В редакцию «Новой Бурятии» попал интересный документ: дизайн-проект многофункционального культурно-делового центра «Байкал Эрмитаж», который в этом году презентовали главе Бурятии Алексею Цыденову и руководителю Ростуризма Зарине Догузовой.
Крупный инвестиционный проект стоимостью 19 млрд рублей инвесторы из Санкт-Петербурга представили в Бурятии еще в октябре. А уже в ноябре на презентации проекта в Ростуризме стало известно имя инвестора, им оказался генеральный директор официальной гостиницы Государственного Эрмитажа Эдуард Бабаев. Об этом сообщалось на странице в соцсети полномочного представительства Бурятии в Москве.
Инвестор планирует реализовать проект в особой экономической зоне «Байкальская гавань» в селе Турка Прибайкальского района Бурятии. Планируется, что на Байкале будет создан многофункциональный культурно-оздоровительный центр с гостиницей премиум-класса, парком под открытым небом, а также с выставочным, туристическим, концертным, спортивным, медицинским комплексами.
– Обсудили проект, объем инвестиций, перспективы и сроки реализации, финансовую модель и бизнес-план. Инвестор планирует приступить к реализации уже в 2021 году, – отметил Антон Виноградов.
Сейчас соглашение с инвестором находится на стадии подписания, сообщили на странице полпредства. А в августе этого года в налоговой инспекции по Республике Бурятия была зарегистрирована новая компания с названием «Байкал Эрмитаж». Уставный капитал составил полмиллиона рублей, а гендиректором названа Ирина Николаевна Бабаева. Все эти данные находятся в открытом доступе.
«Новая Бурятия» попросила прокомментировать проект известного бурятского архитектора Геннадия Хунхенова. По мнению эксперта, проект не имеет ничего общего с курортной архитектурой. Кроме того, архитектор отметил, что в этом проекте нет решений, учитывающих региональную, национальную идентичность, раскрывающую специфику и уникальность местоположения проекта – у озера Байкал:
– По генплану это устаревшая, типично городская, квартальная, административно-жилая планировка в пост-сталинской (советской) стилистике, ничего общего не имеющая с курортно-прибрежной, отельной архитектурой. Тем более неуместной с точки зрения природно-экологической, этнокультурной специфики озера Байкал. Линейно-фронтальная композиция застройки перегораживает панорамные и видовые перспективы для 2- и 3-й линий. Нет решений по классификации и функциональному зонированию. Вообще ничего нет по композиционному решению архитектурной стилистики, основным функциональным зонам и объектам. Все представлено в однообразно штампованной пластике административных зданий, очень далекой от современных трендов технологических и экологических решений. Подобный подход обескураживает в контексте позитивных процессов, происходящих в соседних регионах (Иркутск, Якутск и др.). Там проводят международные конкурсы в поисках региональной, национальной идентичности, раскрывающие специфику и уникальность «духа места». Что уж говорить о Байкале…
Действительно, судя по проекту, авторы ничего не знают о республике, не владеют информацией о культурном богатстве региона, не учитывают в проекте национальные аспекты. Впечатление, что авторы проекта делали его на скорую руку, немного пройдясь по верхам информации из интернета.
Словно штамповали проект, используя в качестве вдохновения несколько зданий в центре столицы Бурятии сталинской постройки, слегка приукрасив эти здания в строгом «административном» стиле элементами бурятского орнамента, а в качестве примера использования национальной специфики взяли несколько скульптур известного бурятского скульптора Даши Намдакова.
Внутреннее убранство культурно-делового центра авторы представляют несколько странно, словно совершенно не понимая, в каком регионе планируется строить этот центр. Это выглядит так – «дорохо-бохато», что нисколько не гармонирует с местом, где проект предполагается строить.
И, вероятно, в этом центре будут проводиться пафосные мероприятия со следующим культурным наполнением: балет, восточные танцы, презентации и банкеты, и все это в проекте называется одним модным словом «мультикультурализм». В проекте подчеркивается, что утверждение политики мультикультурализма является одной из основополагающих идей проекта.
Отметим, ее политика – это в том числе и уважение региональной специфики, то есть традиций и культуры того народа, на земле которого и планируется строить туристические объекты. Мультикультурализм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
И в этом ключе критика попавшего в наши руки дизайн-проекта культурно-делового центра на бурятской земле выглядит обоснованной и вполне логичной. Однако, судя по печальной истории всех громких инвестпроектов в республике, «Байкал Эрмитаж» может стать еще одной несбывшейся мечтой Бурятии. По крайней мере, мы надеемся, что этот проект не будет реализован в том виде, в каком мы его увидели.
Вера Чистова