Интервью у Зорикто Доржиева я решила взять, общаясь через социальную сеть. Как выяснилось, не только с высоким искусством, но и с эпистолярным жанром, а так же с пунктуальностью, столь несвойственной людям творческим, у художника все в порядке. Отсутствие визуального контакта, конечно, немного сказывалось, но все же искренний разговор состоялся. Метафоричность образов и мышления в нем органичны. Скоро у Зорикто состоится выставка в Лондоне, уже далеко не первая его зарубежная экспозиция и это не могло не стать поводом к нашей беседе.
- Скоро новый учебный год, а учитель моей дочки в художественной школе сказал, что осмысленное рисование начинается лет с 12. Раньше начинать учиться, смысла нет. Вы согласны с этим, и что вы рисовали в детстве?
- Смотря, что понимать под «осмысленным рисованием». Ребенок в четыре года разве не осмысленно рисует? Он ведь совершенно сознательно выводит каракули. Он рисует конкретные вещи: вот машина, а это дом. Здесь туча, а тут мама идет по улице. Для него это такой же настоящий серьезный и осмысленный мир. А по поводу – когда учиться рисовать? И до 12 смысла нет?
Право, даже и не знаю что сказать… Это как – после шести часов не кушать. Вы пробовали спать голодным? Если ребенок хочет что-то творить – думаю, было бы не совсем правильным ждать определенного возраста готовности. Под рисованием я понимаю творческий процесс. Сознательный или подсознательный – не важно. То, что ребенок открывает для себя, когда пытается визуализировать свои эмоции, впечатления или мечты, и есть самое главное на мой взгляд. А научится технической стороне дела – размешивать краски и ровно их укладывать на холст большого ума не надо.
В детстве рисовал очень много. Всегда и везде. Мой отец – художник, поэтому вокруг меня всегда были краски, карандаши и бумага. И отец сохранил многие мои детские рисунки. Сейчас смотрю иногда и вижу в них больше искренности и прямоты, чем я «сегодняшний». Ребенок ничего не боится изображать. Он не думает о том, чем рисовать и на чем, сколько надо времени, что скажут окружающие. И в этом сила детских работ.
Скоро у меня выйдет книга. Рабочее название Zorikbook. Туда войдут разные интересные вещи. Это различные эскизы, неизвестные вариации сегодняшних картин и мои детские рисунки. Эдакая книга художника. Помимо этого попробовал себя в литературном жанре. Смешно конечно. Но всяческие комментарии, воспоминания и размышления обрели форму неких рассказов-новелл.
- Дак вы еще и писатель! Мне кажется, вам явно тесно в рамках изобразительного жанра…
-Думаю, как бы ни вкусны были буузы, кушать их каждый день и утром и вечером станет скучно. В лучшем случае. Живопись, так или иначе, все равно остается основной моей деятельностью. Но помимо этого – не все идеи и мысли можно воплотить на холсте. Поэтому появляются и книги, и костюмы.
- Вас сравнивают с Даши Намдаковым? Как вы относитесь к этому?
- Ну, это же классно! Я, можно сказать, благодаря Даши начал серьезно заниматься «изобразительством» – после его выставки в Красноярске, где я впервые увидел его работы, еще будучи студентом. И позднее, когда Даши и продюсер Константин Ханхалаев позвали меня на проект «Монгол», я еще больше и глубже ушел в живопись. Хотя еще во время учебы меня одолевали сомнения – чем же заниматься?
- Почему вы редко пользуетесь яркими красками?
- Все относительно. Для кого-то цвета покажутся густыми и естественными, кому-то излишне аскетичными, а другой и вовсе не увидит цвета. И я не могу, затрагивая тонкую лирическую тему, использовать ядрено-зеленый! Это все равно, что пытаться усыплять ребенка под Rammstain или прийти на свидание с девушкой с толпой выпивших товарищей.
- Творческие люди часто употребляют. Прибегаете ли вы к этому во время кризисов творческих и вообще как переживаете кризис, если он случается?
- В одном московском издании напечатали интервью со мной, в нем был вопрос о допингах творческих людей. Ну, я отвечал, совершенно искренне, что, мол, выпиваю редко и мало, иногда могу выкурить сигару или трубку, наркотики не употребляю. Так вот, вышла статья с названием «НАРКОТИКИ МНЕ НЕ НУЖНЫ». Знаете, сколько было потом дурацких комментариев? Типа, ну вот, теперь ему не нужны наркотики. Вылечился, наверно. Хотели позвать на семинар «Ты можешь победить зло!»
