«Неправильные» очистные сооружения

В 2017 году в Улан-Удэ приступили к реконструкции и модернизации правобережных очистных сооружений согласно ФЦП «Охрана оз. Байкал и социально экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы».
Происшествия |
Фото «Неправильные» очистные сооружения

В 2017 году в Улан-Удэ приступили к реконструкции и модернизации правобережных очистных сооружений согласно ФЦП «Охрана оз. Байкал и социально экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы». Сметная стоимость строительства – 2,7 млрд руб.

Не те задачи

Минприроды РБ в письме от 29.12.2015 г. №П-08/0087/15 в адрес члена Совета ФС РФ А.Г. Варфоломеева сообщило, что в результате выполнения работ по реконструкции очистных сооружений планируется улучшить: качество очистки сбрасываемых сточных вод; избавить население микрорайона Стеклозавод от вредных и неприятных запахов; сократить зоны санитарной охраны до 50 м; снизить энергопотребление объекта на 20-25%, в результате чего можно пересмотреть тариф на водоотведение.

Но ведь в приложении №1 к ФЦП таких задач и не ставилось. Целевым индикатором должно быть сокращение объемов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории. Такой «индикатор» проектировщикам при заключении муниципального контракта не был поставлен ни Минприроды РБ, ни администрацией г. Улан-Удэ.

И при сдаче объекта после завершения работ по реконструкции и модернизации очистных сооружений может возникнуть вопрос, а будут ли достигнуты показатели сокращения объемов сброса стоков в реку Селенгу к концу 2020 года до 31,6% по сравнению со 100% сброса в 2013 году? Скорее всего, сколько сточных вод поступит из коллекторов Улан-Удэ на очистные сооружения, столько после очистки и будет сброшено в Селенгу. Эти реконструкция и модернизация по окончании строительства вполне могут соответствовать выражению: «хотели сделать как можно лучше, а получилось как всегда».

Проблема с водоотведением

Чтобы достичь ежегодного сокращения объемов сброса стоков по указанному Приложению, заказчики проекта проигнорировали приложение №3 ФЦП, в котором в п. 1 четко прописано проведение одновременно двух равнозначных работ: «модернизация и реконструкция комплекса очистных сооружений» и «устройство системы водоотведения». Без устройства системы водоотведения уже условно очистных стоков никакого снижения объемов сброса сточных вод в реку Селенгу не будет.

С проектированием системы водоотведения возникнут очень сложные препятствия, как с точки зрения соблюдения требований законодательства, так и технического порядка. Стоимость работ по созданию системы водоотведения будет в разы выше, чем стоимость реконструкции самих очистных сооружений.

Как пояснил директор департамента экономики и финансов Минприроды РФ Сергей Бубенов газете «Коммерсантъ», стоимость строительства очистных сооружений в г. Улан-Удэ может достичь и 8 млрд руб., очевидно, предвидя устройство системы водоотведения стоков.

Водоотведение на ближайшие массивы (площадки) вблизи г. Улан-Удэ ограничивается рельефом. Поймы рек Селенга и Уда неширокие, подстилающие породы на них сложены из песчано-гравийной смеси, по которым движется мощный подрусловый поток, который тесно связан с горизонтом воды в водоисточнике, что препятствует созданию на них полей фильтрации (ПФ), земледельческих полей орошения (ЗПО), глубоких траншей, искусственных прудов и т.д.

Разместить ПФ, ЗПО и др. невозможно в поймах рек еще и потому, что действуют определенные параметры водоохранной зоны рек. Так, например, минимальная ширина для Селенги установлена 1 000 метров как вправо, так и влево от уреза воды. Для притоков I порядка реки Уды – по 500 метров. Эти параметры ранее были установлены постановлением правительства РБ №317 от 29.09.1997 г. В этих водоохранных зонах любое капстроительство запрещено.

Обстоятельства диктуются еще и тем, что эти поймы периодически затапливаются летними паводками – от горы до горы, поскольку отсутствуют водозащитные дамбы обвалований. Ну, а осуществлять водоотведение от очистных сооружений за пределы Байкальской природной территории – это, значит, перекачивать их в реку Витим или в реки Иркут и Ангару.

Есть более надежный вариант

Предлагается более надежный вариант и экономически окупаемый по финансовым затратам – вариант водоотведения стоков по утилизации их на земледельческих полях орошения (ЗПО) Тугнуйской долины. Построить их можно на заброшенных землях сельхозназначения и получать на них громадное количество урожая различных культур, семян многолетних трав  и т.д.

На официальном портале органов госвласти РБ приведены скупые сведения от 04.08.2017 года о стоимости реконструкции очистных сооружений в 2,7 млрд руб., которые были высказаны министром МПР РФ Сергеем Донским в п. Танхой в присутствии президента России В.В. Путина. Портал также информирует, что председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства РФ от 9 июня 2017 года о выделении 314 млн руб. на реконструкцию правобережных очистных сооружений г. Улан-Удэ. Это позволит сократить объемы сброса загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории и оз. Байкал. Эта трактовка на портале соответствует приложению №1.

