жилых домов. Все мы понимаем, что главная задача проектировщиков – запроектировать красивый и современный город. Но мы не можем просто взять и ущемить жилищные права людей.
Есть несколько вариантов – либо эти микрорайоны включить в общественно-деловую зону с возможностью размещения жилых домов. Кстати, ведь недавно были поправки в Градостроительный кодекс России, которые предусмотрели это право. Правда, отдали это на откуп муниципалитетам.
Либо попробовать предусмотреть реанимационную зону, где была бы и общественная, и жилая застройка, включая многоквартирные дома. Это новый инновационный подход, и почему бы нам не заложить это в Генплане? Мне кажется, не надо бояться экспериментировать.
Населению старых поселков обидно, ведь они – собственники земли, а их проблемы не были решены проектировщиками. При этом самовольщикам дали возможность узаконить свои дома в некоторых микрорайонах, как в микрорайоне Стрелка на Верхней Березовке. И там ведь живут далеко не бедные люди. Здесь не должно быть дифференцированного подхода. А мы практически законсервировали их дома. С одной стороны, они ничего не могут построить законно, с другой стороны, нет и инвестора, который бы выкупил дома.
– Какие основные претензии горожан к Генплану были высказаны на публичных слушаниях? Какие из них могут быть услышаны и поддержаны властями города?
– Мне очень понравился доклад директора Фонда развития города Улан-Удэ Евгения Бартанова, который озвучил огрехи Генплана относительно коммерческой недвижимости. Но он в основном коснулся действующих инвестиционных проектов, крупного бизнеса. Во многих случаях коммерческие участки были отнесены к рекреационной (зеленой) зоне, что явно нарушает интересы бизнеса и порою населения, которое является потребителем.
Основная проблема генплана заключается в том, что многие земельные участки были отнесены к «зеленой зоне». Связано это с тем, что по нормативам наш город должен иметь больше парков, скверов. И проектировщики порою за счет наших жителей и бизнеса отнесли их к этой зоне, фактически поставив «вне закона». По многим участкам были пересечения различных зон. Половина находилось в жилой зоне, другая – в транспортной или рекреационной зоне.
Были обращения граждан по развитию социальной сферы. Например, жители микрорайонов Тепловик, Светлый, Радужный выступили коллективно и собрали большое количество подписей под запрет на строительство складов и торгового центра по ул. Мокрова, где находились иловые поля (очистные сооружения) ТСК. Мною также было отмечено о необходимости строительства в данном месте Физкультурно-спортивного комплекса. Нам в Октябрьском районе не хватает больших спортивных центров, где были бы представлены многие виды спорта – легкая атлетика, спортивные единоборства, бассейн и т.д.
Лично я считаю, что нам нужно развивать Левый Берег. Там есть сельскохозяйственные поля, которые практически заброшены и не используются. При этом инвестор готов был там строить социальные учреждения в рамках муниципально-частного партнёрства, общественные и торговые центры. Но проектировщики отказываются поддержать данную инициативу, хотя сами же проектируют защитную дамбу. Например, ее построят к 2022 году, а вот для инвестирования этой земли опять придется менять генплан. К сожалению, разработчики в некоторых местах противоречили.
Надо заметить, что было внесено много предложений и замечаний. Данный Генплан надо дорабатывать и дополнительно обсуждать. И.о. мэра Александр Иринчеев четко отметил данный факт, и это дает нам надежду, что все они будут услышаны.