Не гурман в вопросах алкоголя. Однако люблю некоторые «вкусные» вещи. Как-то мой хороший друг, журналист и известный не только в России специалист по виски Эркин Тузмухаммедов пригласил меня поучаствовать в конкурсе от шотландского виски. Суть конкурса проста и очень весела. Надо было бочку из-под виски превратить в артобъект. Конкурс ежегодный и приглашаются всяческие известные творческие люди. Но не это главное. После конкурса всем подарили по большой бутылке 60-летнего шотландского. Я привез это домой и иногда по поводу или без угощал друзей и угощался сам. Вот только к концу этой литровой бутыли, а это спустя наверно полгода, может и больше, я стал ощущать всю полноту вкусовой палитры этого напитка. Помимо этого под новый год этот же бренд выслал всем участникам конкурсов еще по бутылке. На сей раз 30-летнего и уже 0,5 литра. Был очень рад.
Будучи в Брюсселе со своей выставкой – я попробовал бельгийское монастырское пиво. И это настолько отличалось от всего, что пробовал до этого, что тотчас же стал его поклонником. Оно отличается от серийного заводского. Как мне сказали – монахи отвечают за качество!
- Судя по всему, друзей у вас много. Вы посещаете богемные тусовки и вообще причисляете себя к локальным (нелокальным) celebrity? Как вообще расцениваете местную богемную тусовку, учитывая, что у нас свои традиции, а вторжение чего-то инородного, типа господина Лубченко вызывают у местных творческих людей шок и непонимание. С кем из местных людей искусства по-настоящему дружите?
- «Локальный celebrity» – круто звучит! Расскажу историю. Это было года три назад. В аэропорту нашего города на регистрации оказалось, что у меня перевес пару с лишним килограммов. Чтобы не платить за перевес говорю, мол, я сейчас вытащу вещи на эти пару килограмм, и все будет в порядке. И начинаю распаковывать чемодан. Достаю там один пакет, другой. Очередь стоит, ждет, нервничает. Тут, видя ситуацию, подходит на помощь вторая женщина-регистратор, смотрит в документы, потом на меня. «Это же Зорикто Доржиев!» – приглушенно говорит подошедшая на помощь женщина своей коллеге. «А кто это?» – спрашивает она и глаза ее делаются испуганно большими. «Да это же наша знаменитость! Его по телевизору показывают. Он в Москву летит, а ты тут задерживаешь. Пропускай!»
Я расплываюсь в улыбке этой женщине, которая меня узнала, получаю у нее посадочный талон и слышу: «Приносим извинения за неудобства. Приятного полета. Мы рады вас видеть у нас. Нам очень нравятся ваши ПЕСНИ!»
- Да. Народ у нас вообще культурный. А вы сами можете ругнуться матом или считаете, что в человеке все должно быть прекрасно. Я слышала, что вы эстет внешне и производите впечатление человека «правильного». Это так?
- Ругаться могу. Иногда даже вслух. И матом бывает. Но все должно быть естественно. Про внешность ничего не скажу. Могу следить за собой, но могу с таким же успехом наплевательски относиться к своей внешности. Зависит от настроения и чувства меры.
А «правильные» это кто? Те, кто справа? Или те, кто правят? Не отнесу себя к ним. Ни по каким параметрам не подхожу. А если серьезно… Я не робот, а человек. У меня есть эмоции, привязанности и привычки. И я также как и все совершаю ошибки. За что-то мне совестно по сей день. А какие то моменты, которые могут показаться необдуманными и безрассудными, я бы не поменял ни за что. Они ценны за свою неповторимость. И вообще мне очень сложно что-то назвать абсолютно хорошим или абсолютно плохим.
- Мне кажется, у вас нет абсолютных плюсов и минусов. Вы предпочитаете метафоры. Я слышала, что к вашей грядущей выставке вы сняли кино, где метафорично изложили суть своего творчества.
- 22 ноября в Музее Виктории и Альберта в Лондоне пройдет презентация выставки «Степная история». Название экспозиции осталось старым, несмотря на то, что «степная история» закончилась. Но работы будут разновременные. Войдут и те, что были закончены совсем недавно. После музейной презентации выставка перекочует в галерейные залы Hay Hill Gallery. Там же в Лондоне.
А кино – слишком круто сказано. Это скорее клип. В общей сложности минут на десять. Отснято пять небольших сюжетов по мотивам картин. Где я выступил в качестве сценариста-раскадровщика. Режиссер и один из операторов приглашались из Москвы. Андрей Томашевский и Вартан Канцедал – профессиональная команда, участвовавшая во многих известных российских кинопроектах. Помимо них работали и улан-удэнские ребята фотографы – Сергей Акинфиев и Яна Ханхатова. Главная героиня – модель Анна Ши. Актеры – взрослые и дети – все из Улан-Удэ. Непрофессионалы, но это мне ближе и интересней. Персонажей для съемки старался подобрать похожими на своих картинных героев. Все. Больше ничего не скажу. Дабы сохранить интригу до окончательного монтажа.
Показываться будет во время экспозиций. До этого обычно показывалось слайд-шоу или документальный фильм. Теперь вот будет еще и клип. Кинообразы, возможно, чуть шире помогут зрителю взглянуть на природу вдохновения. На повседневные моменты, которые мы порой не замечаем. Но стоит чуть внимательней приглядеться и можно увидеть много прекрасного и неповторимого.
- Неплохой ход, ведь часто у людей с визуальной культурой сложновато. Даже у искушенных западных ценителей. А как вы считаете, в Бурятии развита визуальная культура?
- Про «культуру визуальную» – сложно ответить однозначно. Несмотря на то, что информации, в том числе касающейся культуры, благодаря масс-медиа и интернету сейчас много и она достаточно доступна, провинциальный менталитет все равно не позволяет быть открытыми всему новому. Быстро реагировать на новые веяния и тенденции. Но это не значит, что это плохо. Ведь это своего рода «защитная реакция». Благодаря этому сохраняется «местный» колорит и ощущение времени.
- Как мне кажется, наш местный колорит почти полностью задавлен западной маскультом и лишь творения мастеров могут вернуть их к созерцанию и пониманию своего. А что вы смотрите, читаете, слушаете? Кто ваши кумиры?
- В силу специфики профессии и просто искренней любви чаще смотрю все, что связано с современным искусством. Один из любимых фильмов о сегодняшнем артмире – «Выход через сувенирную лавку». А читать, в основном, и смотреть получается каталоги и альбомы разных художников, разные буклеты и журналы выставок и арт –шоу. Это в основном и заполняет домашние книжные полки. Хотя с плавным переходом на чтение виртуальной литературы постепенно отпадает необходимость покупать реальные книги. Это я замечаю и за собой.
Но зато обожаю смотреть детские книги. Хорошо написанных и иллюстрированных книг для детей не так уж и много. Тем более в Улан-Удэ. Иногда я привожу для дочери книги из поездок.
К музыке неравнодушен. Слушаю много. И много всего разного. С утра что-нибудь бодрящее позитивное типа AC/DC, самое то! После полудня за работой можно перейти к более серьезным вещам – Metallica или Iron Maiden как нельзя подойдут. К вечеру – поспокойнее лиричнее – баллады Guns N Roses и Aerosmith. Ближе к ночи, чтоб взбодрится, расчехляю свой Les Paul (электрогитара) и выхожу на балкон! Шучу. Но это совсем недалеко от правды. Гитар и громкой музыки стало несколько меньше. Младшему ребятенку всего три месяца. И он не всегда одобрительно относится к разного рода шуму.
Про кумиров ничего сказать не могу. Но когда-то в юности это был Виктор Цой. Вот он был настоящим кумиром. Для многих. Песни «Кино» слушаю до сих пор. Но, взрослея, сложнее привязываться к каким-то конкретным вещам. Есть художники, музыканты, режиссеры которых я могу выделить для себя. Но не более.
Во время учебы я открыл для себя средневекового итальянца Пьера дела Франческа. Позднее очень прикипел к Амедео Модильяни. Не так давно в Майами на арт-шоу я наткнулся на одну из ранее мне неизвестных его работ. До этого момента я два часа ходил по экспозиции размером со стадион и взгляд ни на чем не зацепился. И тут вдруг маленькая картина и сразу узнаваемое письмо художника. У меня даже глаза стали влажными. Такое вот бывает.
Из современных художников – меня тянет к концептуальному. Я не воспринимаю его как красивое или безобразное. Его органично принимаю как зеркало настоящего и порой ближайшего будущего. Каким в принципе искусство и было всегда. Тем не менее, все равно есть критерий: нравится – не нравится. Энди Уорхол, Мураками (художник, не писатель), Минджунг, Кунс, Кусама, Бэнкси, Хёрст и еще несколько не менее известных деятелей, кого могу определить в категорию «нравится».
На первый взгляд то, что мне нравится и то, что я делаю сам, покажутся совершенно противоположным. Но в постоянном переосмыслении и даже внутренней борьбе порой рождаются интересные идеи. И хотя у меня другая история, может быть, когда-нибудь вы увидите, к примеру, голову Ленина на площади Советов в огромном богатырском шлеме или трубу Байкальского ЦБК с надетым на нее резиновым изделием № 2, соответствующего размера.
(англ. celebrity — «известная личность»)