Кстати, в марте 1993 года была разработана «Комплексная программа политики землепользования для российской территории бассейна оз. Байкал», в которой четко предлагалось, что нужно срочно делать, чтобы улучшилось экологическое состояние в бассейне оз. Байкал – в озеро поступают многочисленные сточные воды, это должно быть прекращено.

Этот запрет не осуществлялся более 35 лет, и только ФЦП «Охрана оз. Байкал … на 2012 - 2020 гг.» приняла радикальное решение по сокращению объемов сброса сточных вод. И за 2020 год сброс в реку Селенгу будет полностью прекращен. Это одна из 4-х ранее действующих целевых программ по сохранению Байкала, которая предусмотрела прекращение сброса недостаточно очищенных сточных вод города в Селенгу.

Почему чиновники против?

Водоотведение на земледельческие поля орошения (ЗПО) на данный период торпедируется Минприроды РБ и Восточно-Байкальской природной прокуратурой. Они утверждают, что ЗПО законом от 21.07.2014 г. №219-ФЗ отнесены к разряду  водосборных площадей (рельефу местности), на которые сброс сточных вод строго запрещен. Но они этот запрет конкретно не подтверждают ни названием статьи, ни пунктом закона или подзаконного акта. Земледельческие поля орошения (ЗПО), поля фильтрации (ПФ) – это исконные площадки, на которых осуществляется самая надежная очистка стоков.

Они еще дополнительно ссылаются на письмо Департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России от 10.10.2016 г. №12-50/8275-ОГ. В письме изложено, что «ФЗ от 21 июня 2014 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части исключения такого вида негативного воздействия на окружающую среду, как сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборную площадь».

А вот только о ЗПО, как бы отнесенном к водосборной площади, в этом письме нет ни одного слова. Статья 16 трактует об оплате за негативное воздействие на окружающую среду, но никак не об отнесении ЗПО к водосборной площади.

Путаница в терминах?

Эти термины, водосборная площадь и рельеф местности, отнесенные к ЗПО, – выдумки. Чиновники, очевидно, путают ЗПО с обычными полями, лугами и пастбищами, орошение которых осуществляется из поверхностных источников. Они в свою очередь по природным условиям связаны как с рельефом местности, так и с самой водосборной площадью.

Но ведь ЗПО создаются на основании ПСД с комплексом различных гидротехнических сооружений: дамбами обвалований, коллекторами для отвода профильтровавшейся воды, дорожной сетью с переездами и мостами для въезда на поля сельхозтехники, ведущей посев и уборку урожая, наблюдательными скважинами, автоматикой и т.д.

Как после этих проведенных капитальных работ по созданию ЗПО можно отнести их к рельефу местности? Просто несусветная глупость. Мне совершенно непонятна позиция Минприроды РБ и прокуратуры – зачем фальсифицировать давно признанные и широко применяемые для надеждой доочистки стоков как ЗПО, так и поля фильтрации (ПФ)? Они же предлагают сливать стоки в водный объект, то есть прямо в рыбохозяйственную реку Селенгу.

Но как теперь поступать с утвержденной правительством РФ ФЦП «Охрана оз. Байкал», которая трактует сокращение объемов сброса сточных вод на Байкальскую природную территорию и совсем прекращает их сброс за пределами 2020 года? Надо полностью исполнять задачу, поставленную в ФЦП «Охрана оз. Байкал» и немедленно приступить к составлению ПСД по водоотведению стоков. Водоотведение можно осуществлять только на ЗПО – это ровный рельеф земель сельхоззначения, хорошая фильтрационная способность подстилающих грунтов, подпочвенные воды находятся на глубине от 2-5 метров. Ближайший водоисточник речка Тугнуй зимой полностью замерзает, а летом в засушливый период ее воды не добегают до реки Хилок.

ЗПО будут удалены от реки Хилок в 70 км, а до створа расположения очистных сооружений г. Улан-Удэ еще 120 км, до самого священного моря – еще около 100 км. Общая удаленность очистки стоков на ЗПО составит порядка 300 км. Требования к созданию ЗПО именно такие, как удаленность от рыбохозяйственных водоисточников и малочисленного проживания населения. Этим требованиям полностью соответствует Тугнуйская долина. Ближе к городу таких ровных по рельефу мест нет, поскольку под очистку такого громадного объема стоков, а они с учетом роста населения города на перспективу составят около 200 тыс. куб./м в сутки, потребуются площади земель под ЗП в пределах 40-45 тыс. га.

А.Л. Ветошников, труженик тыла Великой Отечественной войны

Кол-во просмотров: 2249

Поделиться новостью:


Поделиться: